Внеклассное мероприятие по творчеству В.П. Астафьева "Память жива"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели.

  • Расширить знания о творчестве В.П. Астафьева.
  • Развивать мышление, память, внимание.
  • Воспитывать любовь к литературе, к своему родному краю.

Оборудование. Портрет В.П. Астафьева, книги (выставка), рисунки, нарисованные детьми, из его произведений, видеокассета.

Ход мероприятия.

1. На доске портрет В.П. Астафьева, рисунки детей к его произведениям, выставка книг автора.

2. Вступительное слово учителя.

– “Сегодня мы будем говорить о нашем земляке, писателе В.П. Астафьеве. Его произведения хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Они отличаются высокой культурой, глубиной постижения духовных ценностей жизни”.

3. Биография В. Астафьева (ученик).

Родился Виктор Петрович Астафьев 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска. Все детство Витя Астафьев провел в детдоме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов – воспитатель в детдоме.

Василий Иванович, будто угадав, что Витю не только много унижали, попрекали хлебом, даже тем, что он зачем-то живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.

Витя любил читать без разбора и передыха все, что пропадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом.

На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василии Ивановиче, тот частенько твердил ему о его “природных данных”, о ” несомненной литературной одаренности “, и от этих слов Витя впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение. Однако, потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.

Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу. Впервые за все время существования 5-Б класса даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно. Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества. Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П. Астафьев с радостью написал о нем статью, которую напечатал журнал “Октябрь”. Виктор Астафьев окончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город – Чусовой. В.П. Астафьев работал сначала где придется, затем попал в горячий цех. Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная. Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши – для колбасного завода. Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать мясо в бочки – труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом – вахтером на заводе по ночам. Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того как уснут дети, он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”, они положили начало его литературного пути.

4. Какие произведения В. Астафьева читали? (Учитель)

Дети:

  • “Гуси в полынье”,
  • “Капалуха”,
  • “Зорькина песня”,
  • “Стрижонок Скрип”,
  • “Васюткино озеро”,
  • и т.д.

5. Отгадав кроссворд, вы узнаете, сколько лет исполняется писателю.

 

  1. Любимое время года. (осень)
  2. Месяц, в котором родился писатель. (май)
  3. За книгу “Царь-рыба” ему была присуждена … (премия)
  4. “… русскому огороду”. (Ода)
  5. “Васюткино …”. (озеро)
  6. Национальность писателя. (русский)
  7. “Зорькина …”. (песня)
  8. Астафьев родился недалеко от города… (Красноярск)
  9. У него не было родителей, значит он… (сирота)
  10. Кем он был на фронте? (солдат)
  11. Отчество Астафьева. (Петрович)

6. О судьбе рассказа “Васюткино озеро”.

Ученик. Судьба рассказа очень любопытна. Учитель И.Д. Рождественский предложил написать сочинение на вольную тему: как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, обо всем и написал. Сочинение мое было напечатано в журнале под заголовком “Жив”. Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить все в памяти. Вот так и получилось “Васюткино озеро”.

Учитель. Что же помогло Васютке выжить?

Дети. Наблюдательность, сила воли, знания.

7. Викторина по произведениям Астафьева.

  1. “Не прошло и 5 минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся!”
  2. “Все стрижи высыпали из норок, глядят– никого нет.”
  3. “– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел”.
  4. “Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом”.
  5. “Внезапно одного гуся течением отделило от стайки”.
  6. “Бабушка ворота открывала, Ястреба под узду брала, по двору не ходила она, а прямо летала”.
  7. “Лежит огурец-удалец, дразнится”.

Ответы: 1. Васюткино озеро. 2. Стрижонок Скрип. 3. Капалуха. 4. Зорькина песня. 5. Гуси в полынье. 6. Бабушкин праздник. 7. Ода русскому огороду. 8. Большую роль в его жизни сыграла бабушка. Она научила его замечать красоту в природе, не нарушать её.

Отрывки из “Зорькиной песни” (ученики).

1 ученик. Бабушка разбудила меня рано утром, мы пошли на увал по землянику. Деревня еще тихо спала. Пастух не выгонял сонных и неповоротливых коров за поскотину. Сначала бабушка, а потом и я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Местами мы низко пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку, и мне за воротник и на голову выливалась студеная роса. Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ. А бабушка, вытирая мою стриженую голову, уверяла, что от росы да от дождя люди растут большие-большие.

2 ученик. Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким и чистым голосом, как будто она и не спала

– Что это? – спросил я шепотом.

– Это зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц оповещает. И правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов – и пошло, пошло! Их было много, и были они один звонче другого. – Зорька поет!

Зорька поет! – закричал я и запрыгал.

– Зорька поет! Значит, утро идет – сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу.

9. Просмотр кассеты (отрывок, где показано, как писатель едет на теплоходе….)

10. Итог:

– Какой след оставило в ваших душах всё, что вы прочитали, услышали, увидели?

(Высказывания детей).

1 ученик. Книги В. Астафьева научили меня любить природу, не убивать животных. Они оставляют в душе добрые воспоминания.

2 ученик. Книги учат нас быть сильными, наблюдательными, изучать и знать тайны природы.

3 ученик. Я полюбил еще больше природу. Раньше я не замечал, какая она красивая. Я тоже хочу стать писателем.

Учитель: В.П. Астафьев – удивительный человек, он познал много трудностей в жизни, но не запутался, ни единым пятнышком не испачкал своей биографии.