Урок "Сила трения скольжения"

Разделы: Физика


Цели урока :

1. Расширить знания о силе трения.

2. Показать связь физики с окружающим миром.

3. Вовлечь учеников в процесс познания , развивать интерес к физике с  привлечением местного материала.

Оборудование: трибометры, динаметры, штативы, желоб, шарик, гиря.

Оформление:

1. На доске вывешены отпечатанные крупным цветным шрифтом 

“ Вездесущее, мешающее, необходимое”

2. Картина “ Тройка” Перов

3. Фотография скульптуры “ Медный всадник”

4. Рисунки учащихся “ Трение в добывание огня”, “ Трение в природе”, “Трение в швейном деле”, “Подшипники”

Ход урока

1. Организационный момент:

Объявление цели урока - В результате совместной работы на уроке углубить знание о трении.

2. Взаимоопрос

( перед учащимися – лист бумаги)

Слово учителя: Подпишите на листе фамилию соседа, которому вы поставите оценку за его ответ вам, говорите четко, ясно, тихо.

1 вариант отвечает на нечетные вопросы, а 2 вариант – на четные.

Вопросы:

    1. Как направлена сила трения покоя?
    2. Чему она равна?
    3. Отчего она зависит?
    4. Почему она возникает?
    5. Примеры трения покоя, помогающего привести тело в движение.
    6. Примеры трения покоя, мешающего движению.
    7. Груз поднимается на транспорте, куда направлена сила трения покоя?
    8. Почему с понижением температуры скольжение уменьшается?
    9. При каком условии динамометр измеряет силу трения?
    10. Зачем на колесах тракторов и автомашин делают глубокий рисунок-протектор?

( Выставили оценки и передали по ряду вперед)

3. Изучение нового материала.

(работаем в тетради)

Вступительное слово учителя: Наука, изучающая трение, называется трибология.

Лауреат Нобелевской премии, швецарский физик Шарль Гийом сказал:

“ Вообразим, что трение может быть устранено совершенно, тогда никакое тело, будь оно величиной с каменную глыбу или мало, как песчинка, никогда не удержится одно на другом, все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля была бы без неровностей, подобно жидкости.”

Неизвестно, как бы развивалась цивилизация- ведь предки добывали огонь трением.

Слово учителя: Посмотрите на картину “Тройка” художника Перова и ответим на вопросы.

  1. Почему детям тяжело вести санки?
  2. Какую силу им приходится преодолевать?
  3. Где она действует?
  4. Куда направлена?

Запись в тетрадь

Главная особенность силы трения скольжения направлена против скорости вдоль поверхности скользящих тел.

Задание

Исследуйте, от чего она зависит и сделайте вывод.

( на парте: трибометр, динамометр, 3 груза, полоска линолеума, путеводитель для эксперимента)

  1. Установите брусок на трибометре и, увеличивая число грузов, измерьте силу трения, сделайте вывод, от чего зависит сила трения.
  2. Установите, как влияет площадь на силу трения, для этого поверните брусок на бок.
  3. Заменяя трибометр на полоску линолеума, установите влияет ли поверхность на силу трения?

Запишите выводы в тетрадь и формулу Fтр = N, такую же для Fтр макс покоя = N когда тело находится на горизонтальной поверхности

N = Fтяж

Fтр = mg

Появилась новая величина коэффициент трения img2.jpg (754 bytes) о ней нужно знать, как о любой величине что?

    1. Чему равна?
    2. Куда направлена?
    3. В чем измеряется?
    4. От чего зависит?

Открыли учебник стр 101 с таблицей для коэффициента трения и используя ее постарайтесь ответить на вопросы

< 1 трение вредно, > 1 полезно

Если < 1 трение вредно ,как уменьшить?

1. Опыт с одинаковыми поверхностями, но в одном случае скольжение, а в другом, ____________

2. Скульптура “ Медный всадник ”

– 1-ый ученик читает отрывок из стихотворения Пушкина “ Медный всадник ”

– 2-ой ученик рассказывает о нахождении и доставке “ Гром ” камня для этой скульптуры Петра I, созданной французским скульптором Фалькони.

– 3-тий ученик рассказывает о подшипниках и их применении.

Следующий ученик рассказывает о применении триботехнического состава “ Ниод” на Нерюнгринской ГРЭС , где благодаря пластической смазки с составом “ Ниод” износ в зубчатых зацеплениях и подшипниках практически исчез. Экономия электроэнергии составила после обработки 8-15%. Впервые в энергетике Якутия на Нерюнгринской ГЭС.

Сделала попытку применить и исследовать новейшую технологию по увеличению надежности, повышения безаварийности и уменьшению износа теплотехнического оборудования в реальных условиях. Технология отличается простотой и доступностью. Накоплен уникальный опыт только за первый год внедрения данной технологии, экономический эффект составил 152 млн.руб. Повторная обработка через три года показала, что износ бронзовых деталей уменьшился в 4 раза, а срок службы увеличился в 8-10 раз. После обработки триботехническим составом “Ниод” коэффициент трения снижается в 4-15 раз.

3. Самостоятельная работа учащихся на стр.101 - прочитать про жидкое трение и ответить на вопросы.

  1. Какие вы знаете смазочные масла?
  2. Почему тракторам не придают обтекаемую форму тела?
  3. Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед?
  4. Какая пуля летит дальше круглая или коническая?
  5. Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли?
  6. Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму?

4. Подводя итог урока, предоставляю слово нашим ученикам (ребята читают стихи о силе трения автора Борочаевой Г.Г учителя физики Нерюнгринской школы)

1. Знакомая сила трения
Достойна обсуждения.
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает сила трения
Любому продвижению,
Мешает также скорость,
Движение сохранять

2. Куда она направилась
Ты догадался правильно!
Не в сторону движения
В обратную всегда
И трения скольжения,
И трения качения
Препятствует движению
Туда или сюда

3. Причина сила трения,
Взаимозацпления
Неровностей, поверхностей
В движении разных тел
Тут бугорки, царапинки
От них ты не избавишься
Как бы не хотел

4. Когда же отшлифованы
Тела, от полированы,
То друг по другу двигаться
Казалось им легко
Увы молекулярное
Вступает притяжение
И трение в этом случае
Особо велико.

5. Выходит, нет сомнения
Зловредна сила трения
Но делать общий вывод
Не следует спешить.
Без силы этой трения,
В разнос пойдет движение
И без нее не сможешь ты
Ни бегать, ни ходить

Заканчивая урок, мы не закончили изучение силы трения, так как у нас с вами будет практическая часть- выполнение лабораторной работы, решение задач.

На доске записаны творческие задания

    1. Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”
    2. Написать стихотворение о трении
    3. Исследовать, как влияет понижение температуры на трение
    4. Сделать сообщение о трении на производстве ваших родителей

Выберите себе задание по душе, спасибо за урок