Центр краеведения в группе д/с

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время многие детские сады стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения), специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения. В детском саду NQ –169 АО“АВТОВАЗ” г. Тольятти под руководством заведующей Л. Ф. Пищулиной И старшего воспитателя Р. Е. Шнайдер разработана и внедрена система организации центров краеведения.

Педагоги этого ДОУ выделили три типа элементов развивающей предметной среды: центры краеведения в группах, отдельный центр краеведения всего детского сада и центр краеведения на территории. Работая в центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в лес, парк, на завод, по городу, в беседах с жителями их родного города.

Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, Поволжья, России.

В задачи же входит следующее:

научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
воспитывать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
практические действия с предметами;
использование ассоциативных связей;
музыкально-театрализованная деятельность;
самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
проведение экскурсий самими детьми.

Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:

хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.

Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России.

Центры краеведения в группах.

Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

Младший возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города Тольятти”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды гор Жигулей, сказки Самарской Луки, потешки, скороговорки.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Жигулей”, “Наш город во все времена года”.

Подвижные игры народов Поволжья: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”

Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.

Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Образцы декоративно-прикладного искусства (городов Тольятти, Самары).

Куклы в русских костюмах.

Средний возраст (5-й год жизни).

Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом “Моя Россия” (города Поволжья).

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Поволжья, рассказы и стихотворения о городе Тольятти, о Самаре, о России в целом.

Папки - передвижки: “Я живу в Тольятти”, “Жигулевский заповедник” (о животном и растительном мире), “Город Тольятти в разные времена года”.

Подвижные игры народов Поволжья и всей России: игры и листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие, разработанные воспитателем.

Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.

Элементы одежды, посуда народов Поволжья.

Игрушки народов Поволжья (дымка, самарские и т.д.).

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.д.).

Аудио- и видеокассеты о природе родного края.

Куклы в русских костюмах.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Декоративно прикладное искусство народов Поволжья (игрушки).

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, ВАЗ), “Наша область” (медицина, спорт, ВАЗ, культура, образование), “Народы Поволжья”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

Предметы искусства народов Поволжья, Самарской области, города Тольятти, других регионов России .

Предметы одежды и быта народов Поволжья.

Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

Традиции, обычаи, фольклор Самарской области, города Тольятти, других регионов России (описания, иллюстрации).

Флаг, гербы и другая символика городов Тольятти, Самары, Поволжья, России.

Макеты: “Город Ставрополь” (плоскостной), “Город Тольятти” (объемный), макет или план “Детский сад”.

Аудио- и видеокассеты “Моя Родина”, “Город Тольятти”, “Волжское раздолье” и другие.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Куклы в национальных костюмах (чувашский, мордовский, русский, татарский).

Альбом одежды (“всех времен и народов”).

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Тольятти”, “Моя Родина Россия”.

Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

Центр краеведения детского сада

В детском саду, о котором идет речь, имеется и общий центр краеведения - это помещение, где хранятся одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Здесь же находятся большие макеты жилищ разных народов (например, русская изба, калмыцкая юрта), выполненные педагогом Р. Е. Шнайдер. Верхняя часть макетов снимается, и ребята могут играть с расставленной внутри мебелью, предметами быта, то есть использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.

Центр краеведения на территории

На участке детского сада №169 открыт музей под открытым небом – специально выстроенная деревянная изба с подворьем, огородом. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, ухаживают за растениями, участвуют в народных праздниках.

Рекомендуемая литература

  1. Алешкина. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999
  2. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. Самарская топонимика. Самара, 1996
  3. Бигомин Г. Юность Татищева. Лениздат, 1986
  4. Детская энциклопедия. Росмэн, 1994
  5. Дитрих Ф. Почемучка. М., 1994
  6. Дмитриева Э.Я. Самарская область. Самара, 1998
  7. Волжское раздолье. Куйбышев, 1978
  8. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. СПб., 1998
  9. Ланкова Н.М. Ручейки времени. Тольятти, 1999
  10. Латышина. Книги по народоведению. 1-2 кл. Самара, 1998
  11. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993
  12. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город. Л., 1968
  13. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. Л., 1990
  14. Николаев Н.Г., Имкова Е.В. Краеведение. М., 1961
  15. Никонова П.Ф. Краеведение. М., 1984
  16. Новицкая М.Ю. Наследие. Мурманск, 1998
  17. Программа “Мы – волжане”. Авторский коллектив ДОУ 115 “Салют” г.Тольятти
  18. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. Минск, 1981
  19. Пантелеева Л.В. Музей и дети. Москва, 2000
  20. Погодина В.Л. Курс краеведения “Твой Петербург”. СПб., 1997
  21. Решетников Н.Н. Музейная педагогика как теоретическая проблема. М., 1991
  22. Овсянников. Ставрополь – Тольятти. 1 и 2 части. Тольятти, 1998
  23. Оханкин Ф.П., Тюрин В.Н. Практикум по краеведению. М., 1966
  24. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М., 1979.
  25. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. М., 1974.
  26. Строев К.Ф. Краеведение. М., 1974
  27. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994
  28. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997
  29. Шаповалов И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1990
  30. Якунин В. Город Святого Креста. Тольятти, 1997