Конспект урока "Иммунитет" (8-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 8


Тема: Иммунитет

Задачи:

Образовательные; раскрыть механизм действия защитных сил организма; сформировать понятия: иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки.
Развивающая: продолжить формирование мыслительной культуры.
Воспитательная: продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребность быть здоровым.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: ролевая игра, постановка учебных задач.

Метод: частично-поисковый.

Средства обучения:

  • видеофрагмент “иммунитет”;
  • таблица “иммунная система”;
  • дидактические задания.

Форма организации:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • коллективная.

План урока.

  1. Актуализация знания о составе и функциях клеток крови.
    1. Тест “кровь”.
    2. Ответы на вопросы.
  2. Изучение нового материала 20 мин.
  3. 1)Ролевая игра “ Иммунология”.
    2)Работа в группах над заданиями.

  4. Аукцион терминов (закрепление).
  5. Как поддержать свой иммунитет (обобщение).
  6. Подведение итогов.
    1. Оценка деятельности.
    2. Отметки.
  7. Домашняя работа.
  1. Путешествие в иммунологию.
  2. Картина I. Кабинет биологии.

    В класс заходят Алеша и Миша, они очень взволнованы и чем-то огорчены.

    Учитель с беспокойством спрашивает: “Что случилось, мальчики?”

    Алеша: “Мы хотели записаться в школьную хоккейную команду, а нас не

    берут”.

    Учитель: “Но почему же?”

    Миша: “Посмотрев на наши медицинские справки, врачи сказали, что

    мы очень часто болеем и у нас слабая защитная система”.

    Алеша: “Какие же мы слабые? Вот Васю из 8б берут, хоть он и намного

    нас меньше и ростом и весом”.

    Учитель: “Не расстраивайтесь, ребята, я думаю мы сможем вам помочь. Для этого сначала необходимо раскрыть секреты защитной системы организма человека и мы отправимся в путешествие по Иммунологии. В этом нам поможет добрый волшебник, но с условием, что сначала мы выполним задания, предложенные волшебником”.

    (Учащиеся решают тестовые задания – см. Приложение №1. Ответы учащихся сверяются с ответами на доске. Учащиеся оценивают себя. Если среднее количество баллов более 70%, то появляется волшебный ключ. Если менее 70%, то ответы уточняются).

    Учитель: “Задания выполнены. Вы получаете волшебный ключ, с помощью которого теперь мы можем связаться с волшебником. Все вместе повторяем заклинание: “Мы хотим познать страну “Иммунология””

    (Из диктофона слышим голос Волшебника: “Пропуском в мою страну

    будут 3 вопроса:

    1. Что такое кровь?

    2. Каковы функции крови?

    3. Чем отличаются лейкоциты от эритроцитов и тромбоцитов?

    Получив ответы Волшебник сказал: “Время вашего пребывания в “Иммунологии” 8 минут.)

    На столе появляются пропуска.

  3.  

Голос волшебника:

Человеческий организм – это удивительная страна, работающая единым сложным механизмом. Постоянно границы страны атакуются вредными нарушителями: бактериями, грибами и вирусами. Защитная система организма должна быть постоянно в состоянии повышенной активности (кожа и слизистые оболочки тела) с помощью лизацита. Инфекционные возбудители и чужеродные вещества попадают во внутрь, если есть раневая поверхность.

Имея особые пропуска Алеша и Миша могут отправиться в путешествие. Но для этого они должны уменьшится в 1000 раз.

(Взмах волшебной палочкой и превращение свершается).

Ученики Алеша и Миша выходят их класса с пропуском в руках и сразу же заходят с белыми шапочками на голове. Остальные участники, одевают поясняющие шапочки:

    • лимфоцит I
    • лимфоцит II
    • фагоцит I
    • фагоцит II

Картина II

Алеша и Миша попадают в кожу, их встречают амебоподобные клетки, которые разговаривают между собой: “Эти пришельцы совершенно другие, прежде чем уничтожить, узнаем, что их привело сюда?”

Алеша: “Мы хотим быть здоровыми и сильными и попасть в хоккейную команду. Цель нашего путешествия – узнать, как защищается наш организм от болезней”.

Фагоцит I: “Хорошо. Слушайте внимательно. В кровяной реке живут лейкоциты, они играют важнейшую роль в защите организма от болезней. Лейкоциты свободно циркулируют в тканях. Наша боевая задача – гарантия полной безопасности организма, то есть обеспечение иммунитета. Как вы видите первыми встречаем пришельцев мы – фагоциты. Мы захватываем и перевариваем непрошенных гостей, а также утилизируем биологические отходы”.

Фагоцит II: “Мы все рождаемся в красном костном мозге. Но обучение у нас проходит в разных инстанциях: это тимус (вилочновая железа), лимфоидные ткани (небные миндалины, кишечник), и лимфатические узлы”.

Фагоцит I: “Вы пришли с доброй целью – познать, получить знания. Мы вас пропускаем в глубь Иммунологии. В добрый путь!”

Алеша и Миша на пути в кровеносный сосуд встречаются с лимфоцитами.

Показав свои пропуски, представившись, задают вопрос.

Алеша и Миша: “Чем же вы отличаетесь от других лейкоцитов?”

Лимфоцит: “А что вы знаете о лейкоцитах?” (получив ответ, продолжает) “Во-первых, мы долгожители, можем жить более 20 лет. Мы все высококвалифицированные специалисты. Часть лимфоцитов обучалась в классах тимуса (I – лимфоциты) получают узкие специальности.”

Алеша: (удивленно) “ Это что значит – узкие специальности?”

Лимфоцит II: “Например, I – киллеры – уничтожают чужеродные клетки. I – хелперы помогают другим в выполнении боевых задач. Все I лимфоциты относятся к клеточному звену иммунитета.

Миша: “Да, я понял: защитники клетки”.

Лимфоцит I: “Я и мои коллеги представляем гуморальный иммунитет, так как мы входим в состав химических войск. Наша цель – выработать специфические защитные белки-антитела. При помощи которых обезвреживаются антигены (возбудители инфекционных заболеваний) и нас называют В-лимфоцитами.”

Миша: “Спасибо. Мы так много узнали и поняли”.

Алеша: “Только у меня возник вопрос – кто главнокомандующий, как поддерживается боевой дух защитников?”

Голос волшебника: “Время пребывания в стране “Иммунология” истекло.”

(Миша и Алеша снова выходят и вновь возвращаются в класс, но уже без шапочек).

Картина III.

Учитель с учениками встречают Алешу и Мишу.

Алеша: “Как жаль, что мы не успели получить ответ”.

Учитель: “Не огорчайтесь, вы сами сможете ответить на этот вопрос. Сейчас мы посмотрим видео-фрагмент…. На столах у вас лежат вопросы, ознакомьтесь, ответы найдете в в/ф.

(Просмотр в/ф)

(После проводится физкультминутка для глаз)

Учитель: “Определите тему урока, запишите в тетрадь. Работая в группах, ответьте на вопросы”. – см. Приложение №2

Вопросы обсуждаются, делаются выводы и записываются в тетрадь.

III.

Учитель: “Чтобы ответить на главный вопрос урока необходимо вооружиться терминами. Проведем аукцион терминов. Продажа термина осуществляется за знания по биологии, купившим считается тот учащийся, который дал полное пояснение термину.

    • Иммунитет
    • Антиген
    • Антитела
    • Вакцина
    • Сыворотка

Подведение итогов.

IV.

Учитель: “Теперь вы готовы ответить на поставленные вопросы?

(Кто главнокомандующий в иммунной системе? Как

поддерживается боевой дух иммунной системы?)

(Идет обсуждение. Заостряем внимание на наиболее удачных и правильных ответах.)

      1. Работу иммунной системы координирует кора больших полушарий и гипоталамус.
      2. Нормальная работа иммунитета зависит от следующих условий:

– индивидуальный образ жизни;
– условия среды;
– наследственные возможности.

Учитель дает справку, что состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.

Учитель: “Каждая группа должна составить рецепт “КАК ПОДДЕРЖАТЬ

СВОЙ ИММУНИТЕТ”.

Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.

  1. Режим дня.
  2. Рациональное питание.
  3. Двигательная активность на свежем воздухе.
  4. Соблюдение личной гигиены.
  5. Хорошее настроение.
  6. Отказ от вредных привычек.
  7. Своевременные прививки.

Учитель: “Прислушайтесь к своему организму и ведите здоровый образ жизни, укрепляйте свою иммунную систему.

V.

  1. Отмечаются активные учащиеся, слаженно работающие группы;
  2. Выделяются лучшие ответы, ставится оценка с комментарием учащихся.

VI. Домашняя работа

  1. Прочитав текст, раскрыть текст в виде схемы.
  2. На выбор:

А) Как организм защищается от инфекций;
Б) Почему СПИД смертелен.

Приложение №1

Тест на “Кровь”.

1. Эритроциты – это:

а) белые клетки крови;
б) кровяные пластинки;
в) красные клетки крови.

2. Функции лейкоцитов:

а) транспорт кислорода;
б) защита организма от инфекции ;
в) участие в свертывании крови.

3. Причина малокровия:

а) недостаток железы в пище;
б) повышенное содержание эритроцитов;
в) жизнь в горах.

4. Эритроциты образуются:

а) в печени;
б) в селезенке;
в) в красном костном мозге.

5. Свертывание крови связано с переходом

а) фибрина в фибриноген;
б) фибриногена в фибрин;
в) тромба в фибриноген.

Приложение №2

Работа в группах.

I группа

Что такое иммунитет, каковы его механизмы?

II группа

Какова роль Б клеток и Т клеток в иммунной системе?

III группа

Какие бывают виды иммунитета?

IV группа

В чем отличие вакцины от лечебной сыворотки?

Рецепт здоровья.

1. Режим дня.
2. Рациональное питание.
3. Двигательная активность на свежем воздухе.
4. Соблюдение личной гигиены.
5. Хорошее настроение.
6. Отказ от вредных привычек.
7. Своевременные прививки.

Зачем нужна иммунная система?

  • Она защищает нас от различных инфекций и опухолей.
  • Клетки иммунной системы, вырабатываемые ими антитела, распознают попавшие в организм вирусы и бактерии и уничтожают их.

 

img1.gif (20018 bytes)

img1.gif (20018 bytes)

img1.gif (20018 bytes)