Организация работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Материал в представленном перспективном плане расположен понедельно, с постепенным усложнением, с учетом дидактических целей и возраста.

Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе

I квартал

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

сентябрь

Беседа “Каждый имеет право”

Ж.”Обруч” №5-2001 стр.28 “Ваши права”, - Е.Шабельник, Е.Каширцева

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Ж. “Обруч” №5/2001

Чтение стихов “В какой стране хотел бы жить?”

Ж. “Читаем, учим, играем”

№3/2002 стр.7

Беседа “Как люди пришли к тому, что права надо защищать”

Ж. “Читаем, учимся, играем”

№3/2002 стр.17

октябрь

Беседа “Мы все разные, но мы все равны”

Ж. “Ребенок в детском саду” №5/2002 стр.83

Проблемные ситуации на тему: “Мы все разные, но мы все равны”

Ж. “Ребенок в детском саду”

№5/2002 стр.84

Игра “Спиной друг к другу”

Ж. “Ребенок в детском саду”

№5/2002 стр.83

“Конкурсы Бабы-Яги во дворце сказок”

Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.18

ноябрь

Чтение “Приключения маленького человечка” А.Усачева

Беседа: “Ты и твои права”

Авторский конспект

Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11)

Ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки”

Игровая программа “Азбука правоведения”, - совместно с родителями

Авторский конспект

II квартал

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

декабрь

Познавательный урок “Балда у сказки “Репка”

Игры литературных героев

Конкурс “Песня о правах”

Игра-путешествие “Где живет человек?”

Авторский конспект

январь

Беседа “Я – ребенок, я – человек”

Словесно-дидактическая игра “Найдите неверные по смыслу предложения”

Игра “Я не должен”

Ж. “Ребенок в детском саду”

№4/2002 стр.80

Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики

февраль

Беседа “Наши имена”

Авторский конспект

Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?”

Ж. “Читаем, учим, играем”

№3/2002 стр.28

Игровой тренинг “Если чужой стучится в дверь”

Ж. “Ребенок в детском саду”

№4/2002 стр.81

Семейный фольклорно-литературный праздник “Клуб веселых именинников”

Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002

Стр.32-41

III квартал

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

март

Час права “Правовая неотложка”

 

 

Игры “Аленушки и братца Иванушки”

Ж. “Читаем, учим, играем”

№3/2002 стр.19

Викторина “Что? Кто? Когда? Где?”

Книжно-иллюстративная выставка “Ваши права, дети”

апрель

Турнир знатоков права “Чтобы достойно жить”

Игра “Поводырь”

 

 

 

Эстафеты сказочных героев

Ж. “Читаем, учим, играем”

№3/2002 стр.20

Игра “Герои книг имеют право” “Литературные герои “за” и “против”

Ж. “Читаем, учим, играем”

№3/2002 стр.15

май

Викторина “Права литературных героев”

Организация книжной выставки “Мир детства”

Игра-упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся”

Ж. “Ребенок в детском саду”

№4/2002 стр.83

Рассматривание плакатов на тему “Детям – счастливое детство”

Деловая игра. Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка"

Цель: закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"

Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

Правила игры

  1. Каждый участник имеет право выступать, задавать вопросы, не отклоняясь от темы.
  2. Отвечать четко, последовательно, конкретно, укладываясь во времени.
  3. Время на обдумывания вопроса не предоставляется.
  4. Чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка (ответы оцениваются по пятибалльной системе)

Звучит лирическая мелодия.

Ведущий: уважаемые коллеги. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное педагогическое бюро.

Итак, организуем справочное педагогическое бюро. Все интересующие нас ответы на вопросы мы можем получить в четырех кабинах. В каждой кабине будет работать по 5 телефонисток. Телефонистки должны отвечать на вопросы кратко, лаконично. Время на обдумывание ответа не предоставляется. Ведущий имеет право задать дополнительные вопросы. Ответ не должен превышать трех минут. Оценивать ответы будет экспертная группа в составе: заведующая, инспектор по охране прав детства, психолог. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, итог будет подведен в конце игры. Прошу всех занять свои места.

Первая часть: "Права человека – твои права".

Вопрос регулирования прав детей в России возник еще во второй половине XIX века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детства в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.

Звонок в 1 кабинку:

  • Скажите, пожалуйста, какая организация была первым защитником прав детства? Когда она создана?
  • В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Звонок во 2 кабинку:

  • Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?
  • В 1923 году Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка.

Звонок в 3 кабинку.

  • Какой важнейший международный документ был разработан на основе Декларации прав ребенка?
  • На основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком юридические права.

Ведущий: Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Звонок в 4 кабинку:

  • Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?
  • Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов – Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Ведущий: Мы видим, что сложилась достаточно управляемая система защиты прав детей, но она требует изучения, отработки нормативного сопровождения, методической активности по внедрению в практику сложившихся форм и топов учреждений защиты детей.

Игра продолжается.

Вторая часть: практическая.

Звонки во все кабинки (с первой по четвертую)

  • Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь с планом работы с этими семьями.

Экспертная группа зачитывает те пункты плана, которые не повторяются.

Третья часть: игровая "Герои книг и герои песен тоже имеют права"

Звонок в первую кабинку:

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.
  • "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.

Звонок во вторую кабинку:

  • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
  • "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.

Звонок в третью кабинку:

  • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?
  • "12 месяцев"

Звонок в четвертую кабинку:

  • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?
  • "Золушка"

Ведущий: сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.

Звонок в первую кабинку. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина "Ничего на свете лучше нету"

  • О каких правах в этой песне идет речь?
  • Право на свободу передвижений.

Звонок во вторую кабинку. Звучит запись песни "Учат в школе" , муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.

  • Право на образование.

Звонок в третью кабинку. Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина.

  • Право на пользование благами технического прогресса.

Звонок в четвертую кабинку. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.

  • Право на отдых.

Проводится игры с элементами тренинга "Права взрослого и ребенка" и "Карусель".

Ведущий: На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Слово предоставляется экспертной группе, которая подводит итог игры и объявляет победителей.

Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе

Тема: беседа "Что означают наши имена"

Программное содержание: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; объяснить, что право на имя закрепляется Конституцией и подтверждается документом "Свидетельство о рождении". Развивать внимание детей. Воспитавать правовую сознательность, желание помочь другому.

Материал: статьи из Конвенции, фотографии, игрушка пупс, поросенок Наф-Наф, бумажные цветы, корзинка, колокольчик, кассета с записями музыкального сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня день защиты прав ребенка. А вы слышали о таком празднике? Я вам расскажу.

Воспитатель зачитывает статьи, развешенные на ширме на отдельных листах: "Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь", "Ребенок имеет право на свое собственное мнение и свободно его выражать".

Раздается плач.

Воспитатель: Ой, а ты кто? И что с тобой"

Поросенок: Это я, поросенок Наф-Наф. Все лето я трудился, строил свой прекрасный дом. А теперь решил отдохнуть, погулять в волшебном лесу, а меня не пускают. Говорят, законов не знаю, которые на волшебной полянке в цветочках заколдованных стоят (показывает на ширму). Ответишь правильно, зазвенит колокольчик. Это значит, что цветочек сорвать можно, а если соберешь целый букет, попадешь в Волшебный лес.

Воспитатель: Твоему горю легко помочь! Мы с ребятами легко такую дорогу преодолеем

Поросенок: Ура! Молодцы. Оказывается, это было так просто, нужно было только позвать на помощь друзей.

Статья 6. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

Звучит фрагмент из "Музыкальной шкатулки." Звучит голос. Звонят колокола. Воспитатель показывает фотографию:

Воспитатель: И вот появился на свет еще один гражданин России. С первых минут жизни о малыше заботятся медики и родители.

Звучит колокольчик. Срываем один цветок, кладем в корзинку.

Воспитатель: Мы все похожи, но у нас есть кое что, что отличает нас друг от друга. Это имя. Следующее право: "Право на имя".

Звучит колокольчик. Срываем второй цветок.

Воспитатель: Ребята, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору имени относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребенка в тайне, чтобы силы зла не могли ему навредить. Всем родителям хотелось видеть своего ребенка крепким, добрым, милым. В соответствии с этим ребенок получал свое имя - Добрыня, Людмила.

Еще давали имена по церковному календарю (см. фото), когда крестили ребенка. Многих из вас, наверное, тоже крестили в церкви, но перед этим ребенка обязательно регистрируют в ЗАГСе, где выдают "Свидетельство о рождении". Это ваш первый документ. В нем заполняются фамилия, имя, отчество. Это - статья 8 - сохранение индивидуальности".

Звучит колокольчик, срываем еще цветок.

Воспитатель: Вот видишь, Наф-Наф, еще цветок, и букет готов. Можешь идти гулять в Волшебный лес, где смогут исполниться все твои желания.

Наф-наф благодарит детей, уходит.

Физминутка. Игра "Имена" – под музыку идем по кругу. С окончанием музыки тот, к кому обратиться кукла, называет свое имя, потом имя и отчество, потом имя, отчество и фамилию.

Воспитатель: С первых дней жизни ни одно слово человек не слышит так часто, как свое имя. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы уменьшительно-ласкательное и наоборот.

Игра "Назови имя".

Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю математическую загадку: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички? (одна). Правильно, потому что это все – ласкательные слова от имени Маша, Мария.

Традиционно у народов России является празднование дня рождения. У каждого народа есть свои традиции. Но у всех народов он считается праздником не одного человека. Быть одному в этот день не гоже – так говорили в старину. Ведь день рождения – это тот день, в который человек получил самый большой подарок – жизнь. Этим ты и обязан своим родителям!

Список литературы

  1. Белая К. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом – М.: АСТ,1996
  2. Журнал "Дошкольное воспитание" №8/2001 с.6
  3. Журнал "Дошкольное воспитание" №3/2000 с.62
  4. Журнал "Защити меня" №4/2000 с.2
  5. Рыбинская Е "Права ребенка" Основные международные документы – М.: "Дом",1992
  6. Усачев А "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000