Занятие по экспериментальной программе "Творческое развитие лингвистических способностей учащихся" (2-й класс). "Виртуальная прогулка по лесу"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Рисунок 1

Образовательные задачи:

  • Учить детей красиво, впечатляюще, увлекательно говорить.
  • Развивать духовную сферу учащихся на основе "свободы личности".
  • Обогащать словарный запас учеников.
  • Учить использовать в речи образные средства языка: сравнение, олицетворение.

Развивающие задачи:

    • Развивать интеллектуальную деятельность как одну из самых ярких радостей жизни.
    • Развивать творческое воображение через приёмы словесного рисования.

Воспитательные задачи:

  • Формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение.
  • Приобщать детей к культурным ценностям своего народа, воспитывать толерантное отношение к культурам других народов.

Задачи социально – психологической коррекции:

  • Помогать детям выражать свою индивидуальность, учить высказывать свои мысли.
  • Гармонизировать и развивать здоровую "я – концепцию".
  • Развивать ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща.

Ход занятия.

Актуализация знаний.

Учитель:

– Что такое прогулка?

– Любите ли вы гулять?

– С кем вам больше всего нравится прогуливаться?

– Твое самое любимое место для прогулки?

– А сегодня мы с вами отправляемся на прогулку по лесу.

Изучение нового материала.

Рисунок 2

1. Знакомство с творчеством Ахмата Файзи.

– Сегодня нас приглашает в лес Ахмат Файзи.

Рисунок 3

Отрывок из романа "Кырлай". Ахмат Файзи.

Была пора сбора орехов. Габдулла и его друзья отправились в казенный Шабардинский лес.

Это был старый, дремучий лес. Он предстал перед глазами ребят во всем летнем величии и встретил их очень приветливо.

Когда приходит гость, дети выбегают на улицу и встречают его раньше отца. Маленьких гостей леса встретила его молодая поросль – тоненькие осинки, березки, дубки, елочки, сосенки.

Дальше ребят приветствовали, кланяясь, стыдливые березки – девушки, за ними гордо высились стройные клены – джигиты. Потом пошли еще более высокие хвойные и лиственные деревья. Но и это был еще не сам Хозяин – Лес. А только его родня.

– Вам понравилось, как вас принял лес?

– Кто первым вышел вам навстречу?

– Кто первым встречает гостей в вашем доме?

– Что особенно тронуло вашу душу в этом лесу?

– Какое впечатление произвёл на вас отрывок из романа Ахмата Файзи?

– Кого он называет молодой порослью?

– С кем сравнивает берёзки и клёны?

– Кто есть лес?

Ахмат Файзи использовал в своем романе "Кырлай" такой литературный прием как сравнение. Сравнение помогает лучше понять и представить себе то, о чем пишет или говорит автор.

Рисунок 4

2. Творческая работа.

– Составьте и вы свои сравнения. Например, сравните с чем-либо

а) высокие хвойные деревья;
б) лиственные деревья

– И еще придумайте не только вторую половину сравнения, а обе его половины. Это может быть одно предложение или высказывание из 2-3 предложений.

3. Рисование на тему "Хозяин Леса".

– Захотелось ли вам увидеть хозяина леса? Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать картину леса?

– Вы все видите его по-разному.

– Нарисуйте.

Рисунок 5

– Какое время года вы увидели?

– Какая погода стояла в лесу?

– Какое время суток?

– Какое настроение было у каждого из вас во время прогулки по лесу? Расскажите.

– Каким настроением проникнуты ваши рисунки?

– Что вы почувствовали, ощутили, находясь среди великолепия вашего леса, под его покровом.

– Удалось ли вам увидеть Хозяина Леса. Опишите его. Какой он?

– В образе кого представляете вы Хозяина?

Рассматривание детских работ.

4. Знакомство с творчеством Габдельхая Сабитова.

– А вот каким представил себе Хозяина Леса Габдельхай Сабитов.

…Вот это да! Там, среди вековых деревьев, стоит похожий на них же великан-бабай. Густая зеленая борода доходит до пояса, длинные волосы ниже плеч спутаны с бородой. Он и величав, и даже немного страшен…

То поднимает он, то опускает огромные руки, подобные веткам дуба, то машет ими влево, то вправо, то резко головой качает. Трясет бородой…

– Вы, наверное, заметили, что здесь есть сравнения: высокое вековое дерево сравнивает с великаном - бабаем, его пышная листва названа зеленой густой бородой. Писатель и здесь создает образ. Так красивее, выразительнее. Автор употребляет слова в переносном, образном значении, но мы понимаем мысль и чувство автора, образы не затрудняют понимание, а делают его ярче. Хозяин Леса – Великан-бабай, как живой.

– Какие действия помогают нам представить Хозяина Леса?

Для того, чтобы "оживить" текст, писатели наделяют неживые предметы признаками живых. Такой прием в литературе называется олицетворением.

Рисунок 6

– Какие действия помогают нам представить живым Хозяина леса?

Рисунок 7

5. Творческая работа. "Лесная фантазия".

– Дополните отрывок своими предложениями, используя олицетворение.

– Да – "рисовать" можно словами, а можно – карандашом, красками.

Предлагаются две иллюстрации. Изображения различны по настроению. Ребенок выбирает ту репродукцию, которая наиболее близка ему в данный момент.

– О Хозяине какого леса вам хочется рассказать?

– Почему?

– Что при этом ты чувствуешь?

– Фантазируя, не забудь использовать в своём рассказе волшебные слова, приёмы. Учись писать и говорить выразительно, образно!

Рисунок 8

6. Релаксация "Тропинка".

Рисунок 9

– Пойдемте, побродим по лесу. Может нас тепло встретит Хозяин Леса?

Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка…Птицы поют…Шелестят листья…Хочется…(Чего бы вам хотелось, ребята!)

Вдруг… на тропинке появились лужи…Одна… Вторая… Третья… Откуда они? Зарядили крупные капли дождя! Раздался треск! Что это?

4. Знакомство с творчеством Рустема Кутуя.

Стихотворение Рустема Кутуя "Гром".

Шатко,

Валко,

Тяжко гром

Обошел поля кругом.

Лес потрогал за вершины,

Расколол орех в лощине.

Будто свечи потушил,

Ткнулся влево,

Ткнулся вправо –

Где по молодцу забава?

Поднял пыль,

Пугнул лягушек,

Рожь пригнул волною душной,

Прошагал по облакам,

Как заправский великан,

И –

Солнце закрыл,

Как окно…

Рисунок 10

– Вы услышали раскаты грома? Какие еще звуки вы услышали при чтении стихотворения?

– Вам страшно?

– Отчего? Вы почувствовали общее настроение стихотворения? Какое оно? (Тревожное, охватывает страх перед силами природы)

– Рустем Кутуй нарисовал очень яркую картину грома, сумел так правдиво ее описать, что нам стало жутко. Мы все очень живо представили: и природу, и небо, и слышали гром, и увидели ужасающие похождения "Грома".

– Что вызвало в нас такие яркие ощущения?

– В чем состоит секрет олицетворения?

– Выпишите для себя наиболее понравившиеся описания. И по желанию, пополняйте этот список, наблюдайте за окружающим вас миром и составляйте собственные образы, зарисовки природы… И тогда у вас появится Книга Образов! Собственная.

Подведение итогов.

Рисунок 11

– Вам понравилась прогулка по лесу?

– Какое настроение было у каждого во время прогулки по лесу?

– Что особенно тронуло вашу душу в этом лесу?

– Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэтов и писателей.

– Что же объединяет произведения Ахмата Файзи, Габдулхая Сабитова, Рустема Кутуя? (Любовь к родной природе, умение ее видеть, понимать, чувствовать и передавать ее красоту, поэзию с помощью слов)

– Какие же "слова-волшебники" помогали писателям в создании картин природы?

– Как вы думаете, влияют ли языковые средства на настроение? (Конечно, возникают определенные чувства)

Рефлексия

Сегодня на уроке:

– Я узнал…

– Я научился…

– Мне понравилось…

– Мне было интересно…

– Мне было непонятно…

– Мне не хотелось…

А в следующий раз я хотел бы прогуляться по …лесу, потому что…

Вниманию учащихся предлагаются четыре различных (по цвету, характеру, настроению) репродукции.

Рисунок 12

Литература.

1. Касаткина Н.В. Учим детей общению. – Ярославль.
2. Кутуй Р.А. Чудеса в решете. – Казань: "Татарское книжное издательство", 1989.
3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: "Академия развития", 1996.
4. Моденова Г.А., Самигуллина Г.Ю. Творческое развитие лингвистических способностей учащихся. – Казань, 2002.
5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – Москва.: "Дидакт", 1993.