Курс развития речи для детей раннего возраста "Разноцветные сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Как сформировать речь ребёнка, наполнить её большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний, стройных предложений? Как помочь ребёнку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как помочь развитию мелкой моторики ребёнка, научить его ощущать границы пространства, как в помещении, так и на листе бумаги, развить точность движений и глазомер? Как способствовать развитию эмоционально- чувственной сферы ребёнка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Эти задачи, как и многие другие, я хотела решать через курс “Разноцветные сказки”, целью которого является развитие русской речи, как и литературной, так и разговорной у детей раннего возраста.

Особенность его заключается в том, что он сформирован на прикладных видах деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, а ключевое место занимают в курсе “ Шифоновые сказки”. Именно они обозначают тему занятия и эмоционально настраивают ребенка на ход событий. Особое значение в занятиях придаётся комментариям во время рисования, лепки, аппликации. Необычность курсу придаёт такой этап, как пение хороводов взрослыми и детьми.

Занятия этого курса разработаны для детей от одного года до четырёх лет. По мере роста детей усложняются темы и моторно-речевые задачи занятия. Проходят они в эмоциональной игровой форме, с частой сменой деятельности в доброжелательной атмосфере. По продолжительности занятия от 25 до 35 минут. Продолжительность может зависить от возраста и количества детей. Например, занимается группа от 1 года до 1,8 месяцев. В этой группе малыши будут заниматься 25 минут в количестве 5 человек с двумя педагогами. Занятия можно проводить вместе с родителями, я это очень часто практикую, это повышает эффективность усвоения материала.

Ещё одна отличительная черта курса - это минимальное количество оборудования и пособий. Что касается требований к помещению, то главное условие для проведения занятий – отсутствие посторонних раздражителей (никаких игрушек в свободном доступе для детей) – ничто не должно отвлекать детей.

Главное пособие курса - это шифоновые цветные полотна. Палитра цветных шифоновых полотен должна быть большой, благодаря этому сказки становятся интересней (сказки сочиняет сам педагог). Цветные ленты предназначены для вождения хороводов с детьми, они и помогают ощутить пространство, ориентироваться в нём. Используются на занятиях аудио-кассеты с классической и детской музыкой серии “Хиппи бэби”. Музыка предназначена для сопровождения сказок.

На занятиях я люблю использовать мыльные пузыри, но можно использовать перья, кусочки шерсти, ваты. Эти игры хорошо сближают коллектив детей, настраивают на занятия, также хорошо снимают напряжение. Обычно эти игры проходят в начале занятия, иногда, если это необходимо, играем и в середине, и в конце занятия.

Последовательность этапов на занятиях курса “Разноцветные сказки”:

1. Игра с мыльными пузырями. Настрой на занятие.

2. Приветствие.

3. Демонстрация и рассказывание сказки.

4. Игра с полотнами.

5. Рисование основного цвета.

6. Лепка панно или скульптуры.

7. Водим хороводы. Рисуем ритмы и формы данных хороводов.

8. Аппликация.

9. Прощание. Пальчиковая игра.

Рассчитан данный курс на 40 занятий в год. Одно занятие в неделю. Ритмы и последовательности этапов на занятии повторяются, остаются неизменными, так как курс предназначен для детей раннего возраста . Особенности развития этого возраста диктуют такое правило. Меняются темы, краски, техники исполнения, тексты хороводов, но изменения происходят тоже не на каждом новом занятии, а последовательно и системно.


Темы “Цветовых сказок”.

Август - 2 темы.

  1. Урожай. Фрукты. Яблоко.
  2. Урожай. Фрукты. Виноград.

Сентябрь - 4 темы.

  1. Урожай. Овощи. Свекла.
  2. Урожай. Овощи. Морковь.
  3. Осень. Полетели листья.
  4. Осенний дождь.

Октябрь - 4 темы.

  1. Осенний лес.
  2. Листопад.
  3. Осенние узоры.
  4. Птицы улетают.

Ноябрь - 5 тем.

  1. Зайка шубку поменял (был серый, стал белый).
  2. Ёжик и “Осень”.
  3. Белка делает запасы.
  4. Засыпает Мишка в берлоге.
  5. Первый снег. Снежинки.

Декабрь - 4 темы.

  1. Зимние узоры.
  2. Ёлка в праздничном наряде.
  3. Дед Мороз.
  4. Мешок с подарками.

Январь - 4 темы.

  1. Снегири.
  2. Снеговик.
  3. Наши любимцы. Рыбка в аквариуме.
  4. Наши любимцы. Кошка Мурка.

Февраль - 4 темы.

  1. Время суток. Утро. Солнышко проснулось, лучами потянулось.
  2. Время суток. День. Солнышко играет, солнышко гуляет.
  3. Время суток. Вечер. Закатилось солнышко в колыбель.
  4. Время суток. Ночь. Звёздные сны рассказывает солнышку месяц.

Март - 4 темы.

  1. Встреча Весны с Зимой.
  2. Тает снег, тает лёд. Ручьи, капель.
  3. Праздничные блины.
  4. Ледоход.

Апрель - 4 темы.

  1. Почки на деревьях.
  2. Птицы прилетели.
  3. Домики для птиц.
  4. Первые травинки. Здравствуй, Травушка- муравушка!

Май - 4 темы.

  1. Пасхальное яичко.
  2. Листья на деревьях.
  3. Одуванчики.
  4. Расцвела Сирень- Черёмуха.

Июнь - 1 тема.

  1. Здравствуй, Лето Красное!

Название тем может меняться по мере надобности. Данные темы даются на возрастную группу детей от 1,5 года до 2,5 лет. От 2,6 до 4-х лет темы и виды работ усложняются.

“Разноцветная сказка” сочиняется педагогом. Для этой возрастной группы детей в основном сочиняются метафоры о природе, об изменениях в ней, то, что ребёнок может наблюдать, видеть, чувствовать. Педагог рассказывает и показывает “Разноцветную сказку” детям под спокойную музыку. Дети сидят напротив педагога и наблюдают действие. Показ происходит при помощи шифоновых полотен. Каждое демонстрирующее полотно - это отрывок из рассказа. После показа педагог приглашает детей принять участие в сказке - выбрать полотно и поиграть с ним, поменять его на другое полотно. Во время игры педагогами предлагаются различные варианты речевого дыхания, игр, движений с полотнами. После игры дети собирают полотна, каждый несёт по одному и педагог говорит фразу, к которой относился цвет этого полотна. Например: Коричневое большое дерево. Летят весёлые синие птички – синички.

Следующий этап в занятии – это рисование или малеванье. Обычно детям предлагается закрасить весь лист основным цветом. Закрашивание комментируется фразами из текста и сопровождается техниками рисования, то есть слово оживает на бумаге, действует. Например: Налетел ветер. Он сдувает листья. Ф-Ф-Ф! ( стремительно ведётся кисть ребёнка под звуки Ф-Ф-Ф, через весь лист, кисть продолжает рисовать, но уже медленно с выдохом “ф-ф-ф” ).

Педагог приглашает детей вытереть влажной салфеткой руки и положить кисточки в корзинку. Если ребёнок хочет ещё остаться на этой стадии занятия, он остается. Другим детям предлагается сесть за стол и заняться лепкой. В зависимости от темы и задач, поставленных на данном занятии, детям предлагается вылепить панно или скульптуру. Панно лепится из цветного пластилина, а скульптура из серого скульптурного пластилина. Панно лепится на плоских дощечках, а скульптуры на деревянных брусках. Панно формирует понятие плоскости, а лепка на брусках формирует понятие объема. Выполненные работы ставятся на выставку.

У каждого этапа есть “точка завершения” - это аплодисменты, как факт выполненной работы, сделанной до конца, также это моменты созерцания и любование результатом своего труда и труда других детей. Каждый этап имеет свои условия при завершении. Например, у “Разноцветных сказок” - складывание полотен и комментирование. Этап малеванья (рисования) заканчивается складыванием кистей и вытиранием пальчиков и кисти от краски влажными салфетками и складыванием их. На этапе лепки свои условия: надо вытереть бумажной салфеткой пальчики, сложить использованные салфетки в корзинку и поставить поделки на выставку. Этап хороводов заканчивается складыванием восковых мелков, а аппликация - вытиранием влажной салфеткой рук и складыванием в корзинку. Итог всего занятия – готовая картинка - иллюстрация к сказке, которая забирается домой. Пальчиковая игра, которая проводиться в конце, даёт ребенку понять, что урок закончен, можно забирать картинку и идти домой.

Хочу обратить внимание на такой фрагмент занятия, как “Хоровод”. Помимо того, что он способствует развитию крупной и мелкой моторики, координации, развитию глазомера, я считаю одним из важных моментов - это пение и исполнение песен на родном языке. Сначала педагоги с детьми поют, танцуют и водят хороводы при помощи цветных лент, после они рисуют, ритмы и формы на бумаге, исполняя эти песни. Сейчас мало родителей вместе с детьми поют русские фольклорные и хороводные песни. А это - наши корни, это наша подсознательная связь с Родиной и привязанность к ней. Песня хорошо обогащает словарный запас, развивает память, эмоции, чувства ребёнка. Рисование различных ритмов при помощи восковых мелков происходит на больших листах ватмана. Я называю это социальным рисованием. Ребёнок может во время игры неоднократно переходить от одной рисующей группы к другой, найти в каждой группе своё место. Иногда я предлагаю на рисовании хороводов только один лист ватмана. Здесь задача другая – ужиться в большой группе и найти место на листе ватмана. Восковой мелок в руках ребенка превращается в игрушку: вот он - птичка, а вот он - синий холодный мороз. Очень интересно наблюдать за детьми во время аппликации, как они наклеивают своих птичек, грибочки, цветы, тучи, дождики. Как стараются клеить, бегут наперегонки, помогают друг другу, соперничают.

Этап наклеивания простроен в виде эстафеты. Дети берут проклеенные шаблоны у педагогов по очереди и бегут каждый к своей картинке, возвращаются и берут ещё, пока у них не погаснет интерес к этому виду деятельности. Интересно наблюдать, как от хаотичного наклеивания у детей появляется своя логика размещения шаблонов.

Седьмой год этому курсу, а он всё больше меня удивляет. Во-первых, не одно поколение детей его принимает, и с удовольствием занимается. Когда я провожу занятия с детьми вместе с мамами, то часто наблюдаю, что во время демонстрации сказки мамы расслабляются, успокаиваются, а упражнения на дыхание с полотнами под музыку снимает их нервозность, суетливость. Я наблюдаю, что часто малыши выбирают определённого цвета полотно и не могут с ним долго расстаться. Малыш может с ним сесть на стульчик, крепко сжав в руках или одеть на себя и просидеть долгое время, даже до конца занятия. Так ребёнок “проживает” цвет. Обычно это происходит с ребёнком, у которого на данный момент есть внутренние переживания, проблемы. Хорошо играют с полотнами гиперактивные дети, они с восторгом бросают полотна, прячутся в них. За годы работы я заметила, что на таких детей этот курс благотворно влияет, поведение их становится более уравновешенным, они начинают концентрировать своё внимание, Эти занятия помогают им формировать и развивать восприятие.

Сами сказки, на мой взгляд, это цветовой театр, который даёт стимул для фантазии, развития воображения. Тексты не читаются, а сказываются и на протяжении всего занятия ведётся пересказ содержания сказки. Уходя домой, ребёнок уносит иллюстрацию к сказке, картину всего того, что он эмоционально пережил на занятии. Родители многие рассказывают, что их малыши очень любят показывать свои работы родным, знакомым, которые приходят к ним в гости. Я вижу в этом то, что мои занятия и после их окончания развивают малышей. Развивают в личностном, коммуникативном плане, благотворно влияют на развитие долговременной памяти и речи.