Турнир знатоков права

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно–нравственном смысле понятия “гражданин”.

Задачи:

1 – воспитывать у школьников гражданские качества и патриотизм,

2 – формировать базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

Форма проведения: турнир. Игра состоит из 7 конкурсов. В перерывах между конкурсами проводятся игры со зрителями, где болельщики могут принести дополнительные баллы своим командам.

Подготовительная работа. Командам дается домашнее задание:

1 – повторить гимн России,

2 – ознакомиться с изображениями флага, герба РФ и герба г. Красноярска,

3 – изучить статьи Конституции РФ “Права и свободы человека и гражданина” и выбрать  2 статьи, обративших на себя особое внимание, и “зашифровать” их в рисунке–пиктограмме.

Разминка. Игра “Звери”

Каждому из участников игры говорится на ухо, каким зверем он будет (например, кошкой, львом, белкой). После этого все “звери” должны крепко взяться за руки, согнутые в локтях. Ведущий громко называет какого–то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Игра начинается. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные имена, а остальных называет одинаково (например, суслик). Сначала называются разные звери. Все играющие стремятся изо всех сил удержать названного “зверя”. Затем ведущий называет суслика, все “суслики” резко приседают и…

Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех, снимает напряжение.

Конкурс “Государственные символы”

Государственный флаг

Каждой команде выдается конверт с наборами полосок, звездочек, эмблем, вырезанных из цветной бумаги; альбомный лист, который уже расчерчен на 6 частей, каждая часть подписана соответствующим ей флагом.

Задание: необходимо собрать и наклеить государственные флаги в соответствующие квадраты: а) России, б) Украины, в) Канады, г) Соединенных Штатов Америки, д) Европейского Союза (ЕС), е) Организации Объединенных Наций (ООН)

Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Государственный гимн

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна Российской Федерации.

Задание: необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна Российского Федерации

1.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!

2.

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

3.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Государственный герб

Команды получают изображения государственного герба Российской Федерации и города Красноярска с ошибками.

Задание: необходимо найти в каждом из них по 3 ошибки.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.

Правильный ответ. В приведенном изображении герба РФ допущены следующие ошибки: у орла нет лапок, в которых должны быть скипетр и держава; недостает третьей короны, которая располагается между головами орла; на груди орла отсутствует герб Москвы (изображение святого Георгия Победоносца).

В изображении герба г. Красноярска допущены следующие ошибки: у льва отсутствует хвост, в лапах у льва нет серпа и лопаты.

После первого конкурса жюри подводит итог. В это время проводится игра со зрительным залом. За каждый правильный ответ болельщики получают по 0,5 балла. Заработанные баллы болельщики отдают своим командам.

Вопросы болельщикам:

1. Сколько субъектов в Российской Федерации:

а) 89
б) 87
в) 82
г) 85

2. Определите степень родства “Отец внука”:

а) сын
б) дед
в) тесть
г) сосед

3. Кто автор слов “Безумству храбрых поем мы песню”:

а) Лермонтов М.Ю.
б) Маяковский В.В.
в) Горький М.
г) Астафьев В.П.

4. Как называют человека, который равнодушен к судьбе Отечества? (обыватель)

5. Как называют человека, “в ком нет любви к стране родной” (Т.Г. Шевченко)? (калека)

6. Боязнь всего; черта, противоположная мужеству (трусость).

7. Назовите главный Закон страны. Когда этот закон был принят? (конституция РФ, принята 12 декабря 1993 года)

8. Назовите фамилию автора текста и композитора гимна России (слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова).

Конкурс “Государственная власть”

Команды выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

Время на выполнение – 15 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Президент РФ является:

а) главой государства
б) главой правительства РФ
в) главой парламента РФ
г) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации

Правильный ответ: Президент РФ является Главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

2. Парламент России называется:

а) Советом Федерации
б) Федеральным собранием
в) Государственной Думой
в) Верховным Советом.

Правильный ответ: Федеральным собранием.

3. Команды получают карточки с заданием: выделите качества, которые необходимы человеку, имеющему власть над другими: тщеславие, человеколюбие, смелость, угодливость, настойчивость, целеустремленность, неразборчивость в средствах, страсть к обогащению, властолюбие, альтруизм.

Правильный ответ: человеколюбие, смелость, настойчивость, целеустремленность, альтруизм.

4. Суды в России:

а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие в России
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Правильный ответ: осуществляют правосудие в России; являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Конкурс капитанов

Ведущий: когда вам исполнится 18 лет, вы сможете участвовать в выборах президента, депутатов Государственной Думы, представителей местных органов власти. А когда вам исполнится 35 лет, вы сможете сами попытаться стать Президентом.

Представьте, что вы начали предвыборную борьбу и хотите привлечь на свою сторону избирателей. Для этого нужна привлекательная для людей предвыборная программа.

Капитаны команд получают карточку, на которой написано задание. Попробуйте составить предвыборную программу, используя следующий план. Итак, если я стану Президентом, то добьюсь:

В экономике …

В жилищном строительстве …

В жизни семей …

В жизни женщин …

В области охраны природы …

В сфере межнациональных отношений …

В жизни молодежи …

Время на выполнение задания – 10 минут. Лучшая предвыборная программа оценивается жюри в 5 баллов.

Пока капитаны готовят свое задание, в это время проводится игра со зрителями. Нужно назвать наибольшее количество пословиц, в которых отражаются поступки и качества человека. Например: Правда глаза колет; дружба дружбой, а служба службой; за правду, за честь хоть голову снесть; старый друг лучше новых двух; бедность не порок; правда города берет.

Болельщики, которые последними называют пословицу, приносят своей команде дополнительно 1 балл.

В это время жюри подводят итоги за 2 конкурса и называют общий счет команд.

Конкурс “Преступление и наказание”

Уголовное наказание

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний.

Задание. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным Кодексом РФ: лишение свободы; ссылка, высылка; предание публичному позору; штраф; четвертование; избиение плетьми; смертная казнь; бессрочная каторга; конфискация имущества.

Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ: лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.

Возраст

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.

Задание. Во время перечисления ведущим преступлений команды поднимают ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.

Правильные ответы: убийство (14 лет), причинение тяжкого вреда здоровью (14 лет), кража (14 лет), грабеж (14 лет), вымогательство (14 лет), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (14 лет), бандитизм (16 лет), получение взятки (16 лет).

Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).

Обстоятельства

Задание: отметьте, что, на ваш взгляд, больше относится к тем обстоятельствам, которые могут смягчить наказание преступника (отметьте знаком “–“); что – к тем, которые могут его усилить (отметьте знаком “+”); а что – к тем, которые не могут повлиять на наказание (отметьте знаком “0”).

Время на обсуждение – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Команды получают карточки с обстоятельствами:

1 – оскорбил, но публично попросил прощения ( – )

2 – украл во время землетрясения ( 0 )

3 – отнимая мелкие деньги, не знал, что это грабеж ( 0 )

4 – залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой 0 )

5 – втроем договорились и обокрали склад магазина ( + )

6 – в пьяном виде приставал к гражданам ( 0 )

7 – после задержания помог следствию разобраться в преступлении, задержать сообщников ( – )

8 – будучи подсудимым, назвал на суде участником того, кто драться отказался ( + )

9 – не знал, что хранение краденого является соучастием в преступлении ( 0 )

10 – явился с повинной и рассказал о совершенном преступлении ( – )

Жюри подводят итог конкурса “Преступление и наказание”

Конкурс “Наша Родина”

Официальное название

Команды получают карточки: Россия, Российская Республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых государств (СНГ).

Задание: команды должны выбрать карточку с правильным официальным названием нашей страны. Время на выполнение – 30 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ: Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если прозвучали оба официальных названий нашей страны.

Территория

Каждая команда получает карту России (она может представлять собой лист бумаги с контуром границ страны) и карточки с названиями стран: США, Япония, Великобритания, Германия, Китай, Финляндия, Казахстан, Индия, Монголия, Белоруссия.

Задание: выбрать из набора страны, граничащие с Россией, и приклеить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной. Можно усложнить задание, попросив назвать столицы этих государств, имена их руководителей.

Время на выполнение задания – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ: Япония (на востоке), Китай (на юго–востоке), Монголия (на юго–востоке), Казахстан (на юге), Белоруссия (на западе), Финляндия (на северо–западе).

Население

Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России.

Задание: выделить (поставить галочку) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).

Нации: татары, башкиры, якуты, финны, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, узбеки, калмыки, турки.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ: татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки.

Жюри оценивают конкурс “Наша Родина” и объявляют общий счет за 5 конкурсов. Пока работает жюри, проводится конкурс “Патриотической песни”. Болельщики своих команд по очереди поют песни. Кто заканчивает последними, те и приносят своей команде дополнительный 1 балл.

Конкурс “Гражданин России”

Права и свободы граждан

Командам раздают карточки с заданиями.

Задание 1. Выписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина в соответствующие пустые строки:

а) Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на (личную неприкосновенность, жизнь и свободу);

б) Брак королевича Елисея и царевны был заключен при (свободном и обоюдном согласии);

в) Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на (неприкосновенность жилища).

Задание 2. Подумать и написать 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок (например, на достойный уровень жизни; свободно выражать свои взгляды и мысли; на имя, фамилию, отчество; исповедовать любую религию; на образование; на защиту от жестокого обращения с детьми).

Время на выполнение двух заданий – 3 минуты. За каждое правильно выполненное задание команды получают по 0,5 балла. За первое задание команда может получить 1,5 балла, за второе – 3 балла, в общей сложности за этот конкурс команда может получить 4,5 балла.

Конкурс “Домашнее задание”

Каждой команде было задано домашнее задание: изучить статьи Конституции и выбрать 2 статьи, обратившие на себя особе внимание, и “зашифровать” их в рисунке–пиктограмме.

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое–то сообщение.

Время на расшифровывание одной пиктограммы – 1 минута. За домашнее задание – 5 баллов.

Жюри подсчитывает количество баллов за последние два конкурса, называют общий счет и объявляют победителя.