«Енисейская тема в творчестве Тойво Ряннеля». Урок в 8-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Живопись, как Книга книг, непознаваема до конца. Любой развивающийся художник может найти для себя бесконечные высоты гармонии.

Т. В. Ряннель

Зрительный ряд:

  • произведения Т. Ряннеля из его книги “Улуг-хем. Енисей. Ионесси”;
  • раздаточный материал с двумя репродукциями “Рождение Енисея”;
  • “рис.1” и “рис. 2”;

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

  • портрет Т. В. Ряннеля.

Материалы: тетрадь, бумага из альбома, акварель, кисти, губка.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Как бы мы ни старались добраться до первоистоков, до первопричины таланта, какие бы попытки не предпринимали подыскать к нему, к таланту, волшебные ключи, таинство творчества таковым и останется – загадочным и тайным… Да может быть, это и хорошо — неразгаданность Божьего дара? Не в этом суть.

Главное то, что сибирская живопись ушедшего XX века обогатилась работами крупного и самобытного мастера – народного художника России Тойво Васильевича Ряннеля, ленинградского финна, волей судьбы закинутого в Сибирь на выживание, но силой воли своего характера проделавшего такую титаническую и победоносную работу человеческого духа, какая многим даже и не снилась.

II. Объяснение задач урока.

Ребята, запишите, пожалуйста, тему урока (на доске). Ваша задача сегодня на уроке: внимательно прослушать рассказ о творчестве Т. В. Ряннеля и записать основные моменты по плану, который вы видите на доске; попытаться понять и прочувствовать настроение художника, его восхищение природой, его любовь к живописи, переданные зрителю через его колоритные полотна; а затем вам предстоит выполнить небольшой этюд пейзажа в технике акварели “по-сырому”: надо сначала слегка смочить лист с помощью губки и после краткой просушки красками нанести изображение. И в этом вам поможет художник Т.В. Ряннель.

План конспекта для учащихся:

  1. Где и когда родился Т. В. Ряннель?
  2. Когда он прибывал в Красноярский край?
  3. Где учился?
  4. Какая главная тема живописи?
  5. Назовите произведения т. Ряннеля.

III. Организация познавательной деятельности.

1. Т. Ряннель – поэт.

Учитель:

В одной из рецензий о творчестве Т. Ряннеля было написано:

“Ряннель — поэт. Природа для него — источник богатых впечатлений, которые он стремится претворить в зримые образы живо, эмоционально. Любой пейзажный мотив, самый обыденный и неприметный, обогащенный творческим видением художника, звучит у него как поэтическая новелла”[1].

Умение чувствовать природу, насыщать свои произведения глубокими человеческими переживаниями — отличительная особенность работ Т. Ряннеля. Цвет, колорит — основа картин художника, он служит важным, если не главным, средством выражения чувств и мыслей автора. В его работах можно ощутить и грустную прелесть осенних дней, и пронзительную в ясной солнечности красоту летнего дня, и могущество горных кедров то в летнем, то в зимнем наряде.

2. Биография Т.В. Ряннеля.

Учитель:

Родина Тойво Васильевича — деревня Тозерово на берегу Ладожского озера Ленинградской области. Кажется, художник должен был родиться именно в таком добротном месте — среди полей и перелесков, богатых на краски в любое время года: купающихся в летней зелени, утопающих в метельном зимнем серебре, полыхающих по осени багрянцем... Там глаза его с детства жадно черпали краски.

Кто из вас подготовил небольшой реферат о биографии художника?

Ученик:

“Когда Тойво исполнилось десять лет, в апреле 1931 года, семья Ряннелей была с корнями оторвана от родной земли и под надзором конвоиров покатила в сторону Сибири в вонючих товарных вагонах. Восемнадцать суток до Красноярска. Дальше — баржами по Енисею, а затем по Ангаре в Удерейский район Красноярского края до Мотыгина. Там, в таёжном краю, “где золото роют в горах”, Тойво начал свой нелёгкий путь как в жизни, так и в искусстве. С этого времени вся его жизнь, а затем и творчество связаны с Сибирью. “Сибирь вошла в моё творчество как чувство Родины!” — совсем недавно признался он.

Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. В течение многих месяцев, складывавшихся в годы, шагал он по таежным увалам, помня, что он не только геодезист, а и художник, и, быть может, в первую очередь художник. В его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов.

Свои работы Ряннель привез в Красноярск после войны.

Важным и памятным для Ряннеля был год 1948-й. Его активное выступление на межобластной выставке и на очередной краевой, посвященной 100-летию В. И. Сурикова, было высоко оценено зрителями и художественной общественностью. Ряннель был принят в члены Союза художников СССР. А в 1959 г. состоялась персональная выставка более 200 работ художника.

Творческие успехи, которых достиг Т. В. Ряннель в первые же годы, не снизили энергии поисков, не “усыпили” его. Чтобы шире познакомиться с краем, его природой, людьми, он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр” [1].

3. Енисей в творчестве Т. Ряннеля.

Учитель:

Сегодня на уроке мы вместе с художником совершим небольшое путешествие по могучей сибирской реке Енисею. Больше половины его картин, этюдов и акварелей так или иначе связаны с Енисеем.

В своем творчестве Т. Ряннель восхищается бесконечной ширью речных просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Его картины – это настоящая поэзия.

Принято считать, что Енисей – Улуг-Хем начинается при слиянии Бий-Хема и Каа-Хема. Ряннеля всегда волновал вопрос, какую же из многих горных речек, впадающих в озеро Кара-Балык, можно считать началом Большого Енисея – Бий-Хема. Он не мог согласиться, что Енисей не самая большая река в мире. В Сибирской энциклопедии началом Енисея названа река Хадар-Сук. А один знакомый художника, гидролог Иван Верюгин, считает, что началом Енисея является река Кок-Хем. Поди – разберись. И тогда художник поехал в Туву, к истокам Енисея, и спросил старого пастуха Куртэна, где рождается Енисей. А тот сначала спросил, знает ли он, кто такой Бель? А вы, ребята знаете кто такой Бель?

Ученик рассказывает легенду о рождении Енисея:

“Бель — это бог солнца, были у него владения без конца и без края и еще шестнадцать сыновей. Жили они в горах Удэгена, откуда и сейчас поднимается по утрам солнце. И послал Бель своих ребят посмотреть, нет ли где такого места, куда еще не заглядывал их отец. Но сыновья в дороге поссорились; каждому хотелось первому разрубить гору, вставшую на их пути. Спорили долго, а гора — ни с места. Рассердился тогда бог и превратил их в реку, река распилила гору, вот и получился Бий-Хем” [2].

Учитель:

Действительно, прежде, чем штурмовать хребет Оттуг-Тайга, Енисей принимает силу шестнадцати притоков, тех самых сынов солнца. Свой характер и богатырскую силу Енисей обретает на Большом водопаде. Одно из значительных произведений Т. Ряннеля так и называется – “Рождение Енисея” (демонстрация репродукции “Рождение Енисея”).

4. Произведение Т. Ряннеля “Рождение Енисея”.

В месте своего рождения Енисей напоминает водопад, который, разбиваясь в брызги о порожистые камни, стремительно несет свои воды меж скалистых берегов. Под волнующим впечатлением верхнеенисейского водопада Тойво Васильевич Ряннель сочинил вот такое прекрасное стихотворение:

Ученик:

Рождение Енисея
В таежной дали непролазной,
Где сказкой кажется заря,
В кругу богов мы правим праздник
Рождения богатыря.
Салют! И троекратный выстрел
Встречает громом водопад,
Гудит, гудит на горной выси
Лавинным грохотом раскат.
Вот так, торжественно и просто,
Бросая брызги в облака,
Здесь набирается упорства
В борьбе рожденная река.
В каком порыве постоянном,
С какою собранностью всей
Штурмует гордые Саяны
Неукротимый Енисей!

И мы развертываем крылья,
Взлетаем круто над рекой,
И в россыпи алмазной пыли
Хватаем радугу рукой!
Я обретаю дерзость птицы
И мускулы богатыря,
Я накален твоим величьем,
Готов для взрыва, как заряд!
Еще не раз преграды встанут,
Как зависть, камни затая,
Но ты пробьешься к океану,
Река моя — судьба моя!
Пускай меня бурун завертит
И крылья выбросит на слом,
Но в этот миг я был бессмертен
В звенящем имени твоем.[2]

Учитель:

Ребята, внимательно посмотрите на этот пейзаж (репродукция “Рождение Енисея”) и поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением, которое он оставляет в вашей душе.

Ученик:

Пейзаж оставляет волнующее впечатление. Ландшафт по-утреннему радостен. Художник применил яркие, сочные цвета, солнце еще невысоко, туман. Утро – время, когда природа просыпается. Тема пробуждения природы в этот ранний утренний час созвучна теме рождения могучей сибирской реки. Картина настолько реалистична, что, кажется, брызги водопада вот-вот долетят и до нас…

Учитель:

Обратите внимание, на каждой парте лежат ксерокопии пейзажа: один выполнен художником маслом, другой – акварелью. В конце урока вы должны определить живописную технику каждого из этих пейзажей.

5. Путешествие по Енисею.

Учитель:

Итак, давайте вместе с Т. Ряннелем отправимся в путешествие по Енисею, которое он описал в книге “Улуг-Хем. Енисей. Ионесси”. Это названия одной реки – Енисея. Она, как ни одна река в мире объединяет судьбы и думы многих народов, больших и малых, населяющих его берега.

Я попрошу кого-нибудь из ребят, кто хорошо ориентируется по географической карте, показать Енисей (ученик выходит к карте).

На верхнем Енисее много перекатов, порогов. Есть на Бий-Хеме грозный порог Даг-Ужар, или по-русски Хутинский порог, в который на маленьком плоту или на лодке выходить нельзя, ниже порога плавают бревна без сучков и задоринок, идеально отшлифованные (демонстрация репродукции “Порог Даг-Ужар”). Эта работа выполнена в технике “акварель по-сырому”. Не забывайте записывать названия работ художника в тетрадь.

Ученик у карты:

Бий-Хем и его младший брат Каа-Хем встречаются в столице Тувы Кызыле (демонстрация точки на карте). На встречу друг с другом они пришли из разных краев: в верховьях Бий-Хема в горах цветут эдельвейсы и бродят северные олени, а у истоков малого Енисея пасутся двугорбые верблюды. Реки братья встречаются в самом центре азиатского материка. Эта условная географическая точка обозначена высоким обелиском.

Вопрос: в каком городе находится географический центр Азии?

Ответ: в городе Кызыле – столице Тувы.

Учитель:

От Кызыла до Западных Саян Улуг-Хем – относительно спокойная река (демонстрация репродукции “Улуг-Хем”). Разбегаясь протоками, он образует “сорок Енисеев”, голубыми излучинами огибая скалы и горные кряжи. Берега Енисея напоминают здесь лунный пейзаж. Поворот за поворотом – и видишь историю образования гор в разрезе, как на хорошем макете. И только дымок костра или строительные конусы буровых возвращают в настоящее из загадочной экспедиции в далекое прошлое (демонстрация репродукции “Дорога в Саянах”, акварель и восковые мелки).

Ценители дикой красоты! Спешите увидеть Большой порог в Саянах. Пройдет немного лет, и здесь поднимется Саянское море. Плотина Саяно-Шушенской ГЭС высотой в 240 м гигантской изогнутой призмой сомкнет горы-берега. Дорогу к городку строителей пробивали в мраморных скалах, разрушая неповторимое месторождение лучшего в мире мрамора. “Чему эквивалентна эта материально-эстетическая потеря…”, – сокрушается художник (демонстрация репродукции “Дорога к створу”).

Вопрос: почему так сокрушается художник?

Ответ: потому что мрамор – ценный материал для скульптора.

Выходя из Саян, Енисей спешит еще и еще показать свои красоты – и мраморные скалы, и “Каменную деревню” древних хакасов…(демонстрация репродукции “Хакасия. Степной курган”).

Вопрос: как называются камни вокруг степного кургана?

Ответ: Чаатасы – камни войны.

А вот и знаменитый утес Хабас. Говорят, что в какой-то момент освещения глубокие тени выявляют лицо воина, печального и мужественного (демонстрация репродукции “Утес Хабас”, графика). В хакасском эпосе есть такая легенда о саянском богатыре Хабасе:

Ученик:

“Богатырь Хабас полюбил девушку из другого враждовавшего племени. Во время очередной войны Хабас и степная красавица погибли. Но сила их любви принесла мир в предгорья Саян – кончилась вражда племен”. [2]

Учитель:

Сейчас к этим легендарным хакасским скалам подошли волны Красноярского моря (демонстрация репродукции “Красноярское море”, акварель “по-сырому”).

Красноярская ГЭС – богатырь, созданный волей и руками людей. Ее надо видеть! Никакие рассказы и никакие картины не в силах передать величие стройки, ее масштабов (демонстрация репродукции “Красноярская ГЭС. Паводок”).

Город гидростроителей Дивногорск вырос на месте маленькой таежной деревушки – Знаменский скит (демонстрация репродукции “Дивногорск”). Слово “дивное” – это сибирский синоним слова “много”. Здесь много утесов и гор, чудесных и “дивных”.

И вот знаменитый Красный Яр – Кызыл-Яр – Тура – Красноярск.

Ученик у карты:

Город основан русскими землепроходцами в 1628 году. Городской пейзаж Красноярска тесно связан с величественной природой. Город встал на берегах и островах Енисея, поднялся на яры и горные склоны. Его невозможно представить без гигантских мостов и портовых кранов, без проспектов и пристаней (демонстрация репродукций “Красноярск. Набережная”, “Красноярск – город на Енисее”).

Здесь природа вошла не только в пластический образ города, но и в сердце и характер красноярцев. “Краснояры – сердцем яры” – строку из старинной песни любил повторять великий русский художник, прославивший свой родной город на весь мир через свои творения “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”…

Вопрос: Ребята, как зовут этого художника?

Ответ: Василий Иванович Суриков.

Вопрос: Назовите, пожалуйста, картины В.И. Сурикова, посвященные Сибири.

Ответ: “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Меншиков в Березове”.

Ученик, работавший по карте садится на свое место.

Учитель:

Когда крылатый теплоход качнет на волнах Казачинского порога, не забудьте посмотреть на каменный лесистый остров “Кораблик” у правого берега (демонстрация репродукции “Казачинский порог”).

Ангара, дочь Байкала, приходит в объятия могучего Енисея стремительная и светлая. Сразу даже не поймешь, кто кого обнимает. Ангара несет с собой больше воды, чем Енисей (демонстрация репродукции “Ангара встречается с Енисеем”).

Дальше – Енисейск, город, прославленный великими именами путешественников-первооткрывателей: Семена Челюскина, Харитона Лаптева, Никифора Бегичева.

Задание: найти информацию об открытиях, совершенных этими смелыми людьми.

Второй большой приток Енисея – Подкаменная Тунгуска – река дикой, неповторимой красоты: ее скалы неожиданной причудливой формы столь же уникальны, как красноярские “Столбы” (демонстрация репродукции “Дивные горы”).

Вопрос: Ребята, вспомните, какой народ живет в районе Подкаменной и Нижней Тунгусок?

Ответ: эвенки.

Учитель:

И вот мы уже у Полярного круга. Енисей – теплая река. Вместе с ним далеко на север шагают березы, на Полярном круге цветет черемуха…

В июне здесь большой полярный день, светлая розовая ночь длится лишь один момент, когда красный диск солнца коснется горизонта, чтобы снова начать плавный полет над сибирскими просторами. Удивительное состояние бывает в природе розовой ночью – все пронизано пурпурным светом; только пламя костра на фоне далекого мыса кажется фосфорически зеленым (демонстрация репродукций “Белая ночь”, “У Полярного круга”, акварель “по-сырому”).

Вопрос: теперь вы, наверное, скажете, на каком рисунке картина “Рождение Енисея” выполнена акварелью “по-сырому”?

Ответ: на рисунке 2.

Рис. 2

Рис. 2

Игарка и Дудинка – города-порты. Порт Дудинка принимает грузы для горняков и металлургов нашего родного города – Норильска (демонстрация репродукции “В Дудинке”).

Мы отдаем якорь возле Гольчихи. Здесь Енисей встречается с Енисейским заливом Карского моря Северного Ледовитого океана. Словно на прощание Енисей сближает свои берега. По обе стороны реки видны избушки и чумы. Здесь кончается Енисей-река (демонстрация репродукции “Енисей становится морем”). “Разве можно скучать в низовьях Енисея, где река и море сразу в одном лице, и дневное, и ночное солнце кружит над тобой, и белые чайки бывают и голубыми, и розовыми сразу…” – пишет в своей книге Т. Ряннель. [2]

Вот так поэтическим языком описал свое путешествие по впечатлениям и наброскам разных лет Тойво Ряннель – художник, поэт, путешественник.

IV. Задание.

выполнить на половинке альбомного листа этюд пейзажа в технике “по-сырому” по представлению и впечатлению, которое оказало на вас это путешествие.

Учитель:

Давайте проверим, что вы успели записать о биографии и творчестве Т. В. Ряннеля.

Ученик читает конспект, записанный в тетради.

Учитель:

Вспомните правила линейной и воздушной перспективы в пейзаже.

Ученик:

С удалением от переднего плана размеры предметов пропорционально уменьшаются; параллельные линии (дороги, реки) сходятся в точке схода; по мере удаления в глубину пространства очертания предметов как бы смягчаются, объем ощущается менее определенно; свет и тень предметов на переднем плане контрастнее, чем на удаленных предметах; цвета предметов на ближнем плане ярче, чем на дальнем. [3]

V. Практическая работа учащихся.

Учитель оценивает ответы и выступления учащихся; оказывает практическую помощь.

VI. Вывод.

Чем больше душа у человека, тем больше у неё потребности для самовыражения. Неугомонный дух художника позволяет ему жить интересно, масштабно. Т. В. Ряннель всё время раздвигает свои творческие горизонты и тем самым даёт человеку, живущему рядом, убедиться в том, что силы наши неисчерпаемы: человек очень многое может, если захочет. Вы своими работами тоже доказали это (рис. 3 – Харина Карина, рис. 4 – Егорова Рита, рис. 5 – Григорьева Валерия, рис. 6 – Лиханов Андрей, рис. 7 – Кулаков Дима).

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

img6.jpg (48240 bytes)

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

VII. Анализ, самоанализ и оценка творческих работ.

 Использованная литература

  1. Т. Ряннель. Мой белый свет. – Красноярск: Издательство “Растр”, 2001.
  2. Т. Ряннель. “Улуг-хем. Енисей. Ионесси”, – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1970.
  3. Г.В. Беда. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.