Проект: "Путешествие с Маленьким принцем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цикл занятий

“Мы в ответе за тех, кого приручили”

Цель:

Сформировать представления детей о разнообразии растений на Земле, их своеобразии и использовании человеком в разных целях (питании, лечении, украшении)

Предварительная работа:

  1. Чтение произведений: А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; Н. Усова “Лепестки”, “Тайны цветов”; Н. Павлова “Загадки цветов”.
  2. Чтение легенд о лекарственных растенях.
  3. Заучивание: А. Толстой “Колокольчики мои”, Е. Благинина “Одуванчики”.
  4. Познавательные занятия.
  5. Экскурсии и наблюдения (участок детского сада, лес, зимний сад).
  6. Посадка комнатных растений.
  7. Рисование на тему: “Мой любимый Цветок”, “Моя планета”, “Вход в мой дом”, “Планета Маленького принца”.
  8. Составление коллекции лекарственных растений.

I путешествие: “Зимний сад”

Задачи:

Обобщить знания детей о коллекциях растений зимнего сада (древовидные, папоротники, лианы, суккуленты). Уточнить сведения о коллекции суккулентов, особенностях их содержания и ухода. Развивать познавательный интерес. Побуждать детей, при описании растений, использовать образные выражения (эпитеты, сравнения и т.д.).

Структура и методические приемы:

Дети находятся в зимнем саду. Входит Маленький принц:

– Как называется эта планета? (Ответ детей)

– Но я был на Земле и видел там огромную пустыню, там только песок и камни. А здесь так много зелени, что это?

Рассказы детей о Земле:

а) многообразие климатических зон;

б) растения нашего Зимнего сада.

– Маленький принц, в нашем зимнем саду собраны растения с разных уголков нашей Земли, но больше всего здесь растений из влажных тропических лесов. Здесь собраны коллекции разных растений. Дети, расскажите об этих коллекциях.

Рассказы детей о коллекциях древовидных, лиан, папоротников.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о каком – нибудь одном растении (по выбору ребенка) по его “паспорту” (алгоритм описания растения и правил ухода за ними):

  • жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.),
  • родина,
  • отношение к свету,
  • требовательность к влаге,
  • особенности ухода,
  • меры предосторожности,
  • использование растения (с декоративными листьями, красивоцветущее, ампельное, плодовое).

Рассматривание коллекции суккулентов.

Вопросы к детям:

– Откуда родом эти растения?

– Почему вы так думаете?

– Как они выживают в условиях пустынь и полупустынь?

– Чем эти растения непохожи на растения влажных тропических лесов?

– Нужны ли суккулентам в нашем зимнем саду длинные корни?

– Чем эти растения похожи друг на друга?

– Почему растения в зимнем саду не вырастают такие большие, как в природных условиях?

Маленький принц:

-Эти растения похожи на те, что я видел в пустыне, там они росли среди песка и камней. Это очень красиво: колючки и камни. Эти растения очень удобны в уходе: их не нужно поливать как мою розу.

Воспитатель:

– Дети, а нужно ли поливать пустынные растения в нашем зимнем саду?

– Почему?

Маленький принц:

– У вас замечательно красивый зимний сад. Мне бы хотелось тоже иметь сад на своей планете, но она такая маленькая. Лианы и фикусы на ней не поместятся, к сожалению.

Воспитатель:

– Не огорчайся, Маленький принц, у нас на Земле есть такое направление в цветоводстве: создание каменистых садов. Такой садик может быть совсем маленьким – миниатюрным, а выглядеть очень эффектно.

– Давайте сделаем для Маленького принца композицию из суккулентов и камней.

Составление композиции из суккулентов и камней по алгоритму:

      • положить дренаж в горшочек,
      • насыпать почву,
      • сделать углубление в почве,
      • полить,
      • посадить черенок суккулента,
      • прижать землю вокруг растений,
      • полить.

Дети подбирают несколько растений, камешки по цвету, размеру. В процессе работы уточняем, что камни нужны не только для красоты, но и для сохранения влаги.

– Эта композиция совсем маленькая, ее можно будет поставить на потухший вулкан.

II путешествие :

Устройство клумбы “Цветочные часы” на участке детского сада

 

Задачи:

Познакомить детей с суточными особенностями растений на примере “цветочных часов”. Учить устанавливать зависимость между цветением и временем суток. Закреплять навыки ориентировки на местности, определения сторон света по солнцу, пользования приборами (компас, флюгер). Упражнять в самостоятельном планировании трудовой деятельности на основе алгоритма. Закреплять умение сеять семена растений, соблюдая экологические правила. Совершенствовать речь детей, разные ее виды (монолог - описание, диалог).

Структура и методические приемы:

Вопросы к детям

– На какой планете жил Маленький принц?

– Какое правило было главным в его жизни? (Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.)

– Что росло на планете Маленького принца? (Росла только одна роза, а баобабы он вынужден был уничтожить, как сорняки.)

– Теперь понятно, почему Маленький принц так восхищался нашим Зимнем садом. Но если бы он попал на участок нашего детского сада, я думаю, что ему и здесь очень понравилось бы.

– Какие растения растут на участке нашего детского сада? (Рассказы детей о деревьях, кустарниках, цветах).

– Что можно сделать, чтобы наш участок стал еще красивее? (Посадить цветы, поставить скамейки и т.п.)

– Какие цветы растут на нашем участке? (Многолетние, однолетние, первоцветы, лекарственные и др.)

Устройство клумбы “Цветочные часы”

– Оказывается, в природе есть немало растений, которые открывают и закрывают свои цветы в определенное время. Давайте сделаем с вами необыкновенную клумбу, по которой летом можно будет узнавать время.

– Выберем место для клумбы: оно должно быть солнечное, защищенное от холодных северных ветров. Для этого

а) определите стороны горизонта (по солнцу и компасу);

б) направление ветра (по флюгеру; если нет ветра – вспоминаем результаты предыдущих наблюдений за погодой);

в) готовим почву ( вскапываем, разравниваем).

Демонстрация модели “цветочные часы” (“рис. 1”).

Рисунок 1

– Какие растения мы посеем на клумбе? (Воспитатель предлагает посеять на клумбе семена календулы (ноготков) и льна – растения, по которым можно определить время, т.к. они приспособились открывать свои венчики в зависимости от положения солнца на небе, т.е. времени суток.)

Сравнение семян ноготков и льна, рассматривание иллюстраций цветущих растений, чтение рекомендаций по посеву и уходу.

Определение на клумбе места для каждого растения. Уточнение сочетания цвета растений во время цветения (голубой–желтый).

Посев семян по алгоритму: сделать бороздки, полить, посеять семена, заровнять бороздки.

Дети, Маленький принц говорил, что мы в ответе за тех, кого приручили. Что это значит? (Нам теперь необходимо ухаживать за своей клумбой.)

III путешествие: “Аптекарский огород”

Задачи:

Расширить знание и представления детей о применении растений в человеком. Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений. Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог). Воспитывать бережное отношение к растениям.

Структура и методические приемы:

Воспитатель:

– Дети, сегодня у нас снова в гостях Маленький принц.

– С какими свойствами растений мы познакомили Маленького принца? (Растения украшают помещение, участок. С помощью растений можно узнать время. Растениями питаются люди и животные.)

– У нас на участке есть растения, которые лечат.

Дети показывают Маленькому принцу аптекарский огород. Воспитатель загадывает загадку:

Что за чудо- цветок:
Желтый яркий лепесток,
От болезней помогает
И зверей в лесу пугает?
(зверобой)

Дети находят зверобой, рассказывают о его лекарственных свойствах.

– Зверобоем можно лечить многие заболевания. Зверобой в переводе с казахского языка означает “целитель ран”. На Руси зверобой считали травой от 99 болезней.

– Найдите на аптекарском огороде календулу. Ее народное название – ноготки.

– Почему ее так называют?

– Русское название ноготок объясняет сказка.

Давным-давно в одной бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморышем, потому что он был слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился за тридевять земель уму – разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Люди стали лечиться у Заморыша, ведь это был он, а к старой ворожее никто не шел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей, и завещал закопать после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Вырос на том месте золотистый цветок, который люди назвали ноготком. И лечит цветок – ноготок людей от многих болезней, и слава о чудесном цветке – ноготке по всему миру идет.

– Каким интересным свойством обладают цветы этого растения? (Цветок - часы)

Дидактическое упражнение “Душистые коробочки”:

– Многие лекарственные растения обладают чудесным запахом. Но у каждого растения он свой.

Предлагаю детям коробочки с душистыми травами (душица, чабрец, герань, монарда, мята перечная, календула).

– Найдите растение с таким же запахом на аптекарском огороде.

Воспитатель:

– Все растения аптекарского огорода лекарственные, а чем они отличаются. Давайте рассмотрим и сравним душицу и мяту перечную. (Дети рассматривают и сравнивают 2 растения: стебель, листья, цветы, запах)

Рассказы детей.

Воспитатель предлагает детям показать на огороде растение, которое им нравится больше всего, и рассказать о нем.

  • жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.),
  • родина,
  • отношение к свету,
  • требовательность к влаге,
  • лечебные свойства,
  • используемые части растения и время сбора,
  • способы размножения и особенности ухода.

Рассказ медсестры о лечебных свойствах растений.

– На нашем аптекарском огороде растет много замечательных растений, и об их лекарственных свойствах нам сейчас расскажет наша медсестра.

Приготовление настоя из трав.

Дети готовят лекарственные сборы:

  1. Для лечения желудка: календула (цветы), зверобой (трава), мята перечная (листья), одуванчик (корни). По одной части заранее приготовленного сушеного сырья.
  2. Для лечения органов дыхания: чабрец, мята перечная, календула - по одной части.

Дегустация витаминного чая.

Подарок Маленькому принцу коллекции лекарственных трав.