Урок "Иммунитет, профилактика инфекционных заболеваний"

Разделы: Биология


Слайд 1

Задачи:

Образовательные:

1. Раскрыть материал о защитных свойствах организма. Развить понятие иммунитет.
2. Познакомить и объяснить сущность СПИДа, его профилактику.

Развивающие:

1. Развивать умение обосновывать свое мнение;
2. Работать с текстом учебника, рисунками, развивать умение составлять таблицы, схемы, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать у школьников бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.
2. Воспитывать уважение к людям.

ПЛАН.

  1. Проверка знаний.
  2. Актуализация знаний о составе крови и функциях форменных элементов.
  3. Изучение нового материала:
  4. А) Инфекционные заболевания .
    Б) Понятие об антителах и их роли в организме.
    В) Иммунитет и его виды.
    Г) СПИД и его профилактика.

  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

I. Тестовый контроль (проверка с использованием компьютера )

  1. Кровь – это:
  2. а) эпителиальная ткань;
    б) соединительная ткань;
    в) нервная ткань;
    г) мышечная ткань;

  3. Функция кровеносной системы:
  4. а) регуляция процессов жизнедеятельности;
    б) накопление питательных веществ;
    в) газообмен;
    г) перенос веществ;

  5. К элементам крови не относятся:
  6. а) лейкоциты;
    б) кровяные пластинки;
    в) эритроциты;
    г) нейтроны;

  7. Эритроциты – это:

а) бесцветные клетки, имеют ядро;
б) безъядерные окрашенные клетки;

5. Внутренней средой организма является:

а) кровь и лимфа;
б) лимфа и тканевая жидкость;
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь;

6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:

    а) лейкоциты;
    б) плазма крови;
    в) эритроциты;
    г) тромбоциты;

7. Эритроциты:

    а) участвуют в свёртывании крови;
    б) переносят кислород;
    в) защищают организм от инфекций;
    г) переносят питательные вещества;

8. Лейкоциты:

    а) переносят кислород;
    б) участвуют в свёртывание крови;
    в) защищают организм от инфекций;
    г) переносят углекислый газ;

9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:

а) имеют округлую форму;
б) не имеют ядра;
в) способны самостоятельно передвигаться;
г) очень мелкие;

Слайд 2

Ключ к ответу: 1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 6-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в.

II. Учитель: “Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению доступным” Г.Галилей.

Слайд 3

Человек всегда стремится познать непознанное. И одним из вопросов было то, что одни люди болеют, а другие нет. Почему? В крови содержатся форменные элементы. Какие? Какова их роль? А как узнать, болен ли человек? (Учитель зачитывает 2 разных анализа крови больного и здорового, сравнивают и выясняют, что в одном из анализов много лейкоцитов).

Почему? ( стр. 122, 2 абзац) Как организм борется с заболеванием?.

Что вы знаете об антителах? Какую роль они выполняют в организме?

Ответ: Защитную.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

По ходу демонстрации слайдов выступают ученики с сообщениями об этих болезнях.

Сообщение учащихся.

    1. Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные: В VI веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В XIX в. в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что же такое чума? Это зоонозная природно – очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель - грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты .Эпидемии чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания.
    2. В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась 1902 по 1926 гг. В России до 1917 года за 59 холерных лет заболело более 5 мл. человек, причем половина из них погибла.Что сегодня известно о холере. Холера – это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно – солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки.
    3. Оспа была не менее опасна, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. Ею заболевало 2/3 родившихся, из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с 0 группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку, практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала 0 группа. В 1796 году Английский врач Э.Дженнер открыл оспопрививание и положил начало борьбе с этим недугом. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всем мире.

III. Учитель: Уже с давних времен было известно, что после любой эпидемии некоторые люди не болели совсем или выживали и если выживали, то повторно уже не болели никогда. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить схему, вам нужно прочитать на стр. 122 учебника 3–4 абзац. (работа с учебником).

АНТИТЕЛА

Белковые вещества в плазме крови выделяют лимфоциты, высокая склеивают бактерии, нейтрализуют специфичность, избирательность, выделяемые бактериями яды способствуют формированию защитных сил организма.

Слайд 7

 

На прошлом уроке мы говорили об открытии И.Мечникова явления фагоцитоза.

Вопрос: Что является защитной реакцией организма?

Какой вывод мы можем сделать?(Фагоцитоз + выработка антител)

Прочитайте стр.122 и дайте определение ИММУНИТЕТА в рабочих тетрадях.

Слайд 8

Слайд 9

По ходу презентации заполнение таблицы (для учащихся более глубоко изучающих биологию)

1 ВАРИАНТ

“Виды ИММУНИТЕТА” (Таблица №1)

Вид иммунитета Вырабатывается или возникает в результате приобретения Продолжительность действия
Естественный (врождённый)    
Естественный (приобретённый)    
Искусственный (активный)    
Искусственный (пассивный)    

 2 ВАРИАНТ:

Для учащихся (среднего уровня) составление схемы

“Виды иммунитета” (схема1)

img1.gif (2179 bytes)

Проверка ответов с использованием компьютерных технологий.

Слайд 10

Слайд 11

Учитель: Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных – в том, что они могут передаваться от больного к здоровому, кстати, слово “инфекция ” произошло от латинского слова inficio “заражать”

Сегодня к нам на урок мы пригласили врача эпидемиолога с городской СЭС, которая любезно согласилась расшифровать нам некоторые трудные вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями.

Врач: Профилактика и ликвидация инфекционных заболеваний осуществляется нашей службой. Выявляется источник инфекции, пути её распространения, существуют специальные инфекционные больницы. Предметы, помещения подвергают дезинфекции (физической, химической, термической).

Когда я, собиралась к вам на встречу, мне передали письмо, с которого я и хочу начать беседу с вами.

Пишет его Василий Л. и просит помочь разобраться в некоторых проблемах, которые его волнуют. “Сегодня весь мир говорит о чуме XXI века - СПИДе, Что же это такое? Разъясните, пожалуйста, о данном заболевание более подробно. Сам я спортсмен, очень часто выезжаю на соревнования в разные страны мира и иногда вступаю в контакты с интересными мне людьми, но я очень боюсь заразиться страшной болезнью, которую называют СПИД. Как можно уберечь себя от этой напасти? С уважением Василий Л.”

Вот такое письмо пришло в нашу службу. Ребята, мне бы хотелось ответить на это письмо вместе с вами. Но прежде просмотрим фрагмент фильма, который я принесла для Вас. (Просмотр фильма с последующим обсуждением вопросов).

1. Как можно заразиться СПИДом?
2. Как действует ВИЧ в организме?
3. Как можно обнаружить ВИЧ?

Врач: Вот Вы и ответили на вопрос в письме Василия.

Учитель: Спасибо вам за беседу.

Но чтобы предохранить себя от СПИДа нам необходимо знать азбуку СПИДА.

Она у нас представлена в слайдах.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

IV. Закрепление, словарная работа:

  1. Антитела вырабатываются –
  2. Фагоцитоз –
  3. И.Мечников, Э.Дженнер, Л.Пастер –
  4. Иммунитет –
  5. Виды иммунитета –
  6. ВИЧ инфекция? СПИД?

V. Домашнее задание: стр.22, выполнить задание

I вариант: какие утверждения верны

II вариант: проверь свои знания 1–8 вопрос

Подготовить сообщения о донорстве в России и его значении, о достижениях современной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.

 Слайд 18

ПОМНИ! В жизни много соблазнов, сулящих удовольствия. Помимо блестящих развлечений есть и обратная сторона. Снова обращаемся к эпиграфу урока "Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению – доступным." Г.Галилей., еще раз нам напоминаем о великой силе знаний. Знающего невозможно победить!

Слайд 19

Варианты выполнения заданий.

1 ВАРИАНТ:

Таблицы “Виды ИММУНИТЕТА”.

Вид иммунитета Вырабатывается или возникает в результате приобретения Продолжительность действия
Естественный (врождённый) Передаётся по наследству В течение жизни
Естественный (приобретённый) Вырабатывается в результате перенесённых заболеваний (корь, коклюш) В течение жизни
Искусственный (активный) Вырабатывается после прививки (антитела вырабатываются самостоятельно) В течение жизни:

1) долгосрочный (дифтерия);

2) краткосрочный (грипп)

Искусственный (пассивный) Возникает после введения лечебной сыворотки (с готовыми антителами) В период болезни

2 ВАРИАНТ:

img2.gif (3353 bytes)

Презентация