Элемент блочной технологии изучения физики

Разделы: Физика


1. Классификационные параметры технологии

По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная и биогенная.
По концепции усвоения: в большей степени ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: информационная и операционная, ЗУН и СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, комплексная.
По типу управления познавательной деятельностью: групповая и дифференцированная.
По организационным формам: лекционно-семинарско-зачетная.
По подходу к ребенку: все формы.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная и проблемная.
По категории обучаемых: массовая.
По содержанию модификаций и модернизаций: технология на основе методического усовершенствования и дидактического реструктурирования учебного материала.

Любая общепедагогическая общеобразовательная технология основывается на определенном философском фундаменте. Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей. Достаточно определенно философские позиции прослеживаются в содержании образования, в содержании учебных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не даёт целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе.

Социогенные технологии – представляют личность как “чистый лист”, на который записывается социальный опыт человека, результаты обучения.

Биогенные технологии – предполагают, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом, внешняя среда лишь реализует наследственные данные.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга. Их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными фактами, событиями, в чем-то сходными и различными.

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность: восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти; применение усвоенного в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определенной последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применение знаний на практике.

Информационная технология – формирование школьных знаний, умений и навыков по предметам.

Операционная технология – формирование способов умственных действий.

2. Концептуальные положения технологии

Для того чтобы знание было мобильным, учащийся должен быть способным обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Таким образом, он должен быть своего рода инженером знаний.
Базовый уровень следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.
Совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
Вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику.
Признание права ученика на выбор уровня обучения.
Ученик должен испытывать учебный успех.

3. Особенности содержания

Наличие обязательного базового уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.
Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся.
Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся.
Система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют).
Наряду с базовым уровнем, учащимся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием предмета.

4. Особенности методики

Блочная подача материала.
Наличие учебно-методического комплекса.

5.Оценка знаний

Предусматривается:

тематический контроль;
проверка обязательного уровня подготовки;
открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
повышение оценки за достижения сверх базового уровня;
возможность “дробных” зачетов.

Обобщенная схема блочной технологии обучения

Назначение отдельных блоков

Перестройка процесса обучения на блочной основе позволяет:

интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки блоков учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах;
использовать блоки в качестве сценариев для создания педагогических программных средств;
акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления познавательной деятельностью учащихся;
сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала на основе адекватного комплекса методов и форм обучения.

Блочная технология обучения основана на принципе системного квантования, который вытекает из требований теории сжатия учебной информации, к которым можно отнести элементы содержательного обобщения, теорию укрупнения дидактических единиц и концепцию инженерии знаний. Кроме того, этот принцип предполагает учет следующих психолого-педагогических закономерностей:

учебный материал большого объема запоминается с трудом;
учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие;
выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

Основной дидактической функцией блока “вход” является осуществление анализирующего контроля. Главная особенность этого контроля заключается в том, что задания предполагают актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые необходимы для усвоения содержания всего проблемного блока.

Исторический блок представляет собой краткий экскурс, раскрывающий происхождение понятия, теоремы, задачи с анализом возникавших при этом заблуждений и ошибок посредством постановки историко-научных проблем.

Блок актуализации включает в себя опорные понятия и способы действия, необходимые для усвоения нового учебного материала, представленного в проблемном блоке.

Экспериментальный блок содержит описание эмпирического материала (учебного эксперимента, лабораторной работы и т.д.) для вывода формулировок, экспериментальных формул.

Проблемный блок выполняет функцию постановки укрупненной проблемы. Иногда проблемный блок может быть совмещен с историческим.

Блок обобщения выполняет функцию первичного системного представления содержания проблемного блока. Структурно этот блок может быть скомпонован с использованием различных моделей инженерии знаний.

Основной учебный материал проблемного блока располагается в теоретическом блоке. Учебные элементы этой части проблемного блока отличаются от других элементов и имеют свою логику построения, совпадающую с принципиальной схемой решения проблем. Структурно-учебный элемент теоретического блока имеет следующие ячейки: дидактическая цель, формулировка проблемы (задачи), обоснование гипотезы, решение проблемы, контрольный тест.

Основной функцией блока генерализации является отражение решения укрупненной проблемы и конечное обобщение содержания проблемного блока.

Блок применения включает в себя решение историко-научной проблемы, постановка которой была осуществлена в историческом блоке, а также содержит систему задач и упражнений на отработку новых способов действия и применения изученного материала на практике.

Блок стыковки представляет решение укрупненной проблемы, постановка которой была произведена в проблемном блоке, а также точки пересечения пройденного материала с содержанием смежных дисциплин.

Блок углубления содержит учебный материал повышенной сложности и предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.

Блок “выход” служит своего рода “контролером”, преграждающим путь бракованной продукции. Учащийся, не выполнивший того или иного требования блока “выход”, возвращается к тому элементу проблемного блока, в котором у него есть пробел. Причем блок “выход” варьируется в зависимости от полного, сокращенного или углубленного варианта проблемного блока.