Детский сад по социальным показаниям в механизме защиты прав ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Нестабильность современной жизни значительно расширила спектр социальных, экономических и других факторов, которые активно стимулируют детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство. И, прежде всего, среди них:

- Кризисные явления в семье (нарушение структуры и функций семьи, ухудшение качественного состава и социального статуса).

- Снижение жизненного уровня, которое приводит к ухудшению условий содержания детей в семье, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, что, в результате, приводит к жестокому обращению с детьми.

- Резкое снижение уровня социальных гарантий у детей, смена ценностных ориентаций общества, снятие многих моральных запретов, что привело к значительному росту, в последние годы, социальной дезадаптации детей.

- Семьи часто не выполняют по отношению к своим детям предназначенных им функций воспитания.

При изучении проблем детства в нашем городе были выявлены семьи, в которых дети нуждались в психолого-педагогической и материальной помощи. Асоциальные условия некоторых семей представляли опасность для здоровья, развития, а порой, и жизни ребенка. Так встал вопрос о создании в городе для детей дошкольного возраста учреждения, выполняющего функции детского сада и приюта одновременно.

В основу деятельности нашего детского сада с ласковым названием "Гнездышко" для детей группы социального риска закладываются следующие принципы:

- Приоритет интересов ребенка и его благополучия.

- Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.

- Опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей.

- Гуманизация отношений и общения между детьми и сотрудниками.

- Комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитанниками учреждения.

Особенность социально-психологического статуса наших воспитанников обуславливает специфику целей и содержания деятельности. Мы даем детям не просто кров, еду, тепло, но, в целом, качественное изменение жизни, отношений с миром, окружающими людьми. Поэтому задача нашего учреждения многогранна: снятие остроты психического напряжения, проведение первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде, восстановление или компенсация утраченных социальных связей, приобщение к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Детский сад №8 “Гнездышко” с круглосуточным пребыванием детей из семей группы социального риска открыт 1 сентября 1996 г. на базе групп по социальным показаниям. С XI – 1997 г. детский сад функционирует как самостоятельное структурное подразделение МДОУ.

В детском саду скомплектовано 3 разновозрастные группы на 40 детей. Посещает ДОУ 42 ребенка (на 01.01.2004 г.)

Прием детей в детский сад осуществляется межведомственной комиссией, в состав которой входят представители МДОУ, ДОУ №8, Управления социальной защиты населения, отдела опеки и попечительства Управления образования, детской поликлиники, комиссии по делам несовершеннолетних при городской Администрации.

В деятельности ДОУ положена концепция медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с трудностями в развитии, основанная на принципах комплексности, системности и индивидуализации в оказании диагностико-коррекционно-реабилитационной помощи детям.

В нашем малокомплектном детском саду мы создали оптимальные условия для физкультурно-оздоровительной работы.

На территории детского сада имеется огород, теплица, парник, 6 цветников.

В групповых комнатах созданы условия для разнообразной детской деятельности, для удовлетворения интересов каждого ребенка и с учетом половозрастных различий; а также для отдыха, уединения ребенка, снятия эмоционального напряжения. В каждой группе есть телевизор, магнитофон, мягкая мебель.

Руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с его Положением, Уставом МДОУ и действующим законодательством Российской Федерации.

В практической деятельности используется Закон РФ “Об образовании, нормативные документы по вопросам дошкольного образования, основы трудового законодательства, Международная Конвенция о правах ребенка, Нормы и правила охраны труда, Санитарные Правила и Нормы, правила пожарной безопасности.

Наш коллектив осуществляет комплекс мер, направленных на адаптацию детей в новых условиях жизнедеятельности, в гуманной среде обитания и ставит цели:

- обеспечить временное круглосуточное проживание безнадзорных детей в возрасте от 2-х до 7 лет, оказавшихся в особо трудных социальных условиях;

- создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья детей, оказания социально-педагогической, реабилитационной и психологической помощи детям;

- осуществление защиты прав ребенка.

Администрацией детского сада налажены продуктивные и взаимовыгодные контакты с городскими учреждениями культуры и образования. Дети полностью обеспечены за счет городского бюджета одеждой и обувью.

В едином городском пространстве детский сад выполняет задачи образования на его дошкольной ступени. В городском социуме налажены связи детского сада с организациями и предприятиями разных форм собственности в рамках Договора о взаимовыгодном сотрудничестве с целью привлечения внебюджетных средств.

Используемые образовательные комплексные программы “Радуга”, “Из детства в отрочество” для всестороннего развития ребенка основываются на: знании физиологии ребенка; детской психологии; дошкольной педагогики и инновационных педагогических технологий; защите прав ребенка; продолжении профессионального роста и повышения компетентности педагогов.

Детский сад на 100% укомплектован кадрами, согласно штатному расписанию. Эффективно реализовать образовательные программы помогают хорошо оборудованные функциональные помещения: методический кабинет, кабинет психолога, кабинет логопедической помощи, зал релаксации – тренажерный зал, полифункциональное помещение – музыкальное кафе “Веселые нотки” – изостудия, "уголок сказок".

Предметно-развивающая среда групповых и спальных комнат, функциональных помещений соответсвует психолого – педагогическим и санитарно – гигиеническим требованиям. В каждой группе созданы условия для разновозрастного взаимодействия детей, созданы “домашние” уголки и музыкальная среда, выделены “уголки уединения”, полифункционально используются места общего пользования, а также игровое, спортивное и другое оборудование.

В целях повышения качества работы специалистов и обеспечения постоянного профессионального роста педагогов детский сад обеспечивает обучение педагогических кадров на семинарах МДОУ у авторов программы “Радуга”, “Из детства в отрочество”. В соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования детский сад №8, как подразделение МДОУ и субъект единого образовательного пространства города, в своей деятельности ориентируется на решение следующих проблем:

- повышение общедоступности дошкольного образования и воспитания детей;

- создание и развитие на базе детского сада медико – оздоровительной службы;

- обеспечение условий, способствующих здоровье сбережению;

- привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников;

- внедрение системы стимулирования кадров и укрепление взаимосвязи между заработной платой и качеством труда педагогов;

- обеспечение эффективной социализации детей из семей группы социального риска.

Интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление физического и психического здоровья, защиту прав и достоинств детей в детском саду обеспечивают: заведующая д/с, старший воспитатель, 9 воспитателей, педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, инструктор по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель, 14 младших воспитателей, 2 врача-педиатра, 2 медсестры.

Педагогический процесс в детском саду строится на основе современных комплексных программ "Радуга", "Из детства в отрочество" (автор Т.Н.Доронова) и парциальных программ "Я – ты – мы" (авторы О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина) и др.

Содержание вариативного образования представлено работой кружка “Юный пожарный” по программе обучения детей правилам пожарной безопасности.

В дошкольном учреждении дети получают комплекс оздоровительных услуг: организация 5-ти разового сбалансированного питания с учетом рекомендаций врача; ежедневное естественное закаливание; фитотерапия; сокотерапия; витаминотерапия; аэронизация; физиолечение.

Методическое обеспечение педагогического процесса в детском саду соответствует современным психолого-педагогическим требованиям развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пополняется в зависимости от изменений в комплексе мер и мероприятий по решению актуальных задач:

- качество организации педагогического процесса для всестороннего развития личности ребенка;

- преемственность программ дошкольного и начального образования;

- здоровье сберегающие технологии обучения в детском саду.

Учителя-логопеды детского сада входят в состав логопедической службы МДОУ. Педагог – психолог осуществляет взаимодействие в системе психологической службы МДОУ и городским Центром диагностики и консультирования. Разработаны системы по коррекции и профилактике речевых нарушений и по работе с детьми, имеющими проблемы эмоционально – личностной сферы через специально организованное обучение, совместную деятельность, игры и самостоятельную деятельность.

В программе деятельности детского сада на каждый учебный год определяем наиболее важные задачи работы коллектива и пути их решения через распределение обязанностей и координацию действий сотрудников, стимулирование членов коллектива по итогам их деятельности, создание благоприятного микроклимата и укрепление материально-технической базы.

Детский сад №8 принимает активное участие по наработке и распространению опыта работы по современным проблемам дошкольного детства. В 2001 – 2002 уч.г. детский сад представил опыт работы по теме "Особенности управления детским садом для социально дезадаптированных детей" на региональном семинаре. В 2002 – 2003 уч.г. на коллегию Министерства образования РФ был представлен опыт работы детского сада по созданию адаптивных условий для развития личности каждого ребенка из асоциальной семьи. В этом же году с опытом работы в номинации "Повышение роли матери, родителей в воспитании нравственно здоровых и гармонично развитых детей, в укреплении и развитии семейных традиций и связи поколений" заведующая детского сада заняла I место в областном конкурсе "Женщина года – 2003" по Горнозаводскому округу.

В детском саду "Гнездышко" разработана модель взаимодействия с асоциальными семьями (рис.2). Определено содержание работы с ними по формированию осознанного отношения к родительству через различные виды взаимодействия: первичные обследования условий содержания и воспитания ребенка в семье и контроль этих условий; целевые патронажи по поиску ребенку; патронажи по болезни ребенка в семью и детскую больницу; индивидуальное консультирование родителей специалистами; индивидуальные беседы с заведующей по отдельным фактам нарушения Правил детского сада; групповые и общие родительские собрания, анкетирование, организация уголков семейного чтения, выставок детских работ, детских спектаклей.

Взаимодействие детского сада с семьями регламентировано Положением и Правилами приема, родительским договором.

Работа с семьей обязательно включает:

- разъяснение родителям их прав и обязанностей;

- ознакомление с системой нормативного обеспечения прав детей;

Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия педагогов с детьми. Результаты анкетирования воспитателей показывают, что преобладающим стилем их общения с детьми является демократический стиль. В детском саду создана доброжелательная психологическая атмосфера.

Развитие ребенка зависит также и от условий, в которых он постоянно находится, поэтому предметно-развивающая среда соответствует психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

При создании предметно-развивающей среды мы исходим из основных требований к жизнедеятельности детей:

- предметная среда носит развивающий характер;

- с индивидуальным возрастным подходом;

- с разнообразием тематики, комплексности и многообразием материалов и игрушек;

- при наличии природных и социокультурных средств;

- с использованием вариативности;

- обеспечением комфортности, функциональной надежности и безопасности;

- с обеспечением эстетических и гигиенических показателей.

Содержание и организация режима работы в детском саду отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.1249-03 от 26.03.2003 г. № 24).

Управление современным ДОУ – сложный процесс. Подбор, рациональная расстановка педагогических и обслуживающих кадров, организация их деятельности, инструктирование, координация и контроль, создание условий для повышения их профессионального мастерства, сплочение педагогического коллектива, утверждение в нем духа взаимопомощи, благоприятного морально – психологического климата постоянно находятся в поле зрения руководителя.

У нас постоянно работает передвижной книжный фонд центральной городской библиотеки, с начала основания детского сада работает женский клуб "Сударушка", группа здоровья, активно работает профсоюзная группа. В детском саду есть свои сложившиеся традиции, которые также способствуют укреплению стабильности коллектива и его работоспособности. Мы поздравляем детей и сотрудников в их день рождения, в день свадьбы и другие торжественные даты. В течение всего времени, с момента открытия детского сада, дети окружены вниманием и постоянной поддержкой со стороны администрации МДОУ, городской Администрации и лично Главы города Валентина Егоровича Фельдмана.

Ежемесячно и ежеквартально проводится анализ заболеваемости детей, медико-педагогическим персоналом детского сада определены основные направления работы с детьми и обеспечены: ежедневный контроль состояния здоровья ребенка; охрана и укрепление его психо-физического здоровья (через наблюдение и изучение эмоционального состояния детей, консультирование воспитателей и родителей, коррекционную работу с детьми).

Соблюдая права ребенка, в том числе, и на охрану его здоровья, в детском саду выполняется система оздоровительных мероприятий: режим, сбалансированное питание, закаливание. Для чего используются различные виды: прогулки, хождение босиком, в летнее время "Тропа здоровья", обливание ног, полоскание горла, воздушные ванны, фиточаи, витаминизированный напиток "Золотой шар" и, конечно, природные факторы: воздух, вода, солнце.

Для организации детского труда в зимних условиях мы используем достаточное количество санок, коробов для перевозки снега, лопаток, метелок. В летнее время наши дети принимают активное участие в работе на приусадебном участке, выращивают в теплице огурцы, помидоры, в парнике – перцы, салат, редис. На грядках – лук, морковь, капусту, картофель. Мы своевременно заготавливаем необходимые семена. На каждом участке есть цветочные клумбы, а также грядки для выращивания лекарственных трав.

Питание детей полностью обеспечено по разработанному и утвержденному 10 – дневному меню, которое учитывает потребность детей в белках, жирах и углеводах.

В детском саду обеспечивается весь комплекс санитарно – гигиенических и санитарно – противоэпидемиологических мероприятий:

- вместимость учреждения соответствует санитарным нормам размещения детей;

- все помещения используются строго по назначению;

- персонал проходит регулярные обязательные медицинские осмотры;

- соблюдаются все правила личной гигиены сотрудниками и детьми.

Формируя привычки к здоровому образу жизни, мы, фактически, закладываем основу здоровой организации детей на будущее, когда рядом не будет воспитателей, и нашим воспитанникам многое придется решать самим.

Итогом этой кропотливой работы с детьми на протяжении нескольких лет посещения нашего детского сада становится: понимание ребенком необходимости планировать свое время в течение дня, то есть формирование привычки к здоровому образу жизни через:

- знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным и здоровым;

- умение самостоятельно готовиться к таким постоянным моментам в распорядке дня, как прогулка, прием пищи, сон, гигиенические процедуры.

Учитывая, что физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни, мы создали условия для двигательной активности детей в течение дня, развивая и совершенствуя уже имеющиеся двигательные навыки, для чего в каждой группе созданы физкультурные уголки с большим выбором спортивного инвентаря.

За последние три года, начиная с 2001, в школы города было выпущено 20 детей. Дальнейшая судьба шестерых из них нами была определена до выпуска в школу.

 

Школа

Приемная семья

Детский дом

2001 г.

8

1

-

2002 г.

6

-

2

2003 г.

6

1

2

Схема работы педагога-психолога представлена на рис.1.

Создавая благополучные условия жизни детей в детском саду, обеспечивая им нравственную и эмоциональную атмосферу, мы прекрасно понимаем, что наши воспитанники целиком и полностью зависят от нас, педагогов.

Мы полностью пересмотрели стиль педагогического общения с детьми, провели ряд педагогических советов, заседаний "круглого стола", родительских собраний с целью научить взрослых безоценочному принятию ребенка, правильному психологическому пониманию причин его поступков и привычек, построению взаимоотношений с ребенком на основании дружелюбия и взаимопонимания.

Мы прекрасно понимаем, что решить проблему защиты прав ребенка невозможно только на уровне детского сада.

Поэтому, учитывая важность проблемы, работу в данном направлении начали с изучения правовой базы, тесно взаимодействуя с Управлением социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства Управления образования. Изучая Положения Конвенции о правах ребенка провели диагностику, анкетирование педагогов и родителей, опросы детей. Определили основные направления и содержание работы педагогического коллектива специалистов и педагога – психолога по реализации прав ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА №8 ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Заведующая

Старший воспитатель

1. Выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей.

2. Формирует мотивацию ответственного отношения к ее выполнению.

3. Планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива.

4. Осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых.

5. Проводит специальную работу по осведомленности общества по вопросам защиты прав детей с использованием средств массовой информации.

1. Способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации.

2. Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями, осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.

3. Создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей.

4. Участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.

Педагог - психолог

Воспитатель

1. Организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей.

2. Проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных.

3. Осуществляет диагностическую и коррекционно – развивающую работу с детьми и родителями.

4. Обучает педагогов.

Главное действующее лицо при проведении этой работы.

1. Повышает свою правовую и педагогическую культуру.

2. Следит за соблюдением прав ребенка как в детском саду, так и в семье.

3. Осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционно – развивающую работу с детьми и родителями.

4. Ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.

Двоих детей мы передали в приемные семьи в город Екатеринбург и город Новоуральск. В 1990 году двое наших детей были определены в приемную семью в США. Четверых детей перевели в Таватуйский детский дом, который находится недалеко от нашего города и время от времени мы навещаем наших детей.

Выпускники детского сада "Гнездышко" адаптивны к условиям новой жизненной ситуации. Готовность детей к школе соответствует стандарту, учитывая, что дети приходят к нам с педагогической запущенностью, не посещавшие ранее дошкольные учреждения.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА № 8 ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Цель

Дети

Педагоги

Родители

Изучение детско – родительских отношений Методика "Рисунок семьи"

Методика "Цветопись"

Тест "Подставные лица"

Тест "День рождения"

Интервьюирование детей "За что вас родители хвалят и наказывают" (запись на магнитофон для родительского клуба)

  Анкетирование

"Как мы понимаем своих детей"

"Я и мой ребенок"

"Ребенок и игра"

Диагностика
детско – родительских отношений
(авт. Варга – Столин)

Профилактика пренебрежительного и жесткого отношения к детям Занятия для снятия психоэмоционального напряжения (релаксация, сухой бассейн, игротерапия) Тест направленности личности педагога.

Тест самооценки затруднений в общении с родителями.

Индивидуальные консультации
(по результатам диагностики
детей и
родителей)
Расширение психологических и правовых знаний Формирование социально – коммуникативных навыков через социализирующие игры, тренинговые занятия) Тренинг

"Особенности работы с тревожными детьми"

"Взаимодействие с агрессивными детьми"

Консультация

"Классификация нервных нарушений у детей и их проявления"

Деловая игра

"Права ребенка. Что это такое?" (по Конвенции о правах ребенка)

Родительский
клуб

"Искусство хвалить"

"Право на любовь" (по Конвенции о правах ребенка)

Совместные консультации специалистов и врача – психиатра по выбору школы.

Индивидуальные консультации об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на различных стадиях развития
Спектакли для родителей

"О правах - играя"; "Ты и твое имя"; "Право на любовь"