Урок математики в 1-м классе "Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

1. Формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения; формировать навыки счёта в пределах 8, 9.
2. Развивать логическое мышление, речь, творческие способности.
3. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), прививать интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: вертушки (технология Базарного).

I. Организационный момент

Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.

Отгадайте–ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

– О каком месяце говориться в этой загадке?

– Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, ждите скоро в гости Деда Мороза. Сейчас у него много дел и он в гости к нам отправил Снеговика. Он будет смотреть, как мы будем работать на уроке, и о наших успехах расскажет Деду Морозу.

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы установим взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения.

Ваша задача: быть активными, внимательными, отвечать полными ответами. На партах у вас листочки с шарами успешности, которые вам принёс Снеговик. (рис.1) Ответили на вопрос учителя, закрасьте шарик .В конце урока посмотрим вашу успешную работу на уроке.

Рисунок 1

III. Устный счёт.

1.Ритмический счёт(с движениями)

3– 6–9–12–15–18–21

4– 8– 12– 16– 20

2. Назови соседей числа 8 (9,7); соседей числа 14 (13, 15)

Назови число, стоящее между числами 5 и 7;

Назови число, которое следует за числом 13, 15.

Назови число, стоящее перед числом 10, 9, 20, 15, 14.

3. Занимательные задачи.

  • Все мы здесь цыплята– детки. Надо сосчитать наседке: 6– на грядках, 3– во ржи. Сколько их всего, скажи? Как нашли?
  • В кружку сорвала Мария 9 ягодок малины, 5 дала своей подружке. Сколько ягод стало в в кружке? Как нашли?
  • Кошка вышила ковёр. Посмотри, какой узор: 3 большие клеточки, в каждой по 3 веточки. Села кошка на кровать. Стала веточки считать. Но никак не может. Кто же ей поможет? Как нашли?
  • В пруду плавали 5 лягушек и 3 жабы. Вскоре на берег выскочили все жабы и столько же Лягушек. Сколько лягушек продолжали плавать в пруду? Как нашли?

4. Работа на индивидуальных досках.(Показ ответов)

5–4+3 3+2–4 2+4–1–3

6–3+2 4–2–1+5

5. Занимательная минутка. (На доске написаны только ответы к примерам , а сами примеры “разбежались” по классу)

– Соберите примеры с ответом 8.

  • Какой лишний?
  • Почему?
  • Прочитать данные примеры по–разному.

6. Работа с “ вертушками” (на вертушках написаны числа: 3,4,7)

  • Составить все возможные равенства из данной тройки чисел на снежинках (рис.3)
    Рисунок 3
  • Какие примеры получили?
  • Как получили второй пример на сложение?
  • Назовите в примерах целое число?
  • Как получили его?
  • Как из целого получить часть?

IV. Физминутка

В руках у меня очередная загадка.

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.

  • Что за цветы? Не душистые? Я таких не встречала. А вы, ребята?
  • Представьте себя снежинками, покружитесь.
  • Сядьте за свои рабочие места. Положите голову на парту. Закройте глаза.

(Звучит лёгкая музыка. Учитель читает стихи о снеге, снежинках. Например,

Белый снег пушистый
В воздухе кружится… (Учитель тем временем раскладывает снежинки с числами.)

  • Ребята, откройте глаза. Посмотрите у нас в классе снегопад. (рис.2)
    Рисунок 2
  • Давайте проверим, знаете ли вы состав числа 9.
9 9 9 9 9 9
/ \ / \ / \ / \ / \ / \

V. Новый материал

  1. Работа в тетрадях на печатной основе.

№1

Вывод: При увеличении одного слагаемого на несколько единиц увеличивается и сумма. При уменьшении одного из слагаемых уменьшается и сумма.

№2

Сравнить, не считая примеров. (Взаимопроверка тетрадей)

VI. Закрепление.

№3 №4

VII. Итог урока.

  • Разгадать кроссворд (работа в группах) (рис.4)

    Ц

    6 – 4

     

    М

    5 – 1

     

    Д

    2 + 1

     

    О

    7 – 2

     

    Л

    6 + 3

     

    Е

    6 – 5

     

     

    4

    5

    9

    5

    3

    1

    2

                 

    Рисунок 4

  • Какое слово получилось? (Молодцы)
  • Покажите шары успешности. Вы хорошо потрудились. Спасибо!