Конспект урока деловой игры на тему: "Витькина гайка" (изложение в 6-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Подготовка учащихся к передаче содержания текста упражнения 460 [1] в форме рассказа, услышанного от кого-либо из его героев.
  • Развитие творческого воображения, формирование умения самостоятельно составлять рассказ с обрамлением, умения употреблять в рассказе о прошлом глаголы в настоящем времени;.
  • Формирование норм правильной литературной речи.
  • Воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.

Оборудование урока:

  • Плакаты, на которых написан план рассказа (от имени Витьки, его товарища, рабочего).
  • Листы контроля для консультантов.
  • Плакат с кроссвордом "Конвейер".
  • Пост-плакат "Инспектор ГИБДД".
  • Карточки с изображением автозаводов, автомашин для сильных учащихся.
  • Стол-станок рабочего, на котором игрушечные инструменты, машина.
  • Вопросники для кроссворда.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания консультантами.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Решение кроссворда "Конвейер".
  4. Работа по группам "По следам выполненных упражнений", словарный диктант, "Выбрать знаки сервиса".
  5. Инсценирование упражнения 460.
  6. Составление плана изложения.
  7. Написание изложения в форме рассказа.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания – упражнения 460.

Консультанты, используя "Лист контроля", докладывают о выполнении упражнения.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ консультанта Григорьевой Лены

Ф.И. учащегося Сделал упражнение Настоящее время Прошедшее время Будущее время
1 Биккулов В. + 7 10 1
2 Гимранова Л. + 10 10 1
3 Первеева Г. 8 3 1
4 Гузаирова Р. + 13 10 1
5 Сементеев С. 6 10  

ГЛАГОЛЫ

Настоящее время Прошедшее время Будущее время
свинчивают

бегут

сходят

ходим

смотрим

оглядываемся

выходит

говорит

глядим

сходит

показывает

кричит

становитесь

ходили

видели

закричали

завинчивал

позволил

не поверили

побежали

улыбнулся

сказал

завинтил

помочь хотите

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, продолжим работу по упражнению 460. Сегодня мы проводим урок деловой игры. Наша цель: "Написать изложение в форме рассказа с обрамлением, употребить в рассказе о прошлом глагол в настоящем времени". Это записано на доске.

С какой целью в рассказе о прошлом употребляются глаголы в настоящем времени?

Ученик: В рассказе о прошлом употребляются глаголы в настоящем времени для того, чтобы яснее, чётче представить действия, события, происходящие с героями.

3. Решение кроссворда "Конвейер".

Учитель: Продолжим игру. Решить кроссворд (Рис.1). На столах у вас вопросы, работайте парами и заполняйте на этих же листах.

кроссворд

ВОПРОСЫ КРОССВОРДА

1. С помощью чего можно поднять железобетонный блок на стройке?

2. Что нужно для соединения кирпичей при их кладки?

3. Образуйте прилагательное от слова "камень".

4. Найти одно из слов фразеологизма: "Ты потрудился на славу".

5. Как называется помещение, куда ходили ребята на экскурсию?

6. Что ребята завинчивали?

7. Найти одно из слов Витьки: "Вот здесь моя гайка".

8. Рабочий попросил ребят встать в …?

Учитель: Ребята, объясните лексическое значение слова "Конвейер". Какой словарь поможет нам в этой работе?

Ученик: Это слово иноязычного происхождения, его лексическое значение лучше узнать из "Словаря иностранных слов". (Зачитывает словарную статью).

Конвейер, -а, м. (англ. conveyer). Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одной операции к другой, а также для транспортировки грузов. Со всего завода стекаются по конвейеру разобщенные детали, чтобы соединиться, прийти в движение, заработать. (Злобин.)

Итак, повторим слово КОН-ВЕЙ-ЕР.

4. Работа по группам.

Учитель: Первая группа (сильные учащиеся), у вас на столах карточки с заданиями. Составьте связные предложения, используя слова: автозавод, конвейер, сходить, машина, блестящий, новенький, самосвал.

Вторая группа (слабые учащиеся) пишет словарный диктант под диктовку консультанта. На обратной стороне доски записаны эти слова для самопроверки. Консультанты помогают проверять и сообщают оценки.

Третья группа – "Инспекторы ГИБДД". У поста ГИБДД выбрать знаки сервиса и разложить карточки по кармашкам.

Рис. 2

Проверка выполненных заданий.

Первая группа. 2 учащихся читают составленные предложения.

Вторая группа занимается самопроверкой вместе с консультантом.

Третья группа – инспекторы ГИБДД проводят инструктаж.

Учитель: Слово просит консультант.

Консультант у доски составляет схему "Рассказ с обрамлением". (Рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

5. Инсценирование упражнения 460.

Учитель: А теперь представьте себе, что в нашем классе есть Витька Харитонов.

Ученица: Да нет его!

Учитель: Опять, ребята, подвел он нас?

Раздается стук в дверь. Вбегает Витька.

Ученик-Витька: Извините, опять опоздал. История со мной приключилась. Вчера опоздал на экскурсию на автозавод. Можно объясниться? Играли мы с ребятами во дворе в прятки. Я долго искал, куда бы спрятаться, чтобы подольше искали. Вижу, стоит грузовик, только влез я в кузов, как грузовик тронулся. И я – поехал! Ну ладно, думаю, прокачусь. Смотрю – подъезжаем к автозаводу. Обрадовался я, вас увидел и про экскурсию вспомнил.

(Далее следует пересказ текста упражнения 460).

Я предлагаю вам, ребята, такой план изложения.

Рассказ Витьки.

  1. Экскурсия на завод.
  2. Я наблюдаю за действиями рабочих у конвейера.
  3. Иван Иванович предлагает мне завинтить гайку.
  4. Ребята ищут меня.
  5. "Вот здесь моя гайка!"
  6. Очередь у конвейера.

Учитель: Ребята, представьте себе, что мы пришли в клуб автозаводчан. Там мы услышали рассказ лучшего рабочего.

Ученик-рабочий: Здравствуйте, ребята!

Рад встрече с вами. Вы просили рассказать о самом интересном в моей работе. Вспомнил я один случай.

(Ученик передает содержание текста упражнения от лица рабочего).

Предлагаю вам свой план рассказа.

Рассказ рабочего.

  1. Ученики подшефной школы на нашем заводе.
  2. Любопытный парнишка.
  3. В "плену" у ребят.
  4. Все ребята завинтили по гайке.

Неожиданно встает ученик и говорит:

- Друзья, мне Витька Харитонов такую историю рассказал. Вот послушайте.

(Ученик от лица товарища Витьки ведет рассказ об экскурсии на автозавод).

Вот план изложения.

Рассказ товарища Витьки.

  1. Экскурсия на завод.
  2. Витька пропал!
  3. Рассказ Виктора о работе на конвейере.
  4. Знакомство.

Эти рассказы учащиеся готовят дома, предварительно им предлагается ситуация, они сами додумывают.

Учитель: Итог первого урока. Ребята, вы услышали 3 рассказа. Подумайте, что мог бы придумать каждый из вас.

На втором уроке учащиеся пишут изложение в форме рассказа с обрамлением.

Литература.

  1. Баранов М.Т. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., "Просвещение", 1998, с.175-176.
  2. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. – М., "Просвещение", 1983, с. 88.
  3. Набор познавательных игр для детей младшего и среднего школьного возраста. – Ульяновск, 1992.