Дискуссия по теме: "Личность"

Разделы: Работа с родителями


Что означает слово “личность”? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово “persona” (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово “личина” у скоморохов. В древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом. В академическом словаре 1847 года говорилось, что личность – это, “во-первых, отношение одного лица к другому, никакая личность не должна быть терпима в службе; во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности”.

В соответствии со вторым толкованием использовал слово “личность” А.С. Пушкин:

Иная брань, конечно, неприличность,
Нельзя писать: такой-то де старик,
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: все это будет личность.

В несколько ином значении употреблял это слово А. Н. Радищев: “Ведаешь ли ты, от чего зависит твоя особенность, твоя личность, что есть ты?”

В современной науке понятие “личность” относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В этой связи возникает вопрос об особенностях подхода к личности.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет младенца позволяют ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использование орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду. Это отношение зафиксировано в понятии “индивид”.

В понятии “ индивид” выражена родовая принадлежность человека, т.е. – любой человек – индивид. Но, являясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Наряду с понятием личность” нередко употребляют понятие “индивидуальность". Что же такое индивидуальность человека? Личность каждого человека наделена только ей одной присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в индивидуальном стиле деятельности.

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.

Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек себе строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он сам должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к “распылению” роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл “работа – рождение детей – отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративность), которое выражается главным образом в “интересе к подрастающему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет негативным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Разрешение жизненного пути зависит от того, как он был пройден. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить. Если он не может свести свои прошлые поступки в единое целое, то завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать все заново.

Переходя из одного периода в другой, человек проходит стадии становления личности. Может ли какой – то другой человек повлиять на эту ситуацию? Наверное, да. И не один определенный человек, а целое общество, и самое главное учителя и родители, но кто из них в большей степени и мере. А может не надо разграничивать обязанности? Лишь путем объединения усилий можно достичь положительных и благоприятных результатов. Еще древние считали труд учителя великим, а родительский долг человеческим подвигом.

К несчастью, ценность личности в последнее время несколько потеряло в “стоимости”, поистерлись такие понятия как достоинство и честь. И самыми первыми это почувствовали дети.

Что такое достоинство личности?

Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надежность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.

А теперь посмотрим на это слово в другом контексте: “человек держится с достоинством”, “он считает ниже своего достоинства делать это”. Услышав такое о человеке, нетрудно представить, что он уважает себя и невольно тем самым побуждает окружающих относиться к нему с уважением. Выдающийся немецкий ученый Иммануил Кант о достоинстве высказался так: “Достоинство – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице”.

Подумаем вместе:

Как вы понимаете утверждение Иммануила Канта?

Наш современник – поэт Булат Окуджава о достоинстве пишет так:

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент;
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент,
Под бомбежку ли, под гармошку ли, под красивую болтовню
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя,
На которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,
Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи,- боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
Не придумало человечество для спасения своего.

Так отвечает на вопрос о достоинстве философия и поэзия. Эта же проблема рассматривается и в праве. Обратимся к Конституции России:

Статья 21

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Теперь приведем статью Конвенции о правах ребенка:

Статья 28

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка…

Попробуем разобраться, в чем особенность правового взгляда на проблему достоинства личности..

Защита чести и достоинства человека.

От кого или чего надо защищать достоинство личности? Наша Конституция устанавливает абсолютный принцип защиты человеческого достоинства: “Ничто не может быть основанием для его умаления”.

Представим себе на минутку, что известный писатель вдруг встречает в газете статью, автор которой обвиняет его в плагиате. Как может защитить свое честное имя писатель?

На автора статьи можно подать в суд. И если суд признает необоснованность утверждения автора газетной статьи, то на виновного будет возложена обязанность публичного опровержения своих обвинений. По заявлению потерпевшего, решением суда на виновного может быть возложена обязанность и материально компенсировать моральный вред. Суд на основании Гражданского кодекса и иска потерпевшего определит, какую сумму компенсации должен выплатить нарушитель в пользу пострадавшего. Более того - за клевету и оскорбление возможна и уголовная ответственность.

Или возьмем другой пример. Журналисты освещают ход следствия по нашумевшему уголовному делу. В телевизионной передаче они называли подследственного преступником. Подумаем, является ли утверждение журналистов посягательством на честь и достоинство гражданина. Ответ на этот вопрос нам дают Всеобщая декларация прав человека и российская Конституция. Речь идет о презумпции невиновности.

Всеобщая декларация прав человека

Конституция Российской Федерации

Статья 11

Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Статья 49

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не доказана в предусмотренном федеральном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Таким образом, журналисты, назвавшие человека преступником до решения суда, нарушили принцип презумпции невиновности и посягнули на его честь и достоинство.

В рассмотренных случаях честь и достоинство человека были нарушены другими людьми. А возможна ли ситуация, когда государство посягает на честь и достоинство личности?

Никто не должен подвергаться обращению и наказанию, унижающим достоинство человека. Об этом говорит статья 5 Всеобщей декларации прав человека. С 1975 года международное сообщество работало над документами, запрещающими применение пыток. В 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток. Что же такое пытки? Согласно Конвенции, пытка – это “любое действие, которое умышленно причиняет сильную боль или страдание, физическое или нравственное”. Таким образом, когда мы говорим о пытке, мы имеем в виду одновременно и жестокое, и бесчеловечное обращение – все, что унижает человеческое достоинство. Но, обратившись к международным документам, мы должны помнить, что они регулируют отношения между государством. Следовательно, в них идет речь о тех случаях, когда пытке или жестокому обращению подвергает человека должностное лицо.

В Конвенции особо подчеркивается, что никакие исключительные обстоятельства, такие, как война, угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не являются оправданием для применения пыток. Не может также служить оправданием применения пыток приказ другого лица.

Наша страна присоединилась к Конвенции против пыток и включила соответствующую статью в Конституцию Российской федерации 1993 года:

Статья 21

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию

Но как быть, если некое должностное лицо (неважно – происходит это в армии, отделениях милиции или в местах заключения свободы) заставляет человека испытывать физические или нравственные мучения? Статья 46 Конституции гарантирует возможность судебной защиты человека.

Статья 46

Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Сделаем несколько выводов.

  1. Никто и никогда не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению. Это важно по отношению ко всем людям, независимо от того, законопослушный это человек или правонарушитель. Это право должно соблюдаться всегда, при всех жизненных обстоятельствах.
  2. “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется” (статья 45 российской конституции). Государство должно обеспечить возможность судебной защиты чести и достоинства.
  3. Конституция говорит: “Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом” (статья 45) . Но в действительности мы пока редко пользуемся этим очень важным своим правом. В нашей традиции еще не стала естественной мысль, что хороший закон действует только в том случае, если и человек и государство (должностное лицо) его уважают и настаивают на его исполнении.

Достоинство личности и право на достойную жизнь. Достоинство личности может быть ущемлено не только чиновником, учителем, одноклассником или журналистом. Достоинство человека может быть унижено и обстоятельствами. Вот почему в правовых актах мы встречаем понятие “достойная жизнь”, “достойный уровень жизни”.

Всеобщая декларация прав человека:

Статья 22.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредственно национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23.

Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Статья 25.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства; наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Понятно, что государство тем полнее будет реализовать приведенные статьи Всеобщей декларации, чем богаче его ресурсы и реальные возможности, чем более развита экономика. Ведь социальные программы тесно связаны с тем, сколько налогов поступает в бюджет.

Можно ли ожидать, что государства мира, голосовавшие за Декларацию, в равной степени обеспечат своим гражданам данные права? На это было бы утопично рассчитывать.

Обратите внимание, какая тесная связь. Реализация соц.-экономических и культурных прав человека связана с развитием экономики страны. Но развитие экономики, в свою очередь, тесно связано с реализацией, уровнем обеспечения гражданских и политических прав человека. Что же, получается замкнутый круг? Нет, не замкнутый круг, а именно взаимосвязь. Граждане экономически сильных государств сами создали свое благополучие.

Некоторые рекомендации.

  1. Для более полного представления о проблемах подростков предлагается провести анкетированиe и предоставить результаты.
  1. Будет лучше, если консультантом будет выступать преподаватель правоведения или обществознания, который будет ознакомлен с этой темой заранее и сможет предоставить более точные и полные консультации по некоторым вопросам.
  2. Ведущему предлагается заранее продумать вопросы и своевременные паузы, а также примеры из жизни великих людей и некоторые результаты статистики.