Сущность и значение дыхания для организма. Способы защиты органов дыхания

Разделы: Химия, Биология, Информатика


"Сущность и значение дыхания для организма. Способы защиты органов дыхания".

Цель урока: Формирование у учащихся знаний и умений определения симптомов потери дыхания и оказания первой помощи при остановке дыхания, способности определять жизненную емкость легких.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

  1. Сущность и значение дыхания.
  2. Химизм дыхания
  3. Краткая медико-биологическая характеристика органов дыхания
  4. Жизненная емкость легких.
  5. Средства защиты органов дыхания.
  6. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.
  7. Изучение методов и практическое проведение искусственной вентиляции легких.

Планируемые результаты обучения:

  1. Уметь показать и назвать на таблице и муляже строение органов дыхательной системы; объяснить химизм дыхания.
  2. Практически уметь применить полученные знания:
  • при оказании первой доврачебной помощи при остановке дыхания;
  • определить жизненную емкость легких с помощью прибора “Спирометр–СПП–01”.

Особенности класса: спортивный класс, специализация – греко-римская борьба, мальчики.

УРОК №1 – 45мин.

Опорные точки урока.

Вступительная часть (организационный момент) (2мин.)

Обращается внимание на особенности урока – интегрированный урок биологии и ОБЖ потребует умения применить знания, полученные ранее при проведении реанимационных мероприятий, особое внимание – плану урока, записанному на классной доске. Перед учащимися ставятся следующие задачи:

    • формировать знания о важной роли дыхания;
    • продолжить формирование умений делать вывод и самостоятельно работать с литературой;
    • проверить умение применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Основная часть урока.

Блок I. Сущность дыхания (лекция с элементами беседы (9мин).

  1. Сущность и значение дыхания (рассказ учителя с использованием Приложения №1).
  2. Химизм дыхания. Обращается внимание учащихся на данные таблицы – Приложение №2) (7 мин).
  3. В тетради оформляем вывод :

    Вывод 1

    Обмен газами возможен благодаря разнице в давлении (парциальное давление РС2 и РСО2) и концентрации в капиллярах легких.

  4. Краткая медико-биологическая характеристика органов дыхания (работа с раздаточным материалом – Приложение №2,таблица 2 и Приложение №3) (12 мин).

Одновременно с рассказом учителя учащиеся раскрашивают в соответствующие цвета рисунок “Дыхательная система”, обращаем внимание на механизм дыхания – Приложение №4.

Под диктовку учащиеся записывают общий вывод по блоку 1 в тетрадь.

Дыхательная система отвечает за:

  • вдох и выдох;
  • внешнее дыхание – газообмен в легких;
  • транспортировку О2 от легких к клеткам и СО2 от клеток к легким;
  • внутреннее дыхание – газообмен в клетках;
  • клеточное дыхание – потребление клетками О2 (прямое окисление молекулярным кислородом.

    Вывод 2 ) – аэробное дыхание.

Блок II. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (9мин.).

  1. ЖЕЛ (рассказ учителя).
  2. Определение ЖЕЛ (практическая часть).

Далее обращается внимание на данные, приведенные в Приложении №5, и каждый ученик сравнивает свои результаты с данными, приведенными в таблице.

Записываем вывод:

ЖЕЛ определяется спирометром.

ЖЕЛ – показатель функциональной возможности аппарата внешнего дыхания.

Моя ЖЕЛ (каждого ученика) – _______ мл.

Данные справочника – 3206 – 4030 мл.

Далее под диктовку записываем:

В начале схватки по борьбе при среднем темпе борьбы частота дыхания составляет – 20–35, глубина – 50–65% от ЖЕЛ; при интенсивной борьбе в партере – поверхностное дыхание – 5–10% от ЖЕЛ (у борца, который находится в партере).

Блок III. Защита органов дыхания. (10мин.).

  1. Краткая характеристика индивидуальных средств защиты органов дыхания (рассказ учителя с демонстрацией общевойскового противогаза, респираторы, ватно-марлевая повязка).
  2. Одевание противогаза (практическая часть).

УРОК 2. (Продолжение) (45мин)

Вступительная часть (повторение пройденного урока).

Записываем под диктовку в тетради обобщенные выводы по блоку №3:

  • при отравлении угарным газом (СО) образуется НвСО – карбоксигемоглобин, НвСО диссоциирует в 10 000 раз медленнее, чем НвО2;
  • при отравлении хлором (Сl2) применяют марлевую повязку? пропитанную 2% раствором питьевой соды (NaHCO3):

Формула 3

фильтрующая коробка противогаза – уголь (С);

  • при отравлении аммиаком (NН3) марлевая повязка пропитывается 5% раствором уксусной (СН3СООН) или лимонной кислоты

Вывод 4

  • oтравления хлором и аммиаком возможны при чрезвычайных ситуациях в виде аварий на предприятиях, где содержатся, хранятся и используются данные сильнодействующие отравляющие вещества (водонасосные станции, хладо-комбинаты и др.).

Основная часть

Блок IV. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.

Записываем в тетрадь:

“Клиническая смерть” – внезапная остановка сердечной деятельности и дыхания; реанимационные мероприятия возможны в течение не более 5 сек., далее происходят необратимые процессы в нервных клетках мозга из-за гипоксии.

  1. Рассматривается порядок действий при оказании первой медицинской помощи при остановке дыхания (спомощью раздаточного материала).
  2. Изучаются методы проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и их практическая отработка:
  • отработка ИВЛ методом “рот-в-рот” (на муляже);
  • отработка приема ИВЛ методом “рот-в-нос (на муляже);
  • отработка и проведение непрямого массажа сердца (на муляже);
  • экстренная реанимационная помощь при “клинической смерти” (сочетание методов).

Заключительная часть

1. Закрепление пройденного материала:

  • проводится письменная проверка полученных знаний по карточкам (задания 1,2,3);
  • проводится взаимопроверка (проверка ответов по карточкам учащимися друг у друга);
  • дополнительная отработка наиболее сложных и непонятых вопросов.

2. Подводятся итоги проведенных занятий.

3. Дается домашнее задание.

Материальное обеспечение:

  1. Таблица “Дыхательная система”, “Кривая диссоциации Нв и Мв”, “РО2 и РСО2 в альвеолах и напряжение этих газов в крови”.
  2. Муляж “Торс человека”.
  3. Прибор для измерения жизненной емкости легких “Спирометр – СПП-01”.
  4. Муляж “Фантом” – для проведения реанимационных мероприятий при остановке дыхания и остановке сердца.
  5. Марлевые повязки.
  6. Респираторы.
  7. Противогазы.

МАТЕРИАЛ для проведения занятия.

1. Сущность и значение органов дыхания.

Что такое дыхание? Дыхание – непрерывный процесс по обмену газов организмом и окружающей средой. В организме постоянно совершаются окислительные биохимические реакции, и освобождается энергия, поэтому жизнь организмов без достаточного снабжения кислородом (О2) невозможна, исключение – анаэробные организмы.

Чем выше организация животного, тем оно труднее переносит кислородное голодание. Недостаток кислорода в организме или отдельных тканях называется гипоксией.

Высокоорганизованные животные и, особенно, человек при прекращении окислительных процессов погибают через несколько минут.

2. Химизм дыхания

Дыхание – неотъемлемый признак жизни, сложный непрерывный процесс, в результате которого обновляется газовый состав крови, в этом его сущность. В организме человека и животных запасы О2 ограничены, поэтому организм нуждается в его непрерывном поступлении из окружающей среды и непрерывном удалении углекислого газа (СО2), который всегда образуется в процессе обмена веществ и в больших количествах является токсическим веществом.

Носовой ход............... A Левый бронх F1 Правое легкое....... H2
Носовые раковины..... A1 Правый бронх F2 Диафрагма ............ J
Лобная пазуха ............ B1 Левое бронхиальное

дерево

G1 Язык ...................... a
Клиновидная пазуха... B2 Пищевод............... Ь
Глотка ......................... C Правое бронхиальное

дерево

G2 Ребра .................... с
Гортань....................... D Грудина ................. d
Трахея ........................ E Левое легкое H1 Ключицы................ e

Возможность использования О2 зависит от его концентрации в среде, непосредственно окружающей организм. Максимальная концентрация О2 определяется его содержанием в атмосфере –20,95% в сухом воздухе, парциальное давление О2 в воздухе (на уровне моря) составляет 159 мм рт.ст.

При парциальном давлении ниже 50 мм рт.ст. жизнь невозможна, поэтому на больших высотах необходимо пользоваться кислородными приборами.

Содержание углекислого газа (СО2) в сухом воздухе обычно составляет 0, 03% (н.у.), что соответствует парциальному давлению 0, 228 мм рт.ст

Содержание СО2 в атмосфере постепенно увеличивается в результате сжигания человеком ископаемого топлива и его фракций.

Восстановленный гемоглобин (Нв) образует с О2 очень непрочное, легко диссоциирующее окислительное соединение – оксигемоглобин (НвО2). Точнее Нв(О2)4, подвергается оксигенации. 1г Нв связывает 1,34 мл О2.

Образование НвО2 происходит в капиллярах легких очень быстро. Время полунасыщения гемоглобина кислородом составляет всего лишь 0,01с (длительность пребывания крови в капиллярах легких в среднем 0,5с), главный фактор его образования – высокое парциальное давление О2 в альвеолах.

Сродство гемоглобина к О2 значительно понижается при сдвиге реакции крови в кислую сторону, что наблюдается в клетках и тканях организма в условиях интенсивной нагрузки, при повышении температуры тела, с возрастом.

Практически весь О2 (около 20об%) переносится кровью в виде химического соединения с Нв.

В виде физического растворения транспортируется только 0,3 об%, однако эта фаза весьма важна, так как О2 из капилляров к тканям и О2 из альвеол в кровь и в эритроциты переходит через плазму крови в виде физически растворенного газа (диффузное дыхание).

Диссоциация НвО2 происходит в капиллярах тканей, при этом Нв не только отдает О2 тканям, но и присоединяет образовавшийся в тканях СО2.

Эритроциты венозной крови содержат карбгамоглобин (ННвСО2 5,5 об%). Главным фактором этих процессов является падение Ро2, который быстро потребляется тканями (верхний участок кривой образования и диссоциации, от 75 до 96% насыщения гемоглобина кислородом).

Длительность полудиссоциации НвО2 равна 0,02с (время прохождения каждого эритроцита через каппилляры большого круга, около 2,5с).

Миоглобин также присоединяет О2. Сродство Мв к О2 больше, чем у Нв, при напряжении Ро2 3-4 мм рт. ст. 50% Мв насыщено О2, при 40 мм рт. ст. насыщение достигает 95%.

Миоглобин труднее отдает О2, содержащегося в организме. Оксимиоглобин (МвО2) начинает отдавать О2 при парциональном давлении ниже 15мм рт.ст, только тогда, когда исчерпаны запасы НвО2, например при анаэробном метаболизме, в условиях гипоксии.

Миоглобин, циркулирующий в крови, зависит от величины и продолжительности физической нагрузки. Он повышается пропорционально сложности физической нагрузки и ее интенсивности.

Транспорт СО2 как и О2, осуществляется в виде физического растворения и химической связи.

Углекислый газ, образуемый в организме, выделяется в основном через легкие- около 98% (0,5% - через почки, около 2% - через кожу в виде бикарбонатов НСО3).

За сутки выделяется около 850г (433л) СО2.

В процессе дыхания регулируется рН внутренней среды в следствии удаления СО2 из организма.

  1. Краткая медико-биологическая характеристика системы органов дыхания.

Дыхательная система объединяет органы дыхания, выполняющие воздухопроводящую функцию (полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную функцию (легкие).

Рассмотрим дыхательную систему в общих чертах и некоторые ее детали.

Начните работу с раскрашивания заголовка. Некоторые структуры обозначены строчными буквами, так как они относятся к другим системам. Прописными буквами отмечены структуры дыхательной системы. Читая про эти структуры, раскрашивайте их названия и находите их на схеме. Пользуйтесь светлыми и темными карандашами.

Попадая в тело, воздух проходит через носовой ход (А), раскрасьте его светлым карандашом. Внутри носового хода костные выступы из латеральной стенки – носовые раковины (А1) – делят главный ход на меньшие части. Стрелки, указывающие на носовую раковину, раскрасьте темным цветом – красным, зеленым или синим.

Верхняя дыхательная система содержит также несколько наполненных воздухом полостей между верхней челюстью, фронтальной, клиновидной и решетчатой костями черепа. Эти полости называются синусы, или пазухи. На рис. 2 показаны лобная (В1) и клиновидная (В2) пазухи.

В этих полостях воздух согревается и увлажняется. Реснички и выделения слизистой оболочки стенок пазух задерживают микроорганизмы и инородные частицы воздуха.

В этой части головы мы видим структуры пищеварительной системы. Язык (а) крупный мускулистый орган, занимающий большую часть полости рта. Полость рта ведет в большой проход под названием глотка (с), который обслуживает и дыхательную и пищеварительную системы. Пищевод (в) ведет из глотки в желудок.

Ниже глотки мы встречаем первую часть прохода, ведущего в легкие – гортань (Д). Раскрасьте светлым цветом квадратную скобку, указывающую на гортань. Похожий на лоскут надгортанник охраняет вход в гортань, основу организма составляет малиновый перстневидный хрящ.

Гортань – проход для воздуха, входящего в трахею (Е) и выходящего из нее, по этой причине гортань называют голосовым, их можно раскрасить темным цветом. Кольца, которые вы заметите на рис. 2, состоят из хряща.

Трахея тянется от пищевода в грудную полость, а потом расщепляется и образует два прохода под названием бронхи: левый бронх (F1) и правый бронх (F2). Чтобы подчеркнуть непрерывность воздушного пути, раскрасьте бронхи тем же цветом, что и трахею, стрелки можно сделать поярче.

Каждый бронх продолжается в виде бронхиального дерева (J1 и J2), своеобразного скелета легких (Н1 и Н2). Структура главного бронха похожа на трахею, такие же полукольца из хрящей поддерживают ткань. Правый бронх (F2) имеет чуть больший диаметр, чем левый, уходит в легкое под более крутым углом. Структурно-функциональной единицей легкого является альвеолярное дерево (J1 и J2).

Левое легкое (Н1) и правое легкое (Н2) занимают большую часть грудной полости, снаружи легкие покрыты плеврой – серозной оболочкой, тонкой гладкой и сложной, богатой эластическими волокнами.

Консистенция легкого мягкая, цвет легких у детей бледно-розовый, у взрослых в тканях легкого накапливаются серо-черные вкрапления за счет частиц угля и пыли, попадающих со вздохом. Вследствие высокого стояния купола диафрагмы справа, правое легкое более широкое и объемистое, чем левое и несколько короче его, они разделены между собой сердцем и средостением.

Объем легких зависит в большой степени от работы межреберных мышц и большой куполовидной диафрагмы (J). Когда эта мышца сокращается, воздух попадает в легкое, при этом эластичные легкие растягиваются. Легкие охватываются костями грудной клетки – ребрами (с), грудиной (d) и ключицей (е), обведите контуры костей, чтобы подчеркнуть их близость к легким.

Дыхание контролируется нервной системой, главная часть дыхательного центра находится в продолговатом мозге, об этом свидетельствуют исследования К.Флуринса (1794-1867). Он обнаружил, что разрушение медиальной части продолговатого мозга в нижнем углу ромбовидной ямки ведет к полной остановке дыхания.

Мост играет важную роль в регуляции продолжительности фаз вдоха, выдоха и паузы между ними.

Мотонейроны спинного мозга получают импульсы от нейронов продолговатого мозга и посылают их к дыхательным мышцам по диафрагмальным и межреберным нервам. Центр диафрагмальных нервов находится в основном в 3-4 шейных сегментах спинного мозга.

Центр межреберных нервов, иннервирующих мускулатуру грудной клетки, локализуется в грудном отделе спинного мозга (4-10 сегменты), иннервация мышц живота осуществляется Jh – L3 сегментами (грудной – поясничный отделами).

В регуляции дыхания принимают участие также средний мозг, гипоталамус, лимблико-ретикулярный комплекс, кора большого мозга.

Цикл дыхания у человека состоит из вдоха, выдоха, паузы.

Сильное раздражение оболочек воздушных путей (пыль, инородные тела, едкие газы) вызывает возбуждение окончаний тройничного нерва – возникает чихание, возможна остановка дыхания. Чихание, кашель, смыкание голосовых связок и сужение бронхов – это защитные рефлексы. К этой же категории относится так называемый рефлекс ныряльщиков – рефлекторное апноэ при действии воды на оболочку нижних носовых ходов.

Особенности устройства противогазов ГП5, ГП4у, ПДФШ.

Рис. 7. Виды и устройство противогазов:

а–общевойсковой противогаз: б–противогаз ГП-5; в–противогаз ГП-4у; г– шлем-маска с мембранной коробкой, входящая в комплект противогазов общевойскового и ГП-5м; / – фильтрующе-поглощающая коробка; 2– лицевая часть (у противогаза общевойскового и ГП-5 – шлем-маска; у противогаза ГП-4у – маска); 3 – очковый узел; 4 – клапанная коробка; 5 – соединительная трубка: и – сумка для противогаза; 7 – коробка с незапотевающими пленками

Противогаз ГП–5 состоит из фильтрующе-поглощающей коробки малого габарита (типа' ГП–5) и шлем-маски (пяти ростов); противогаз ГП–4у – из фильтрующе-поглощающей коробки большого габарита (типа ГП–4у) и маски (трех ростов) с соединительной трубкой. Противогаз ПДФ–Ш, предназначенный для учащихся старших классов, комплектуется аналогично противогазу ГП–5, но имеет шлем-маски только четырех ростов. В комплекты противогазов входят также сумка для противогаза и средство для предохранения стекол очко.

5.2 Подбор шлем-маски (маски), проверка исправности, сборка и укладка противогаза.

Перед тем как пользоваться противогазом, важно правильно подобрать по росту лицевую часть противогаза, проверить его исправность.

Для определения – роста шлем-маски надо измерить голову по замкнутой линия, проходящей через макушку, щеки и подбородок. При величине измерения до 63 см нужна шлем-маска нулевого роста; 63,5–65,5 см – первого; 66–68 см – второго; 68,5–70,5 см – третьего; более 71 см – четвертого роста. Для подбора маски нужно измерить высоту лица – расстояние от переносицы до нижней точки подбородка. При высоте лица 99–109 мм требуется маска первого роста; 109–119 мм – второго; более 119 мм – третьего. Правильно подобранная шлем-маска (маска) должна плотно прилегать к лицу и исключать возможность проникновения наружного воздуха в органы дыхания, минуя фильтрующе-поглощающую коробку.

Подбор шлем-маски (маски) и проверка исправности противогаза проводятся внешним осмотром и испытанием противогаза на герметичность в целом. При внешнем осмотре устанавливают: нет ли трещин и проколов в шлем-маске (маске) и соединительной трубке; целость стекол очковых узлов, исправность обтекателей, исправность клапанной коробки и состояние клапанов; состояние фильтрующе-поглощающей коробки (нет ли пробоин, вмятин).

Сборку общевойскового противогаза производят в следующем порядке. Ввертывают до отказа ввинтную гайку соединительной трубки в клапанную коробку шлем-маски; в левую руку берут фильтрующе-поглощающую коробку горловиной вниз, а в правую – накидную гайку соединительной трубки и навинчивают гайку до отказа на горловину коробки. При сборке противогаза ГП–5 в левую руку берут шлем-маску (за клапанную коробку), правой рукой ввинчивают до отказа фильтрующе-поглощающую коробку, навинченную горловиной в патрубок клапанной коробки шлем-маски.

Для проверки противогаза на герметичность необходимо надеть шлем-маску (маску), вынуть коробку из сумки, закрыть отверстие в дне коробки резиновой пробкой (рукой) и сделать глубокий вдох. Если воздух под лицевую часть не проходит – противогаз исправен.

Проверенный противогаз в собранном виде помещают в сумку. Общевойсковой противогаз укладывают так: фильтрующе-поглощающую коробку кладут в сумку; складывают шлем-маску, для чего берут одной рукой за очковый узел, другой рукой перегибают шлем-маску пополам и закрывают другое стекло; вкладывают в сумку соединительную трубку и сложенную шлем-маску клапанной коробкой вниз.

При укладке противогаза ГП-5 или ПДФ-Ш фильтрующе-поглощающую коробку ставят в сумку, шлем-маску не перегибают, могут быть немного подвернуты головная и боковые ее части. При укладывании маски противогаза ГП-4у необходимо внутрь вложить назатыльник и тесемки крепления, после чего вложить в большое отделение сумки сначала соединительную трубку, а затем маску клапанной коробкой вниз.

5.3 Правила пользования противогазом.

Противогаз носят в положениях: “походном” непосредственной угрозы нападения противника); “наготове” (если такая угроза есть и поданы сигнал “Воздушная тревога” или команда “Противогаз готовь”); “боевом” (по команде “Газы”, а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).

В “походном” положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.

При переводе противогаза в положение “наготове” необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить противогаз поясной тесьмой (шнуром).

Для перевода противогаза в “боевое” положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если этого не было сделано ранее.

При переводе в “боевое” положение противогаза ГП-4у необходимо, соблюдая ту же последовательность, вынуть маску из сумки и взять ее обеими руками за височные и затылочные тесемки так, чтобы большие пальцы были обращены внутрь. Приложив нижнюю часть маски к подбородку, натянуть ее на лицо, а боковые тесемки завести за уши. Свободные концы затылочных тесемок затянуть так, чтобы края маски плотно прилегли к лицу.

Противогаз снимается по команде “Противогаз снять”. Для этого нужно взять свободной рукой клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску (маску) вниз и движением руки вперед вверх снять ее.

Для надевания противогаза на пораженного необходимо опуститься на колени и положить на них его голову (или посадить пораженного); вынуть из сумки шлем-маску (маску) и, взяв ее обеими руками у нижней части, подвести к подбородку пораженного; слегка растягивая края (тесемки), надеть ее на голову.

При повреждении противогаза в условиях зараженного воздуха придется какое-то время противогазом пользоваться им. Если шлем-маска (или одна из тесемок крепления маски) незначительно порвана, надо ладонью плотно прижать ее к лицу.

При большом порыве шлем-маски (маски), повреждении стекол очковых узлов, клапанов вдоха или выдоха следует задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску (маску) и отвинтить соединительную трубку от фильтрующе-поглощающей коробки, затем взять горловину коробки в рот, зажать пальцами нос и дышать через коробку (не открывая глаз). Проколы (пробоины) в фильтрующе-поглощающей коробке можно замазать глиной, землей, мякишем хлеба. При повреждении соединительной трубки общевойскового противогаза следует отвинтить ее и привинтить фильтрующе-поглощающую коробку непосредственно к клапанной коробке лицевой части противогаза.

6. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.

Если человек перестал дышать

Если это произошло на ваших глазах, вы еще сможете спасти пострадавшего. У вас в запасе всего 1-2 минуты. Если мозг пострадавшего пробудет без кислорода хотя бы три минуты, наступает клиническая смерть.

Ваши действия :

1. Проверьте пульс пострадавшего, присмотритесь к его лицу, груди и убедитесь, что человек действительно не дышит. В случае остановки дыхания пульс отсутствует, а губы, щеки и уши пострадавшего приобретают синевато-серый оттенок.

2. При необходимости восстановите проходимость дыхательных путей человека: ведь дыхание может остановиться просто из-за того, что его голова свесилась далеко вперед (и дыхательные пути при этом сильно сузились) либо язык запал глубоко в горло. В конце концов, может быть и так, что воздух не проходит из-за слюны и (или) рвоты, заполнившей рот, поэтому:

1. откиньте голову пострадавшего назад, поддерживая ее, поднимите его подбородок и постарайтесь открыть ему рот;
2. если это необходимо, аккуратно вытащите запавший язык (возьмитесь за него пальцами, предварительно обернув их чистым носовым платком);
3. повернув голову пострадавшего набок, освободите рот от слюны (рвоты) с помощью носового платка или куска ткани (если ничего такого под рукой нет, то пальцем).
4. Если рот пострадавшего стиснут, возьмитесь; указательными пальцами за углы нижней челюсти, упритесь в нее же большими пальцами и потяните челюсть вперед. Затем переведите пальцы на подбородок и, оттягивая его вниз, откройте рот.
5. Иногда перечисленных выше действий хватает для того, чтобы человек снова начал дышать. В этом случае переверните его на грудь и уложите в безопасную для дыхания позу.
6. Если человек по-прежнему не дышит, приступайте к искусственному дыханию методом “изо рта в рот” или поднятием и опусканием рук.
7. Если сердце не работает и пульс отсутствует, одновременно с искусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.

Рис.3. Проверка (1) и восстановление проходимости дыхательных путей (2, 3); 2 – удаление инородного тела; левой рукой осуществлены передний захват нижней челюсти, открытие рта; вторым и третьим пальцами правой кисти захвачено инородное тело;

3 – удаление жидких инородных тел (слизи, рвотных масс, ила). Голова повернута набок, рот открыт, челюсти фиксированы перекрещенными первым и вторым пальцами левой руки. Сомкнутыми вторым и третьим пальцами другой руки, обернутыми тканью, осуществляется удаление инородных тел из полости рта

Рис. 4. Проведение ИВЛ методом рот в рот. Голова запрокинута. Нос зажат первым и вторым пальцами правой кисти. Обеспечена герметичность системы рот в рот; воздух прошел в трахею и легкие. Осуществляется контроль за подъемом передней стенки груди в момент вдоха. Стрелками показаны движения рук при запрокидывании головы

Рис. 5. Проведение ИВЛ методом рот в нос. Подготовительный период. Голова запрокинута. Нижняя челюсть выдвинута кпереди, поджата, плотно фиксирована, рот герметично закрыт. Стрелками показаны движения руки, фиксирующей челюсть, и головы (при запрокидывании).

Рис. 6. Запрокидывание головы. Осуществляется осторожно, до появления ощущения препятствия – без насилия! Одна рука расположена под шеей, другая на лбу.

 

7. Изучение методов и практическое проведение искусственной вентиляции легких.

Искусственную вентиляцию легких проводят в двух случаях: когда отсутствует сердцебиение и дыхание, т. е. человек находится в состоянии клинической смерти, а также тогда, когда сохранено сердцебиение и самостоятельное дыхание, но частота дыхательных движений не превышает 10 раз в минуту.

Техника проведения искусственной вентиляции легких:

  • обеспечить проходимость верхних дыхательных путей: указательным и средним пальцами, которые нужно обернуть чистым носовым платком или марлей, быстро очистить ротовую полость от инородных тел (кровь, слизь); затем надо запрокинуть голову пострадавшего назад, подложив под его плечи небольшой плотный валик, сделанный из любого подручного материала;
  • делать выдох в легкие пострадавшего методом “изо рта в рот” (лучше для этой цели использовать специальную дыхательную трубку, которая есть в каждой автомобильной аптечке), при этом необходимо глубоко вдохнуть и с силой, плотно обхватив своими губами губы пострадавшего, выдохнуть в его легкие (если это посторонний человек, необходимо использовать воздухопроницаемую материю);
  • одновременно при совершении выдоха указательным и большим пальцами одной руки нужно герметично зажать ноздри пострадавшего, иначе воздух не попадет в его легкие;
  • убедиться в том, что грудная клетка пострадавшего приподнимается при вашем выдохе в его легкие; если этого не происходит, значит, его дыхательные пути непроходимы и вам необходимо повторно очистить их и несколько изменить положение головы пострадавшего.

Непрямой массаж сердца обычно не применяют изолированно, а проводят в сочетании с искусственной вентиляцией легких. При этом эффективность реанимации будет зависеть не только от точности выполнения техники непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких, но и от их соотношения в процессе ваших действий. Если реанимацию проводит один человек, то на каждые 10–12 надавливаний на грудину должно приходиться 2–3 выдоха (для детей дошкольного возраста на каждые 5 надавливаний).

При этом на 5 надавливаний приходится 1 выдох, а один из участников достаточно сильно давит на живот пострадавшего, так как при этом из кровообращения исключается значительный объем крови (в малом тазе и нижних конечностях) и создаются хорошие условия для полноценного кровоснабжения головного мозга.

Последовательность действий при проведении искусственной вентиляции легких.

  • Зажать нос пострадавшего и захватить подбородок между большим и указательным пальцами
  • Запрокинуть голову пострадавшего так, чтобы между его нижней челюстью и шеей образовался тупой угол
  • Плотно прижаться губами к губам пострадавшего и с максимальной силой сделать выдох в его рот.

Если ваши действия увенчались успехом (у пострадавшего восстановилась самостоятельная деятельность сердца и легких, вернулось сознание), необходимо срочно переправить пострадавшего в больницу для оказания ему квалифицированной помощи.

Нельзя оставлять его без внимания, так как он может повторно потерять сознание.

Задания для проведения проверки знаний, полученных в ходе урока.

Задание 1. Из приведенных примеров выберите те, при которых необходимо проводить искусственную вентиляцию легких:

а) отсутствуют сердцебиение и дыхание;
б) отсутствуют координация движения и речь;
в) сохранены сердцебиение и самостоятельное дыхание, но частота дыхательных движений не превышает 10 раз в минуту.

Задание 2. Под искусственным дыханием понимают лечебный прием, который заключается во вдувании воздуха в легкие пострадавшего при остановке у него естественного дыхания. Вам необходимо:

а) ответить, в каком случае проводят искусственную вентиляцию легких, если у пострадавшего сохранено самостоятельное дыхание;
б) изложить алгоритм действий при проведении искусственного дыхания;
в) ответить, в каком соответствии должны находиться действия по непрямому массажу сердца и искусственному дыханию.

Задание 3. Клиническая смерть – это такое состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни, угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. Через несколько минут ее сменит биологическая смерть, при которой восстановление жизненных функций станет невозможным.

Вам необходимо:

а) ответить, какие признаки свидетельствуют о наступлении клинической смерти;
б) ответить, какой промежуток времени обычно длится состояние клинической смерти;
в) изложить алгоритм реанимационных мер по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти.

Использованная литература:

  1. Алькамо И.Э. Биология. Пер. с англ. М.2002 .
  2. Алькамо И.Э. Анатомия. Пер. с англ. М.2002 .
  3. Сравнительная физиология животных. Т.1 М. Мир
  4. Спортивная медицина. М. Терра-спорт. 2003.
  5. Самусев Р.П. Анатомия человека. М. Оникс 21 век, Мир и образование. 2004.
  6. Флиндт Р. Биология в цифрах. М.Мир, 1992.
  7. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология воспитания и спорта.М.Владос-Пресс.2002.
  8. Медицинский справочник тренера. М. ФиС.1976.
  9. Дж.Роберта,М.Касерио. Основы органической химии.т.2.М.Мир.1978.
  10. Биохимия. Под общей ред.Н.Н.Яковлева. М. “ФиС. 1969
  11. Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М.Просвещение.1987.
  12. Химическая энциклопедия. Под ред.Кнкнянц И.Л.Т.1
  13. Обеспечение жизнедеятельности. Учебное пособие под ред.В.Я.Сюнькова.1996.
  14. Чеурин “Школа экологического выживания”. Екатеринбург. 1995.
  15. Федеральный закон “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
  16. Закон РФ “Об охране окружающей среды”.М.1992.