Мир прекрасного - мир искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


“Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребёнка…”

Э. Межелайтис.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм , цвета, звуков.

Работая воспитателем изобразительной деятельности в дошкольном учреждении, я рассматриваю искусство как источник изучения духовного опыта предшествующих поколений и современности. Цель моей деятельности – художественно–эстетическое развитие детей во взаимодействии со всеми видами искусств, которые представлены на схеме (рис. 1).

Рисунок 1

Хочется выразить слова благодарности всем, кто причастен к изучению данного вопроса. Сегодня много методического и практического материала, передового педагогического опыта, методик и технологий, которые можно творчески применить в работе.

К великому сожалению нет возможности по – настоящему, в полном объеме, использовать искусство в работе с детьми Просто не объять необъятное. Поэтому, учитывая интересы детей, возможности учреждения, климатические условия нашего города, традиции национальной культуры, мною составлен перспективный план ознакомления детей подготовительной группы с разными видами искусств на занятиях изобразительной деятельностью в кружке “Маленькие волшебники” с учетом взаимодействия педагога изобразительной деятельности с другими специалистами учреждения (рис. 2). Данная схема взаимодействия позволила в течении учебного года использовать все виды искусств, отдавая приоритетное направление на каждом занятии одному из них , и получить огромную помощь в организации предварительной работы с детьми от других специалистов. При планировании, совместно с каждым педагогом обговорили темы занятий. Это было только начало большой кропотливой работы (рис. 3).

Рисунок 2

Рисунок 3

Цикл предложенных занятий позволил систематически развивать творческие способности детей, видеть окружающую жизнь глазами художника Меня удовлетворяло то, что любая тема позволяет настроить детей на лирический лад, использовав: классическую и народную музыку, устное народное творчество (песни, потешки, пословицы); показ репродукций картин художников, прослушивание отрывков из произведений писателей и поэтов. Эти занятия исключают какие–либо схемы, штампы и вынуждают детей увидеть и отразить реальную для каждого из них жизнь; самостоятельно сделать выбор в цвете, форме, композиции; позволяют использовать новые педагогические технологии и нетрадиционные виды деятельности. Рисовать можно не только кистью, паралоном, ватой, тканью, пальцевой живописью, свечой, по мокрой бумаге, щетками, но и штрихом различного размера.

Мне бы хотелось коротко обосновать выбранные темы:

  • Первые занятия посвящены осени. У детей достаточно богатый жизненный опыт, развито теплое трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство. А сколько художественно–эстетических произведений (музыки, песен, поэзии, живописи) посвящено этому прекрасному времени года.
  • После короткой и необычайно красивой осени нашего края наступает суровая, продолжительная зима. Именно в это время года в наш город приезжают мастера – скульпторы, чтобы поразить уренгойцев красотой и неповторимостью сказочных персонажей, которые строят из льда и снега. Любуясь их красотой, дети вспоминают, как постепенно из снежных и ледяных глыб появлялись фигура за фигурой, а затем, и целые ледяные дворцы, горки, замки. После экскурсий и наблюдений, дети охотно делились своими впечатлениями и пытались вылепить подобные фигуры из глины, затем их раскрашивали. Очень часто дети придумывали интересные мини–сказки. Такая работа позволяла им объединиться по двое – трое, рождала деловое общение, учила договариваться друг с другом. Кажется, что каждый выполняет своё, но одновременно сверяет с партнёром ход работы и решение композиции.
  • Ну а какая зима без посиделок? Дети любят эти праздники, позволяющие осваивать традиции и обычаи своего народа. Они тонко чувствуют воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок, потешек и прибауток. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Занятия, запланированные на эти темы, всегда эмоциональны, им присущи юмор и веселье. В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, их нравственное значение. Примером тому можно предложить конспект занятия “”. Я убедилась, если у детей достаточный запас знаний в этом направлении, то в момент изображения рисунка не требуется длительных поучений.
  • Знакомя с рисунками Е.И. Чарушина, приглашаю детей совершить первое путешествие в удивительную страну “Графо”. Здесь они рисуют, чертят, пишут и узнают язык этой страны – штрих, линия, пятно, контур, силуэт. Именно отсюда дети попадают в сказочный мир Евгения Ивановича, в котором сочетались два умения, два таланта – рассказчик и рисовальщик. Дети узнают о животных много интересного для себя. Рассказанные истории – смешные или грустные, забавные, поучительные или удивительные – вызывают у детей глубокие чувства: участие, нежность, привязанность, заботу о слабых, покровительство беззащитным.
  • Ярким примером ознакомления детей с искусством является музей. Посещение выставок – настоящий праздник. Посещая их, дети имеют возможность соприкоснуться с прекрасным. Восприятие искусства – особый интеллектуальный, эмоциональный труд. Не каждому ребенку это дано. Мне всегда приятно наблюдать за детьми, когда они длительное время рассматривают картины, делятся впечатлениями, замечают цветовые оттенки, характерные черты героев.

Для положительного результата моими помощниками являются не только педагоги, но и родители. Они с удовольствием знакомятся с рекомендациями, методической литературой, принимают активное участие в практических занятиях, в организации групповых и городских выставок.

Приступая к любой теме, мы обговариваем план предварительной работы с узкими специалистами, определяем, что каждый из нас может предложить детям для достижения общей цели. Это позволяет избежать дублирования и сообщения детям излишней информации.

В качестве примера остановлюсь на совместной работе с воспитателем театрализованной деятельности в подготовке к занятию по устному народному творчеству.

Тема занятия: “Жизнь дана на добрые дела”. (По мотивам сказок, с опорой на пословицы и поговорки).

Наша общая цель: показать детям, что люди бывают красивы лицом, но поступки их не всегда красивы и правильны. Мораль сказок такова: жизнь людям дана на добрые дела.

Цель воспитателя театрализованной деятельности: познакомить с содержанием сказок, подвести детей к основной морали, соотнесение пословиц и поговорок с содержанием охваченных произведений; драматизация произведений или отрывков из них; отработка средств выразительности; воспитание интереса к этому жанру и желания быть похожими на положительных героев. Например, “Снегурочка нравится тем, что она и умна и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая и приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится”; “Царевна – лягушка хороша собой. За какое бы дело не бралась – всё у неё получалось, да спорилось”; “Василиса Прекрасная была первая на селе красавица. И с каждым днём всё хорошела. Но и трудиться не забывала” …

Такая предварительная работа позволяет мне большую часть времени на занятии посвятить процессу рисования, в ходе которого возможны комментарии и рекомендации.

Хочется верить, что предложенная мною работа будет способствовать развитию социальной и духовной направленности дошколят.

Мороль Л. В..

Воспитатель

изобразительной деятельности

МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка”,

г. Новый Уренгой

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

(Для детей подготовительной группы, посещающих кружок изобразительной деятельности)

ТЕМА: “Жизнь дана на добрые дела.” (По мотивам нанайской сказки “Айога”, пословиц и поговорок)

Программное содержание:

  • Учить передавать в рисунке сказочные образы героев – Айоги, соседской девочки и мамы Айоги; изображать их в национальных костюмах;
  • Самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей;
  • Передавать отличительные особенности их лиц (грусть, радость, злость) и движений; выразительность образов персонажа.
  • Воспитывать уважение к тем, кто не только красив собой, но и своими делами и поступками.

Материалы: альбомный лист белой бумаги, разные виды средств рисования, простой карандаш, палитры, фломастеры, мягкие и жёсткие кисти. Нанайская сказка “Айога”, портреты двух девочек по урокам сказки Л.П.Стрелковой.

Предварительная работа: чтение нанайской сказки “Айога”, рассматривание иллюстраций к ней; рассматривание нанайской одежды, составление узоров. Дидактическая игра: “Скажи наоборот” (определить характер персонажей), инсценирование сказки, изготовление атрибутов, использование карточек с изображением эмоций, рассматривание репродукций с изображением природы этого края.

Ход занятия.

Тренинг: “Давайте поздороваемся!” ( с целью создания радостного настроения)

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказке, у которой необычное начало. (“ В роду Самар жил один нанаец – Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все её любили. И все говорили, что красивее дочки ЛА никого нет – ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась”).

  • Что это за сказка? ( “Айога” – нанайская сказка)
  • Почему она так называется? (Сказка про девочку, которую звали – Айога. Девочка была очень красивая, но ленивая и гордая; про неё можно сказать – злая и невоспитанная. Она от злости обратилась в гуся. Айога разучилась разговаривать по – нанайски. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем – нибудь её, красавицу, не спутали, только людей завидит и кричит: Айо–га–га–га!)
  • – Как это случилось? (Когда мама отдала лепёшку соседской девочке, Айога разозлилась, побелела, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила – руки в крылья превратились, бултыхнулась в воду и обратилась в гуся)
  • Давайте изобразим, как выглядела Айога в эти минуты. (Дети повторяют последовательность превращения девочки в гуся, сопровождая эмоциями)
  • Часто говорят: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”
  • Как вы думаете, чему учит эта сказка? Какова мораль этой сказки? (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других).
  • Вы знаете много пословиц и поговорок, на эту тему. Какая из них подошла бы к этой сказке? ( “Жизнь дана на добрые дела”) Возможны и другие варианты: “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; “Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”; “Не с лица воду пить”; “Всякий человек в деле познаётся.”; “Без труда нет добра”; “Маленькое дело лучше большого безделья”; “Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; “Труд кормит, а лень портит” …
  • Я знаю, что вам очень понравилась нанайская сказка “Айога”. Действительно, к ней очень подходит эта пословица: “Жизнь дана на добрые дела”. Мы рассматривали иллюстрации художницы Г.А.Макавеевой к этой сказке. Давайте сегодня нарисуем к ней иллюстрации.
  • С чего вы начнёте рисунок? (С эскиза)
  • Напомните, как его нужно выполнять? (Эскиз нужно рисовать легко, простым карандашом. Сначала нарисуем главные детали, а затем будем раскрашивать).

В процессе занятия напоминаю детям о пропорциях между предметами. Персонажи должны быть нарисованы так, чтобы было понятно, что они делают. Можно напомнить детям о цвете красок для изображения героев сказки, какими приёмами можно нарисовать мех. (Предлагаю внести в рисунок дополнения).

На протяжении всего занятия звучит мелодии народа севера. (Где – то в середине занятия можно предложить упражнения для осанки – поза гуся, дерева)

Рисование в цвете даётся на втором занятии. Сначала рассмотрели полученные эскизы. Некоторым из них дети сразу дали название: Соседская девочка даёт Айоге лепёшку”; “Ах, какая я красивая”; “Айога глядит на себя, не наглядится”. По окончании работы дети рассматривают свои рисунки. Все вместе оформили выставку детских работ.

  • Дети, что же дороже всего для людей: родных и близких, чужих и малознакомых? (Любовь, уважение и забота друг о друге.)
  • Да, каждому человеку жизнь дана на добрые дела. Всем нравятся красивые люди и лицом и душой.