Урок "Письмо слов с йотированными гласными"

Разделы: Начальная школа


Цели:

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

Ход урока

    1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
    2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

      – Как они называются? (йотированными);

      – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

    3. Тестирование
    4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

      Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

      1. Какая буква не является йотированной?

      1. и 2. ю 3. е

      2.

      1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
      2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
      3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

      3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

      1. маяк 2. моряк3. яхта.

      Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

      Самооценка учащихся: оцените свою работу, закрасив на полях каплю (с работой справились легко – закрасьте полностью, были сомнения – часть, большие затруднения и ошибки – не закрашивайте). Оценивается правильность работы.

      Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

    5. Чистописание

– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

– Какая буква нас сегодня встречает?

Загадка:

Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

Физкультминутка: упражнения для глаз.

IV. Работа со словами с йотированными гласными.

Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

Ярмарка маляр боярышник столяр

– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик.

"Стол-помощник".

1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

Проверка: прочитать слова 1 столбика, 2 столбика и обосновать свой выбор.

Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

Яр – крутой обрывистый берег.

– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

V. Словарная работа.

– Мы движемся дальше. В нашем классе 4 экипажа. Сомкните свои ряды, и далее будем работать экипажами. Помните, успешность работы команды во многом зависит от сплоченности, взаимопонимания её членов.

– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

Рисунок 1

 – Какое это слово?

– Напишите транскрипцию на общем листе.

– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

[й`аблач`ка]

– Попробуем записать это слово( 1 ученик у доски)

ябл(о/а)чк(о/а)

– Как определить “а” или “о” писать?

Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

После прочтения слово записывается в тетрадях.

– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
3) матросский танец.

Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

VI. Работа в группах.

Творческая работа.

Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

    • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

1. Разделить слова для переноса:

ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

2. Сколько букв и звуков в слове:

ЯХТА - ....б., .... зв.

ГАВАНЬ - .... б, .... зв

3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

Рисунок 2

 Расположить слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

Стол-помощник: алфавит.

 Рисунок 3 

Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

Разрезая носом воды,

Ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

Гонят лодки парусные.

(Сточки стихотворения разрезаны)

Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

“Стол – помощник”:

1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

Рисунок 4

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч'й'у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май'ак] к утру шторм стих.

“Стол - помощник”:

ночью ветер маяк

5 предложений

Рисунок 5

Прочитайте текст.

[й’ул’а] и [й'аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

    1. Кто пошёл к морю?
    2. Где Юля нашла рачка?
    3. Как он оказался на берегу?
    4. Что сделала девочка?

Проверка.

II гр.

– Прочитать стихотворение.

– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

I гр.

– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

III гр.

– Что такое “шторм”?

– Читает текст

IV гр.

– Что такое “штиль”?

- Читает текст

Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

Оценка сотрудничества.

VII. Рефлексия.

– Наш корабль взял курс к родному берегу.

– На острове каких букв мы были?

– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.