Формирование психосоциальной компетентности воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Открытое занятие "Взгляд в будущее"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


102070 Герт Н

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении.

Выполнить такие задачи в рамках традиционной школы очень трудно. В современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социально-психологических навыков или отдельных их элементов.

Особенно остры и тяжелы эти проблемы для детей, лишенных попечения родителей и воспитывающихся в государственных учреждениях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых детских учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют во всех странах, где преобладает интернатная система воспитания детей-сирот. В течение всего срока содержания ребенка в государственном учреждении его персонал отвечает за здоровье своих воспитанников, вследствие чего, после долгого пребывания в искусственно благополучном замкнутом пространстве, воспитанники интернатных учреждений приобретают ряд особенностей, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь. В дальнейшем все это приводит к ряду проблем, связанных с неблагополучием личной и семейной жизни, профессиональной деятельности: самоопределением, социальной адаптацией, самореализацией.

Система деятельности по целенаправленному формированию психосоциальной компетентности воспитанников - недавно возникшее направление психологической службы. Для этого была разработана комплексная программа психологического содействия успешной адаптации в социуме ребенка, лишенного попечения родителей.

Задача программы – не формирование человека по заданным образцам, а помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении свободы, и ответственности за жизненные выборы.

Главная цель – способствовать раскрытию и развитию сущности человека, его позитивного потенциала, успешной адаптации в обществе.

Данная программа сквозная и включает в себя 7 блоков, соответствующих разным ступеням, решающим конкретные цели и задачи:

1 – ЛИЧНОСТНЫЙ “В лабиринтах собственного Я” - 5 класс;

2 – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ “В гармонии с собой и миром” - 6 класс;

3, 4 – КОММУНИКАТИВНЫЙ “Навыки конструктивного взаимодействия” - 7-8 классы;

5 – СОЦИАЛЬНЫЙ “Алгоритм успеха” - 9 класс;

6 – СЕМИЙНЫЙ “Философия счастья” - 10 класс;

7 - ИНТЕГРАЦИОННЫЙ “Мой путь” - 11 класс.

Значение программы состоит в том, что подлинная гуманизация и гуманитаризация образования не может быть осуществлена без разработки и внедрения курсов, связанных с практическим человекознанием и в том числе его психологическим аспектом. У учащихся уже среднего звена отмечается повышенный интерес к изучению собственного внутреннего мира, собственных особенностей и возможностей, межличностных отношений и, в целом, духовной и душевной составляющих собственной жизни. Таким образом, учебный курс, включающий практически ориентированную психологическую подготовку, отвечает как запросам учащихся, так и ориентации системы образования на гуманизацию и гуманитаризацию.

Помимо этого, существуют и другие значимые причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе-интернате.

Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.

Во-вторых, такое обучение должно проводиться как можно раньше, еще до того, как подростком приняты установки асоциального поведения. Обучение по данному курсу способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениями и умению нести ответственность за свои действия.

В-третьих, подобный курс является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуются умение общаться и эмпатия (для будущих медиков и воспитателей), умение решать проблемы, творческое мышление, умение справляться с эмоциями и стрессом (для менеджеров, журналистов, управленцев), умение работать с информацией (для каждого человека в современном мире).

Данный интегрированный курс успешно реализуется в нашей школе –интернате уже второй год и пользуется успехом у воспитанников. Я предлагаю одно из занятий данного курса для учащихся 9-х классов.

Открытое занятие - “ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ”

Успех нужно измерять не столько состоянием, которого человек достиг в жизни, сколько теми преградами, которые он преодолел, добиваясь успеха.

Д. Вашингтон.

Цели:

  • формирование мотивации на самопознание и саморазвитие;
  • расширение жизненной перспективы, обозначение взаимосвязей между всеми этапными решениями, демонстрация возможности и необходимости выстраивания долгосрочной жизненной перспективы.

Участники: учащиеся 9-х классов и выпускники школы-интерната прошлых лет.

Ход занятия

Разминка.

Приветствие-знакомство.

Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените), на первую букву имени, по кругу. Например: Оля – общительная.

Упражнение “Пересядьте все те, кто…”

Ведущий. Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признакам. Например: “Пересядьте все те, кто любит собак,”- и все , кто любит собак, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест , а тот кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Упражнение “Интервью успешного человека”.

Члены группы разбиваются по парам (с помощью разрезных карточек, что позволяет объединить в пару выпускника и воспитанника) и расходятся в разные стороны.

Ведущий. Ваша задача взять друг у друга интервью, задав как можно больше вопросов, и выяснив, в чем успешен ваш партнер, что ему больше всего в жизни удается. Затем вы должны представить по очереди друг друга всем участникам встречи.

По окончании упражнения члены группы делятся впечатлениями. какое представление им больше всего запомнилось, что нового узнали о своих сверстниках и гостях, что показалось наиболее интересным.

Упражнение “Моя линия жизни”.

Ведущий. Я хочу вам предложить небольшое, но увлекательное задание. Всем, наверное, знакомо слово “биография”. Его точное значение- это жизнеописание. Автобиография- это описание своей жизни. Автобиографию нужно писать при приеме на работу или  поступлении в учебное заведение и т.п. Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека. Но ваше задание будет еще необычнее. Давайте попробуем “написать” свою “автобиографию будущего”. Загляните немного вперед. Подумайте и помечтайте. Не ограничивайте свою фантазию (дается определенное время на размышление). Сейчас мы попытаемся, как на картине, представить своё будущее, воссоздать индивидуальный жизненный путь. Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины (можно вертикально или горизонтально). Начало вектора в точке рождения. Обозначьте на линии место, где вы находитесь сейчас и укажите возраст. Вот так (рисуется на доске или ватмане).

Готово? А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на “линии жизни”-время, цели (предлагается небольшой временной промежуток от 15 до 40 лет, т.к. возраст участников встречи от 14 до 30 лет и предыдущий опыт показывает, что дальше подростки не “заглядывают”). Те, кто уже прошел достаточный путь на этом промежутке, вспомните какие цели вы ставили в 15, 20 лет, вернитесь в прошлое. А те кто только вступил на этот отрезок, подумайте о чем вы мечтаете, на что надеетесь, к чему стремитесь, какие цели ставите перед собой? (Дается время на размышление и работу). Затем предлагается вывесить свои листы на стене, чтобы с ними могли ознакомиться все участники ( необходимо предупредить, что можно не подписывать свои листы). После этого ребята озвучивают свой выбор (тоже только по желанию): какой личностный смысл каждый вкладывает в цель? Что под ней понимает? Почему именно эта цель представляется наиболее важной и именно в этот период?

Ведущий. Пути достижения жизненных целей разные. На дороге у вас встречались и встретятся проблемы, преграды. Как решить эти проблемы? Сегодня у вас, есть великолепная возможность обменятся знаниями, опытом решения этих вопросов. Ведь у нас собрались такие разные люди: “зеленая” юность на пороге жизненных открытий; “красная” яркая насыщенная борьбой и становлением молодость; “солнечная”, излучающая свет и тепло зрелость, умудренная знаниями и опытом.

Давайте для этого разделимся на группы. Я их уже обозначила

- партия “зеленых”(от14 до 18лет), партия “красных” (от18 до 25лет), партия “солнечных” (от 25 и далее). Займите свои места за столами. Ваша задача записать в проблемные листы те цели, которые вы обозначили на индивидуальных жизненных линиях. Затем определить какие проблемы, преграды встретились или возникнут по вашему мнению на пути достижения этих целей. Как вы решили или собираетесь решать эти проблемы. Кто вам помог, оказал поддержку или к кому вы думаете обратиться за советом, помощью.

ЦЕЛИ

ПРОБЛЕМЫ

ПУТИ РЕШЕНИЯ

КТО ПОМОЖЕТ

       

После работы в группах представители от каждой группы озвучивают свои наработки. Лучше всего начинать с подростков. Те проблемы, которые они считают возникнут у них на пути, тоже встречались у представителей старшего поколения, и они могут поделиться своим опытом.

По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями. Кто-то наконец понял, в чем проблема, в поиске решения; кто-то и сам именно этот ответ приготовил, а услышав его из других уст, убедился в своей правоте; у кого-то ушло беспокойство по поводу сложности разрешения проблемы, потому что решение очевидно. Упражнение дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления.

Завершение.

Упражнение “Покажи пальцем”.

Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает участникам показывать пальцем на того, кто с их точки зрения, обладает определенным свойством. Например: “покажите самых активных сегодня. Самых веселых. Самых обаятельных. Тех, кто помог вам сегодня. Тех, кто нас сегодня удивил. Тех. кто были звездами группы и т.п.”.

Рефлексия. Ведущий предлагает поделиться чувствами, мыслями, состоянием, задать вопросы ведущим или друг другу.