Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний. (Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Разбор слова по составу")

Разделы: Русский язык


Тема урока. Разбор слова по составу (обобщение по теме "Состав слова"). 6-й класс.

Цели урока:

– научить детей правильно и последовательно разбирать слова по составу;
– закрепить у учащихся умение образовывать разные слова при помощи приставок и суффиксов, подбирать однокоренные слова;
– воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, чувство юмора, артистизм.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.

Тема высказывания:

Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.

Оборудование:

1) иллюстрированные карточки для индивидуального задания;
2) опорные иллюстрированные таблицы;
3) иллюстрации животных;
4) рисунок "Части слова".

Ход урока.

I. Объяснение темы, цели урока.
1. Запись в тетрадях темы.
2. Слово учителя: Сегодня, ребята, все части слова пришли к нам на урок. Мы знакомились с ними, слушали о них сказки, сами сочиняли о них истории. Мы их часто путали, они всё время ссорились. Сегодня мы должны их помирить. Обобщить всё, что мы выучили по теме "Состав слова". А ещё наша задача - закрепить умение правильно разбирать слова по составу. Как в детстве мы разбираем и собираем игрушку, пытаясь понять, из чего она состоит, так и мы будем разбирать слова по составу.

II. Проверка домашнего задания.
1. Инсценированная сказка "О Корне, Приставке, Суффиксе, Окончании".
Автор: Ребята, мы вам покажем сказку, а вы, просмотрев её, должны выполнить задание: в два столбика выписать как можно больше слов, которые скажут Суффикс и Приставка, и выделить в них эти части слова.
В Грамматическом царстве, Орфографическом государстве жили-были части слова: старый, грозный господин Корень, его ещё называли Корном, за ним всегда следовал услужливый мистер Суффикс.
(Медленно заходит Корень, кланяется, за ним семенит Суффикс, несёт стульчик).
Суффикс: Дорогой Коренёк, вы бы сели на пенёк. У вас устали ножки, вы долго шли по дорожке.
Автор: Не отставали от них всегда весёлое Окончание и самая сварливая и приставучая приставка - графиня Приставка.
(Идёт Приставка, ругается и обгоняет Окончание).
Приставка: Подождите, подождите! Вы опять меня обошли, перешли, обогнали, перегнали! Я должна быть первой! Я самая красивая! Я самая умная!
Все (хором): Что?!
Автор: Ой! Что тут началось!
(Все пытаются встать первыми в ряд, ругаются. Вбегает Основа).
Основа: Стоп! Стоп! Ну разве можно так шуметь. Ведь на вас смотрят ребята. Я Основа, вы все вместе одинаково родные и дорогие мне. А вместе с окончанием мы - сила!
(Говоря эти слова, Основа строит всех по порядку:
Ребята, давайте скажем заветные слова и никогда не будем ссориться.
Все (хором): Давайте жить дружно!
Основа:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Автор: Вот и сказке конец.
2. Чтение учащимися выполненного задания по просмотренной сказке:
Коренёк подождите
пенёк обошли
ножки перешли
по дорожке обогнали
перегнали
3. Повторение правила "Чередование звуков в корне слова" с использованием иллюстрированной опорной картинки и слов из сказки:
ножке - нога; дорожке - дорога.

Рис. 1.

4. Повторение темы "Однокоренные слова и формы одного и того же слова" с использованием иллюстрированной опорной картинки:

Рис. 2.

Рис. 2a.

(2 - вертолёт, вертолётчик - однокоренные слова; 2а - вертолёт, вертолёта и т.д. - формы одного и того же слова).
5. Индивидуальные задания (выполняют 5 учеников, один - у доски).
Учитель: Сегодня у нас необычные карточки. Это целый поезд с заданиями. Если вы правильно их выполните, мы узнаем, что хочет сказать нам машинист этого поезда.
(Ученики отрывают себе вагончик с заданием).

Рис. 3.

6. Работа с классом. Повторение орфограммы "Правописание Ъ и Ь" с использованием иллюстрированной опорной таблицы:
Задание:
1) вставьте пропущенные буквы;

Рис. 4.

2) фонетический
разбор слов: съел, пьеса.

7. Проверка выполненного задания.
Учитель: Теперь мы можем прочитать, что нам хотел сказать машинист поезда:
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
Теперь смело открываем учебник, читаем параграф.

III. Закрепление знаний, умений, навыков учащихся.
1. Работа с учебником. Чтение образца устного разбора слова по составу.
2. Зрительный диктант. Учитель показывает картинки животных, ребята записывают образованные слова (детёнышей животных), выделяя суффиксы.
Лев - львёнок, медведь - медвежонок, слон - слонёнок, петух - петушок (цыплёнок), кот- котёнок, зайчик - зайчонок, белочка - бельчонок, лиса - лисёнок, конь - жеребёнок, собака - щенок, корова - телёнок.
3. Словарный диктант по сигнальным карточкам. Составить и записать по 2 слова по данным схемам
4. Конкурс "Кто быстрее". Задание: составить и записать как можно больше однокоренных слов от корней -вод- и -лов-.

Рис. 5.

IV. Объяснение домашнего задания.
1. Повторение орфограммы "Правописание безударной гласной (проверяемой и непроверяемой) в корне слова" с использованием иллюстрированных опорных картинок:

Рис. 6.

Рис. 7.

2. Подведение итогов урока. Творческое задание: придумай название к картинке или напиши сочинение-миниатюру по картинке:

Рис. 8.

Дополнительный материал к уроку.

1. Игра "Четвёртый лишний":
1) гореть, сгореть, горевать, обогреть;
2) пахать, пахучий, пахнет, запах;
3) вода, водитель, водный, водянка;
4) столик, столетие, столовая, застольная.

2. Стихотворные шарады.
1) Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
2) Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь.