Форма работы с родителями "Материнская школа"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цели:

Привлечение родителей в данное дошкольное образовательное учреждение.
Психолого–педагогическое просвещение будущих и молодых родителей.
Обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников ДОУ.

Задачи:

Познакомить будущих и молодых родителей с возрастной психологией, особенностями развития и воспитания ребенка.
Обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей.
Оказать психологическую помощь ребенку раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Сформировать у ребенка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на “отрыв” ребенка от семьи.
Организовать обмен опытом семейного воспитания.

Участники:

Беременные женщины близлежащего микрорайона.
Молодые родители, имеющие детей раннего возраста

Форма организации занятий и условия их проведения:

Занятия проводятся в 2 этапа:

1 этап – 8 занятий с родителями.

Занятия проводятся в течение месяца 2 раза в неделю, длительность каждого занятия 90 минут, количество участников 10–15 человек. Занятия проводятся в большой светлой проветриваемой комнате с удобной мягкой мебелью и наличием теле–видео–аудио–аппаратуры.

2 этап – 5 занятий с родителями и детьми (1,5 – 2 лет)

Занятия проводятся в течение недели в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Длительность занятия 60 минут. Проводятся в специально оборудованной большой игровой комнате детского сада.

Примерный план проведения 1 этапа занятий

Тема

Формы работы

Содержание работы

1 “Развитие ребенка в пренатальный период”

– психогимнастика для мам;

– лекция психолога по теме;

– психологическое тестирование;

– разучивание колыбельных песенок и потешек;

– экскурсия в методический кабинет ДОУ, обзор специальной психологической и педагогической литературы

Проводится в круге. Включаются игры и упражнения на оптимизацию общения, способствующие знакомству, установлению доверительного контакта. Например, упражнение “Представление имени” – Н.В.Самоукина Игры в школе и дома.– М: Новая школа, 1993;

Игра “Подключить соседа” – “Игры. Обучение. Тренинг. Досуг” под ред. В.В.Петрусинского – М: Новая школа, 1994 и т.д.

Тест Е.Шефера “Измерение родительских установок и реакций (PARY)

Материал в книге В.Ветровой “Ладушки” – М: Знание, 1994 и др.

2 “Отношения в браке и рождение ребенка”

– психологическое тестирование;

– лекция психолога по теме;

– разучивание детских песенок и потешек;

– экскурсия в музыкальный зал ДОУ;

– слушание классической музыки, упражнения на релаксацию;

Тест–опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В.Столина, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко

Глюк “Мелодия”, Григ “Утро”, Бизе “Старинная песенка” и др.

3 “Первенец. Проблема братьев и сестер”

– игра “Корзина проблем”

– лекция психолога по теме

– видеообзор игровой деятельности детей

– изготовление игрушек–самоделок

– экскурсия в кабинет психолога ДОУ

Участники письменно называют волнующую их педагогическую проблему, опускают листочки в корзину, перемешивают и произвольно выбирают листок с проблемой другого участника. Далее им дается задание подготовиться для обсуждения проблем на последнем занятии

В видеозаписи предлагаются разнообразные виды детских игр, используемых в детском саду

Предлагаются техники “Оригами”, изготовление игрушек из природного материала и т.д.

4 “С любовью – в мир. Период новорожденности” –лекция психолога по теме

–посещение выставки “Полезные игрушки”

– экскурсия в физкультурный зал

– физкультурная гимнастика для будущих мам

 

Выставка готовиться в ДОУ, родителям разъясняется назначение разных игрушек, их польза или вред

Комплекс разрабатывает и проводит медицинский работник

5 “Период младенчества” – лекция психолога по теме

– экскурсия в физиотерапевтический кабинет ДОУ

– обучение приемам массажа для детей

– ознакомление с пальчиковой гимнастикой

 

Родителям можно предложить фиточай, кислородный коктейль и т.д.

Проводится медсестрой массажного кабинета

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Артикуляционная и пальчиковая гимнастика – М: Гном и Д, 2000 и др.

6 “Ребенок от года до 3 лет” – лекция психолога по теме

– экскурсия в группы раннего возраста

– ознакомление с развивающими играми и упражнениями на развитие сенсорики (практическое обыгрывание)

“Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников” – под. ред. Л.А.Венгера – М: просвещение, 1978 и др.

7 “Ребенок и детский сад” –видеообзор “Наш детский сад”

–лекция психолога по теме

– экскурсия в изостудию ДОУ

– ознакомление с приемами изобразительной деятельности

Родители вместе с руководителем изостудии практикуются в освоении разных приемов рисования, используемых в работе с детьми раннего возраста

8 “В добрый путь!” – вечер вопросов и ответов – круглый стол Игра “Корзина проблем” – обсуждение педагогических проблем

Вопросы к работникам ДОУ

 Примерный план проведения 2 этапа занятий

Тема

Содержание работы

1 “Здравствуй, малыш!” Знакомство педагогов с ребенком и родителями

Свободная игровая деятельность ребенка с мамой, с другими детьми.

Приход персонажа кукольного театра , знакомство, хороводная игра

2 “Мир музыки” Экскурсия в музыкальный зал

Знакомство детей с музыкальным руководителем

Слушание и пение песенок

Свободная игровая деятельность

3 “Мир сказки” Знакомство со сказочными героями (роли исполняют воспитатели), игры с ними

Рассматривание детских книг

Показ кукольного спектакля “Репка”

4 “Физкульт–ура!” Экскурсия в физкультурный зал

Игры с использованием физкультурного оборудования

Свободные игры в игровой комнате

5 “Поиграй–ка!” Игры детей в игровой комнате под руководством психолога и воспитателя

 Примечание: 2 этап занятий проводится в августе месяце во время формирования группы раннего возраста. Дети с родителями приходят в течение недели в специально оборудованную игровую комнату детского сада, занимаются по данному плану. Постепенно, к пятому занятию родители предоставляют ребенку самостоятельность; от совместных занятий с ребенком переходят к наблюдению за детьми, которые все активнее взаимодействуют с другими детьми, педагогами и психологом ДОУ. После окончания занятий по рекомендации психолога ребенок вводится в группу детского сада.