Мой взгляд на воспитание

Разделы: Классное руководство


Ле Корбюзье писал, что “архитектура – это не профессия, это определенное состояние духа”. Труд педагога, воспитателя, во многом перекликается с деятельностью зодчего.

Известно, что цель воспитания – сформировать всесторонне развитую, гармоничную и цельную личность, способную сделать все возможное для благосостояния и развития своей Родины.

На Руси издавна особо почитались две профессии – учителя и мастера-зодчего. Их объединяло стремление к слиянию, синтезу различных видов знаний и искусств. Не случайно о воспитателях в старину говорили, что они созидают храм человеческой души.

Любое здание должно стоять на прочном фундаменте. Такой основой для личности всегда были, есть и будут опыт предшествующих поколений, достижения мировой цивилизации, отечественное культурное наследие.

Первый кирпичик в фундамент воспитания мы заложили, знакомясь с музеями. Будучи научным сотрудником Государственного Исторического музея, в воспитательной деятельности я всегда стремилась к тому, чтобы особый музейный мир стал для моих воспитанников понятным и родным. Прикасаясь к подлинному памятнику культуры, ребенок может реально ощутить все, что сделано предшествующими поколениями, проникнуться чувством гордости за страну, в которой родился и живет. Музейные предметы воспитывают чувство благодарности, чувство, которого так недостает в современном жестоком мире.

Воспитание историей позволяет человеку, живя настоящим, оглядываться на прошлое, с надеждой смотреть в будущее.

Второй камень фундамента – я уверена – это путешествия по родной стране. Соприкасаясь с удивительной природой России, ребенок становится скромнее, чище и спокойнее.

Примеры милосердия и сострадания дает нам великая русская литература. Знакомство с творчеством известных писателей, посещение мест, связанных с их именами – третий, не менее важный камень в основании фундамента.

Прочный фундамент – это залог успешности воспитательного процесса, то, что дает уверенность в будущем формирующейся личности.

Убедившись, что возведение основания закончено, можно приступать к сооружению стен – самому трудоемкому и сложному в деле воспитания. Стены защищают внутренний мир человека и одновременно дают возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Камень за камнем, осторожно размешивая связующий раствор, добавляя в него терпение, тактичность и внимание, воспитатель созидает стены. Но иногда стены могут рушиться. Это происходит порой из-за одного неосторожного слова или взгляда. О хрупкости стен внутреннего мира ребенка помнить нужно всегда.

Мне кажется, что успешность созидания зависит от соблюдения некоторых правил:

  • учить детей личным примером;
  • создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха;
  • жить интересами ребенка.

Но, главное, нужно помнить, что процессом строительства руководит сама жизнь, ставя перед воспитателем и учениками такие ситуации, решая которые, можно стать настоящим человеком.

Стены в здании личности – это, в первую очередь, знания, которые современный ученик школы должен осваивать интегрировано. От прочности и толщины стен зависит будущее человека, его профессиональная компетентность. Освоение знаний – процесс практически непрерывный. От воспитателя во многом зависит, как ученик овладевает информацией и насколько профессионально может поделиться своими исследованиями с другими людьми.

Я считаю большой удачей, что ученики нашего класса откликнулись на предложение о создании школьного научного общества, результатами деятельности которого стало успешное участие в I и II  научно-практических конференциях обучающихся Одинцовского района и проведение школьного форума “Мы рождены для вдохновения…”. Работа в рамках международной конференции “Маленький мир” (“Small World”) подняла деятельность научного общества на новый, более высокий уровень.

“Дом – это место наших дум, размышлений и, наконец, это – обиталище красоты, приносящее уму столь необходимое успокоение”, - писал Ле Корбюзье.

Как, с помощью чего может воспитатель помочь созданию внутреннего убранства воздвигаемого здания? Нашу совместную жизнь на протяжении многих лет украшали театральные постановки, в создании которых принимал участие каждый ученик. А как приятно было видеть заинтересованность и помощь родителей! Именно театр позволил нам синтезировать все виды искусства: музыку, живопись, танец… В работе над каждой постановкой мы выявляем различные грани таланта, разжигаем яркий огонек детской души.

Через широко распахнутые окна виден свет внутреннего мира человека. Он символизирует готовность откликнуться на любую радость и беду, поддержать в трудную минуту. Можно говорить о том, что класс смог выдержать посланные ему тяжелые испытания. Переживая утраты, дети проявили сочувствие, сострадание, милосердие. Я знаю, что огонек их души никогда не погаснет.

Оканчиваются школьные годы… Завершается строительство… Отпуская воспитанников в большую жизнь, я обязана укрепить их нравственные идеалы возведением прочного свода, который не позволит бурям, дождям и ненастьям сломать дом, погасить свечу.

Как важно, когда самоосознание выпускника дает ему возможность войти в уже существующий социум, стать неотъемлемой частью событий, фактов, явлений наступившего третьего тысячелетия. Но еще важнее, чтобы личность была способна притягивать к себе самобытностью, прочными моральными устоями, созидая и улучшая окружающую действительность, как на Нерли маленький храм Покрова создает и держит огромный пейзаж…

Восточная мудрость гласит: “Храбреца испытывает война, мудреца – гнев, строителя – время”. Время покажет, какими станут мои воспитанники.

Прощание с детством:

Сказка старого Нового года

(Сценарий праздника )

 

Участники: родители и учащиеся 11 класса, классный руководитель

Цели:

1) способствовать проявлению у учащихся искреннего чувства уважения и благодарности к своим родителям;

2) создать ситуацию активного осмысления детства как заканчивающегося периода их жизни;

3) подготовить родителей к видению в своих детях сформировавшихся личностей;

4) вспомнить материалы выставок Государственного Исторического музея, посвящённых детству.

Подготовительная работа:

1) учащиеся написали сочинения “Это необычное время – детство”;

2) оформили газеты с детскими фотографиями “ Ах, детство, детство, я скучаю”;

3) нарисовали плакаты, посвящённые выставкам Государственного Исторического музея: “Хампельман и матрёшка: деревянная игрушка из России и Германии”, “Детство в царском доме”, “Наше счастливое детство”;

4) подготовили выставку “Моя любимая игрушка”, принесли из дома самые старые ёлочные украшения;

5) сделали приглашения на праздник для родителей;

6) родители сочинили сказку “ О чём рассказали старые игрушки?”;

7) члены родительского комитета приобрели всё необходимое для чаепития.

Место проведения: классный кабинет и рекреация.

Оформление рекреации: на стенах – газеты, воздушные шары, банты; на подставках – большие мягкие игрушки; для детей и родителей полукругом расставлены стулья.

Оформление кабинета: большая ёлка, украшенная игрушками; накрытые для чаепития столы; на доске – нарисованные голуби, на которых написаны черты характера, необходимые в жизни; на журнальном столике – любимые детские игрушки; под ёлкой – подарки детям.

Ход проведения праздника

Звучат популярные детские песни.

Дети и родители рассматривают газеты.

Классный руководитель Добрый вечер, милые дети, дорогие родители! Сегодня, 13 января, у нас необычная встреча. Этот вечер – канун старого Нового года. Только в России мы имеем счастливую возможность на протяжении двух недель праздновать наступление Нового года.

Новый год – это всегда ощущение праздника! Это время даёт возможность задуматься о прошлом, посмотреть на настоящее, с надеждой заглянуть в будущее. Этот Новый год для вас особенно важен. В 2003 году наши дети закончат школу, уйдут в большую взрослую жизнь.

Существует добрая традиция: 25 мая для выпускников звучит Последний звонок. Но нет дня, когда человек мог бы проститься с уходящим детством. Мне кажется, что канун старого Нового года – самый подходящий момент для воспоминания о счастливых мгновениях детства.

Все уже обратили внимание на газеты, выполненные юными художницами нашего класса. Среди многочисленных игрушек и бантиков мы видим лица самых дорогих людей на Земле – лица наших детей. На одних фотографиях малыши с интересом разглядывают маленькие игрушки, а рядом – они уже совсем взрослые. Как быстро промчалось время! Но годы детства никогда не уйдут из памяти.

Детство – понятие многогранное. В первую очередь – это родители, братишки и сестрёнки, дедушки и бабушки, родной дом. Но детство – это еще и школа: уроки и переменки, пятерки и двойки, одноклассники и учителя. Семь лет вашего детства прошли перед моими глазами. На протяжении многих лет мы посещали Государственный Исторический музей и по праву можем назвать его своим третьим домом.

Накануне Нового года Исторический музей неоднократно проводил выставки, посвящённые детству. Мы знакомились с экспонатами музея, выполняя творческие задания. Обратите, пожалуйста, внимание на плакаты. Давайте вспомним игрушки детей императора Николая II (выставка “Детство в царском доме”), куклы и машинки 20 – 50-х годов (выставка “Наше счастливое детство”), веселого немецкого движущегося человечка и знаменитую русскую красавицу ( выставка “Хампельман и матрёшка”). Выставки подчеркивают связь времен и народов, показывают, что детство людей разных национальностей имеет похожие черты.

Щелкунчик – главный герой сказки А. Гофмана – вдохновил П. И. Чайковского на создание великолепного музыкального шедевра. Взглянув на фотографии, мы можем вспомнить впечатления от балета, увиденного нами в Государственном Кремлёвском дворце. Более ста лет музыка из балета “Щелкунчик” ассоциируется с Рождеством Христовым и Новым годом. И сегодня её звуки помогут нам перенестись в сказку.

Под звуки увертюры к балету П. И. Чайковского “Щелкунчик” все заходят в кабинет и рассаживаются за столы, накрытые к чаю

Классный руководитель Мы все сегодня у ёлки – одна большая семья. Каждый ученик нашего класса принёс из дома самую старую ёлочную игрушку.

Как осторожно каждый год мы достаем из коробки эти хрупкие шары, цепи, домики и снежинки. И всегда вспоминаем, как впервые, с маминой помощью, повесили на ёлку красивую игрушку, вспоминаем свое детство. А что мы понимаем под словом детство?

Ученики зачитывают отрывки из своих сочинений

Ученики Детство – это радостное начало жизни каждого ребенка. Это замечательный период моей жизни: время гор радости и моря слез, время разбитых коленок, капризов и счастливых улыбок.

Детство – полный радости и материнской ласки отрывок жизни.

Дети – это особые люди, а детство – это особый мир. Сейчас все хотят казаться взрослыми, но я уверена, что в душе каждый ещё ребёнок.

Что такое детство? Мы часто задаём себе этот вопрос. Детство - … Может быть это время, когда растёт, умнеет, развивается маленький человечек? Или это состояние души?..

Сейчас детство уходит от нас, но мы прощаемся с ним радостно, с улыбкой на лице.

Классный руководитель Кажется, что время бежит безвозвратно, но оно часто возвращается… Сейчас, как и в годы моего детства, популярна песня Ю. Шатунова “Детство”. Её слова очень подходят к теме нашего праздника.

Все поют песню “Детство” в сопровождении гитары

В детстве мы часто читаем сказки. Мне всегда нравились волшебные истории Г. Х. Андерсена, в которых предметы могли разговаривать. Сегодня к нам в гости пришли Ваши любимые игрушки. Они помогут нам подойти к границам необычной страны – Государству Детства.

Дети рассказывают о своих любимых игрушках

Классный руководитель Новый год – время сюрпризов. Как часто в детстве родители удивляли вас своими выдумками. И сегодня они сочинили для всех новую сказку.

Мамы рассказывают истории от лица игрушек

Первая сказочница Я – робот. Приехал к своему хозяину из Днепропетровска. Когда я увидел своего мальчика, мне стало жутко. Я представил, что сейчас он меня сломает. Однако прошло более десяти лет, а я все живу и хожу. Со своим хозяином я учился читать, писать и считать, но прошло время и меня заменили на более умную игрушку – компьютер. Меня поставили на полку и забывали даже вытирать пыль. Но я не обижаюсь на своего мальчика. Я рад, что один раз в год, в день рождения, меня показывают гостям, как реликвию, потому, что я хожу, руки – ноги у меня есть… Я очень благодарен своему хозяину.

Вторая сказочница У меня необычное имя - Неваляшка. Ученые – психологи меня очень ценят. Знаете почему? Правильно! Я, как и мой братик Ванька-Встанька, можем справиться с любыми трудностями. Как бы тяжело нам не было, всегда встанем! Вот вы скоро станете мамами и папами. Не смейтесь, это случиться скоро. Так вот, не забудьте купить своим детям Неваляшку!

Родители поют песню на мотив “Прощайте, голуби”

Наши дети вдруг стали взрослей ,
И пора настаёт –
Мы сегодня своих голубей
Провожаем из детства в полет
Пусть летят они, летят
И нигде не встречают преград!
Что же так затуманилась вдруг
Синева наших глаз?
Это выпорхнув прямо из рук,
Детство их уж уходит от нас.
Пусть летят они, летят
И нигде не встречают преград!

Открывается доска. На ней 25 (по числу учеников класса) нарисованных голубей, на которых написаны прилагательные, характеризующие одиннадцатиклассников

Родители Дорогие наши дети! Мы рады, что вы стали добрыми, чуткими, внимательными, умными, воспитанными… Одним словом – взрослыми! Мы поздравляем вас с первым Новым годом Вашей взрослой жизни.

Чаепитие

Все поют песню “ Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…”

Классный руководитель На протяжении десяти лет родители фиксировали главные моменты вашей школьной жизни. И сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма “Летопись нашего класса”.

Стук в дверь.

Входит первоклассник в костюме Нового года

Новый год Здравствуйте! Я – 2003 год. Я хочу сделать вам подарок. Если вы напишите свое желание на волшебном листочке, в моем году оно обязательно исполниться.

Дети пишут пожелания

Ученик играет на гитаре и поёт песню Дольского “Звезда на ладони”

Конверты с пожеланиями складывают в большую коробку, завязывают бант и отдают Новому году

Классный руководитель “Всему своё время”. Этими словами из Книги Екклесиаста была названа выставка Государственного Исторического музея, посвященная началу нового тысячелетия. В третий год третьего тысячелетия вы заканчиваете школу. “Всему своё время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное…”(Еккл. 3, 1-2). Всему на Земле своё время. У вас было время детства, теперь наступает время юности, скоро придет время зрелости… Но как хочется иногда остановить время! Сегодня, в последний день детства, под звуки торжественного “Вальса цветов” вы можете под ёлкой найти подарок.

Ученики достают записные книжки с надписью “Всему свое время”

В заключении праздника дети с родителями в рекреации танцуют вальс.

Через год

13 января 2004 года мы снова собрались у Рождественской ёлки. Дед Мороз, Снегурочка и Снежинка принесли коробку с пожеланиями. Первокурсники, затаив дыхание, смотрели, как яркий атлас падает на пол… Вот они - наши конверты! “ А у меня почти все сбылось”, - слышалось со всех сторон.

Комментарии

Праздник “Прощание с детством” во многом обязан выставкам Государственного Исторического музея. Если Вы не имели возможности их посетить, не расстраивайтесь. Откройте каталоги и перенеситесь в удивительный мир старинных игрушек. Консультации по проведению разнообразных внеклассных мероприятий вам дадут сотрудники культурно-образовательного отдела ГИМ.

Список литературы

  1. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей. Каталог выставки ГИМ. – М., 2000
  2. Калейдоскоп родительских собраний. /под. ред. Е.Н. Степанова. – М., - 2002
  3. Классному руководителю о классном часе. / под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2002
  4. Наше счастливое детство. Игрушки, книги, предметы быта, детские рисунки , живопись, графика, плакат 1920 –1950-х годов. Выставка ГИМ. – М., 2001
  5. Советская игрушка 1920 – 1950-х годов из коллекции Сергея Романова. – М.,2002
  6. Хампельман и матрёшка: деревянная игрушка из России и Германии. Каталог выставки ГИМ. – М.,1999