Формирование личности воспитанника через искусство

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


На пересечении путей с востока на запад, и с севера на юг расположилась Астраханская область, соединив Азию с Европой. С давних времен живут здесь дружно представители более 110 национальностей, переплетаясь семейными узами, хорошо зная обычаи, традиции, кухню своих соседей. С раннего детства все, особенно сельские жители, приобщаются к народной культуре не только своего, но и других народов, населяющих яркий многоцветный Астраханский край, формируется их уважительное отношение к людям, живущим рядом. Именно это, а также разностороннее развитие личности средствами музыкального, художественного, прикладного искусства, воспитание любви к своему родному краю через различные виды творческой деятельности детей и стало целями программы “К родным истокам”, разработанной в Сасыкольском детском доме Харабалинского района Астраханской области.

Задачами этой программы стали: создание и совершенствование условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания; передача детям знаний о календарно-обрядовых праздниках разных народов, видах народных песен, народных инструментов; понимание детьми народного творчества и развитие интереса к нему; последовательное выявление музыкальных, хореографических, актерских, художественных и прочих талантов; профессиональная ориентация воспитанников детского дома; подготовка их к средне-специальному профессиональному образованию.

Именно с момента открытия в с.Сасыколи Детского дома в 1996 году и началась кропотливая работа по привлечению его воспитанников к обучению в Сасыкольской детской школе искусств, где дети смогли определиться, к какому виду художественного творчества они хотели бы приобщиться. В настоящее время 41 ребенок из 59 обучается в детской школе искусств, составляя около 69% от общего количества учащихся этой школы. Более 10 человек учатся на двух отделениях.

Учащиеся музыкального отделения (по специальностям хоровое пение, народные инструменты, духовые инструменты) изучают музыкальную грамоту, осваивают различные музыкальные инструменты, учатся хоровому, ансамблевому, сольному пению, изучают творчество композиторов – классиков.

На эстетическом отделении дети учатся сценическому мастерству, участвуя в музыкальных сказках, мини-спектаклях, изучают обряды и обычаи на Руси и в Астраханской области (русские, украинские, казачьи, немецкие), устное народное творчество, календарные, исторические, хороводные, плясовые, шуточно-игровые, колыбельные, трудовые, лирические песни разных народов, участвуют в фольклорных гуляниях, календарно-обрядовых праздниках, ярмарках.

Юные художники занимаются рисунком, аппликацией, графикой, живописью, композицией, дизайном. Они изучают историю искусств, занимаются декоративно-прикладным искусством, изучая народные промыслы Астраханского края и народов России, работают с природным материалом, а также изучают творчество Астраханских художников.

Все вышеперечисленное является основными направлениями программы “К родным истокам”.

Известно, что дети, воспитывающиеся в детских домах, особенные. Все они, кто раньше, кто позже, прошли через драматические события, произошедшие в их жизни, в результате которых они лишились семьи, родительской поддержки и оказались в детском доме. У них, в основном, некрепкое здоровье, рассеянное внимание, проблемы с памятью, мышлением, многие имеют задержку психического развития. Поэтому занятия различными видами искусства носят прежде всего терапевтический характер, восстанавливая и развивая позитивную эмоциональную сферу детей в психологически комфортной среде, решая коррекционные задачи, свойственные для детского дома, развивая память, мышление, внимание, воображение, сенсорные способности, мелкую моторику, умение общаться между собой и с другими людьми.

Для учащихся Детской школы искусств – воспитанников детского дома была разработана адаптированная образовательная программа, в которую включены, например, специальные дыхательные упражнения (особенно полезные для детей имеющих проблемы с органами дыхания); артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильной выразительной и четкой речи; интонационные упражнения, исправляющие и выравнивающие интонацию; упражнения для кистей рук, пальцев, корпуса и ног, помогающие ребенку подготовиться к игре на музыкальном инструменте. Все эти упражнения проводятся в игровой форме. В первые же годы результатом тесного взаимодействия педагогов детского дома и ДШИ, стала организация ансамбля девочек “Радуга” состоящего из воспитанниц детского дома. Сначала в нем участвовали пять девочек. Они имели хорошие музыкальные данные, но находились на разном уровне подготовки. Пришлось много и упорно работать над чистотой интонации, над ансамблевым строем, артикуляцией, дикцией, правильным дыханием. Вскоре количество участниц ансамбля выросло до тринадцати, и в этом составе коллектив работает и в настоящее время. После того, как была достигнута чистота унисонного пения, ансамбль начал работать над двухголосными, а затем над трехголосными произведениями. Шла кропотливая работа над развитием гармонического слуха, над чистотой каждой партии. Сейчас ансамбль “Радуга” является дипломантом и лауреатом областных, всероссийских и международных конкурсов, работает в разных направлениях и имеет несколько исполнительских программ по следующим направлениям: “Классика” (зарубежная и русская), “Духовная музыка”, “Фольклор” (русский, украинский, немецкий, казачий), “Современная песня”. Началась работа над программой “Романс”.

Наблюдается положительная динамика в развитии всех без исключения детей, посещающих детскую школу искусств. Многие улучшили успеваемость в общеобразовательной школе, дети осознали свою значимость, они свободно общаются со своими сверстниками, научились, как правильно держаться на сцене, продумывают до мелочей свой сценический образ, начиная с костюма и заканчивая манерой пения, необходимой для исполнения каждого произведения, которое они стараются донести до слушателей в виде мини-спектакля. Желание выступать на сцене, интерес к поездкам в другие регионы России на различные конкурсы и фестивали, во время которых они посещают известные музеи, природные заповедники, знакомятся с культурой и бытом других народов, населяющих нашу огромную страну, - все это заставляет детей старательно работать над собой, совершенствовать свое мастерство.

Несколько позже из мальчиков – воспитанников детского дома был организован ансамбль “Вираж”. Работать с ним очень сложно, так как, видя успех своих ровесниц, они также хотят получать восторженный прием слушателей, поездки и участие в конкурсах, не задумываясь о том, в результате какого колоссального труда все это было достигнуто. Сейчас этот коллектив является дипломантом районных и областных конкурсов, мальчики начинают понимать, что без кропотливой работы над вокалом, без знаний музыкальной грамоты, сольфеджио, без овладения игрой на музыкальном инструменте, без работы над сценическим поведением, пластикой движения не может быть высокого исполнительского уровня коллектива. Ансамбль “Вираж” также работает в нескольких направлениях: “Современная песня”, “Фольклор”, “Джаз”.

Очень увлекательна и интересна работа по изучению фольклора народов, населяющих Астраханский край. В Харабалинском районе работают общества культуры немцев Поволжья, Астраханских казаков, казахской культуры. Дети изучают народные традиции, обычаи, песни, частушки. Они – частые гости в русско-немецком доме и Апостольской церкви г.Астрахани, Харабалинской немецкой общине. Была подготовлена исполнительская программа на немецком языке, в которой особое место занимают обряды немцев Поволжья. Для распевания на немецком языке и правильного произношения с детьми разучиваются специальные упражнения (автор Аккерман Е.В.).

Для того, чтобы выработать правильную последовательность движений при дыхании на буквы “t” и “k”, необходимо:

Произнести сначала шепотом, а затем пропеть на одном звуке:

а) sing-t, schlings-t,schnarchs-t;
б) schnee-luf-t, kehrich-t, hoch-zeits-trun-k, schim-pfe mit kraft;
в) sch- sch- schuf-t.

При этом необходимо следить, чтобы выдох делался сразу же после резкого выдоха на звук “t” и “k”. При проработке упражнений на дыхание неизбежно встает вопрос, как делать вдох: через нос или рот? Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества.

Вдох через нос имеет следующие преимущества: вдыхаемый воздух очищается, согревается и увлажняется, способствует дыханию диафрагмой, гортань немного опускается, и голосовая щель широко открывается, что является предпосылкой для неслышного вдоха.

Научиться правильно вдыхать через нос можно с помощью ряда упражнений: поглаживая нос от кончика вверх средними пальцами, делайте вдох, похлопывая этими же пальцами по ноздрям – выдох; раздвиньте ноздри – вдох, расслабьте ноздри – выдох; широко откройте рот и подышите носом; то же самое – с круговым движениями головы; то же самое – с наклоном туловища вниз; закройте пальцем одну ноздрю, выдохните и вдохните другой. Затем подышите через другую ноздрю; закройте ноздри пальцами и посчитайте до десяти, откройте ноздри, повторите вслух счет; свободно опущенная вниз челюсть, губы сжаты, как при произнесении “м” - свободно дышать носом.

Вдох через рот имеет свои преимущества: это быстрее, чем через нос; короткий быстрый вдох через рот (дыхание “щелчком”) будет неслышным – с широкой глоткой; при спокойном вдохе через открытый рот можно одновременно отрабатывать осознанную регулировку объема пространства звука как подготовку к вступлению голоса с расширенной надставной трубой.

Существует несколько правил, касающихся произношения гласных и согласных при пении. Первое, слова, которые имеют краткий гласный с предыдущим глухим согласным, часто при пении должны выдерживаться в продолжительном тоне. Сложность заключается в том, что краткие гласные всегда являются открытыми звуками, и во время пения они не должны превращаться в закрытые. А вместо двух глухих согласных с сильным придыханием произносится лишь один и гораздо мягче, чем в разговорном языке: Bitte - Bi-----(t)-----te.

Второе, для конечных согласных “р”, “t”, “k”: после гласного перед последующим согласным делается маленькая люфт-пауза, во время которой неслышно берется взрывной согласный звук.

Ra---(t)…te Mi---(t)…te Zu---(k)…ken

Hu---(t)…te We---(t)…ten Pu---(p)…pe

Mo---(t)…te

Третье, то же самое относится к глухим фрикативным звукам (спирантам) “s” и “sch”. Здесь также после гласного делается небольшая люфт-пауза, чтобы произнести следующий звук на придыхании, однако нельзя фрикативный звук выдвигать на передний план и тем самым удлинять.

Ku---…sse Fu---…Be

Ma---…sche Tau---…schen

Проработав множество литературных источников, был составлен сценарий рождественского обряда “Nikolauslaufen”, который проводился у поволжских немцев 5-го декабря, накануне дня святого Николая. В этом обряде участвовали дети, которые собирались вместе по несколько человек и шли от дома к дому, в двери которых они стучали руками и пели песни арвента, красивые пастушьи или ясельные песни, получая за это угощение или немного денег.

Вот сценарий этого обряда.

__________________________________________________________________________________

На сцену выходили девочки и мальчики в национальных немецких костюмах. Впереди идет Nicolaus с посохом в руке и мешком за плечами, в котором находятся угощения, которыми одарили детей хозяева, в чьих домах они уже побывали. У девочек в руках вифлиемские звезды, корзинки с угощением. Мальчики одеты пастухами, в руках у них посохи. В руках у детей маленькие колокольчики, издающие при ходьбе нежный звон. Они поют “O du frohliche, o du selige, gnadenbringdende Weihnachtszeit” (a capella) или в сопровождении аккордеона. В проигрыше между 2 и 3 куплетами (нотный пример, рис. 1) вперед выходят мальчики, трижды ударяют посохами о пол и спрашивают: “Unsere Freunde zu House?”, девочка-хозяйка   дома Сюзанна - отвечает: “Ja, ja, bitte!” и приветливо приглашает гостей пройти к ее дому. Дети допевают песню. Вперед выходит Nicolaus, он также трижды ударяет посохом о пол и говорит:

Ich bin ein hleinee Konig.

Рисунок 1

Дети снова трижды стучат палками о пол и подхватывают:

Gebt bin nicht zu wenig,

Labt mich nicht zu lange stehn,

Ich mub hout noch weiter gehn.

Все смеются, вперед выходит Nicolaus, ударяет о пол посохом и провозглашает: “Singen!”.

Дети поют веселую шуточную песню “O, Susanna” (рис.2 и 3). В проигрыше между вторым и третьим куплетом выходит, пританцовывая, хозяйка – Susanna. Она задорно пляшет, а затем дарит одному из мальчиков – пастухов цветок, которым тот украшает свою шляпу. Песня заканчивается книксеном, который делают девочки. Снова вперед выходит Nicolaus, ударяет посохом о пол и предлагает потанцевать: “Tanzen!”. Дети ставят на пол свои корзины, кладут посохи и вифлиемские звезды и танцуют задорную польку. Танец закончен, девочки обмахиваются платочками, мальчики отдуваются. Снова выходит Nicolaus, ударяет посохом о пол и приглашает детей поиграть: “Spielen!”. Под ту же веселую польку дети становятся в круг. В середине круга находится Nicolaus. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу и весело кричат:

Nicolaus, de pode Mann

Kloppt an alle Doten an.

Nicolaus пытается вырваться из круга, но дети его не выпускают и весело смеются:

Rleene Rinner schenkt et wat

Brote Rinner stecht er in Sack.

Nicolaus снова хочет вырваться, но у него ничего не получается. Дети опять смеются:

Halli, halli, hallo,

So geht’s no Bremen to.

Рисунок 2

Рисунок 3

Наконец-то Nicolaus вырывается из круга. Дети хохочут. Появляется хозяйка дома Susanna, она несет поднос с угощением, подходит к каждому, предлагая сладости и фрукты. Дети разбирают угощение. Кто-то лакомится им сразу, кто-то складывает в свою корзинку. Они поют песню “Stille Nacht, heilige Nacht” (a capella или в сопровождении аккордеона, рис.4). На последнем куплете дети уходят, помахав на прощание рукой.

Рисунок 4

__________________________________________________________________________________

В процессе занятий творчеством у детей – воспитанников детского дома развивается чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре, они знают историю своего родного края, развиваются и совершенствуются творческие способности каждого ребенка, некоторые хотят продолжить свое образование в музыкальном училище имени М.Мусоргского или в училище культуры г.Астрахани. В 2003 году первая выпускница детской школы искусств – воспитанница детского дома, стала студенткой музыкального училища. В этом учебном году выпускаются четыре воспитанника детского дома, двое из них хотят учиться дальше в музыкальном училище и училище культуры. Надеемся, что они станут хорошими специалистами и найдут свое место в жизни.