Методика проведения лабораторно-практической работы на базе археологического материала

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: лабораторно-практическая работа, греческая колония, исторические источники, сплошной анализ источника, план характеристики города


Чаще всего на уроках истории археологические находки выполняют познавательно-иллюстративную функцию. Наряду с этим представляется возможным использовать их и как самостоятельный исторический источник. В качестве примера предлагается методика проведения лабораторно-практической работы на базе находок Нижне-Донской археологической экспедиции, которая ежегодно ведет раскопки на территории Танаиса – бывшей греческой колонии в Северном Причерноморье. Этот город был единственным античным поселением в приазовских степях; в нем наиболее ярко проявились взаимоотношения эллинских и варварских элементов, и не случайно именно Танаис стал узлом переплетения этих этнокультурных влияний.

Основные цели урока:

  1. Познакомить учащихся с методикой анализа данного типа исторических источников (археологические находки);
  2. Помочь ребятам выявить особенности жизненного уклада древнегреческой колонии;
  3. Формировать умение осуществлять сплошной анализ источника и на основании полученных фактов делать выводы либо выдвигать гипотезы.

Работа организована следующим образом. Учащиеся делятся на несколько групп по 4-5 человек. Каждая группа получает комплект источников, состоящий из “живых” находок (фрагменты керамики, кости животных, позвонки рыб, зерно и т.д.), фотографий с видами города и цветных открыток “Сокровища Древнего Танаиса”. Желательно, чтобы раздаточный материал в группах был однотипным, но не дублировался. Например, каждая группа получает:

зерно: фрагменты амфор:
1 группа – пшеницу, 1 группа – ручку,
2 группа – рожь, 2 группа – стенку от тулова,
3 группа – ячмень; 3 группа – венчик;
фото с погребениями: фото общего вида города:
1 группа – погребальный стол, 1 группа – усадьба,
2 группа – погребение с посудой, 2 группа - цистерны,
3 группа – погребение с драгоценными камнями; и т. д. 3 группа – четкая планировка улиц

Затем целесообразно рассказать учащимся о самом памятнике, используя как современные исследования, так и работы античных авторов.

Танаис был самой северной греческой колонией на территории нашей страны. Этот город, основанный боспорскими греками в первой трети III века до н.э., упоминается в “Географии” Страбона (желательно, зачитать из источника фрагмент, посвященный Танаису и все упомянутые в тексте географические объекты – Танаис, Меотида, Боспорское царство, Пантикапей – показать на карте “Греческие колонии”). Первоначально город существовал как торговое поселение. На рубеже эр он был разрушен боспорским царем Полемоном за неповиновение, долгое время лежал в развалинах, затем был восстановлен и просуществовал до V в. н.э. Раскопки Танаиса начались ещё в первой четверти XIX века, но впоследствии они были прерваны, и в первой половине ХХ века местные жители превратили бывшую греческую колонию в каменоломню. С 1955 года по настоящее время в Танаисе ежегодно работает Нижне-Донская археологическая экспедиция Института археологии Российской Академии наук. Благодаря многочисленным находкам, удалось воссоздать жизненный уклад древнего Танаиса.

Далее можно кратко упомянуть основные этапы работы археолога – разведку, проведение раскопок, обработку находок, их описание и составление археологического отчета. После вступительного слова ребята вместе с учителем определяют цель и задачи работы - внимательно изучить материалы и сделать все возможные выводы об особенностях жизненного уклада Танаиса.

План характеристики города аналогичен общепринятому плану характеристики государства. Ребята самостоятельно называют основные пункты плана и записывают их в левый столбик. При заполнении правого столбика, как правило, требуется помощь учителя для уточнения некоторых формулировок.

План характеристики государства

План характеристики Танаиса (вопросы для анализа)

1. Особенности географического положения и природных условий.

1. Местоположение города.

2. Социально-экономическое развитие.

2. Основные занятия жителей.

3. Общественно-политическое развитие. Культура.

3. Общественная жизнь танаитов. Культура

4. Внешняя политика.

4. Взаимоотношения с метрополией и местными племенами.

После 8-10–минутного самостоятельного изучения находок, фотографий и открыток каждая группа знакомит одноклассников с результатами своего мини-исследования. Порядок фиксирования источников определяет учитель. Работа идет по кругу, то есть сначала первая группа излагает свои выводы по одному источнику (например, фотографиям), затем – вторая, третья и так далее. Анализ следующего типа источников начнется уже со второй группы. По ходу работы заполняется таблица: в левой колонке фиксируются находки (в том числе изображенные на фотографиях и открытках), а в правой записываются выводы и/или предположения – о чём данный факт может свидетельствовать.

Факты

Выводы и предположения

 

 

Из групповой работа постепенно превращается в коллективную. В процессе совместного обсуждения выводы, сделанные группами, уточняются и дополняются. Например, разные группы получили разные фотографии с общим видом города, и сделали, соответственно, различные выводы. У всех в таблице слева, в графе “Факты”, фиксируется: “Общий вид города (фото)”, а справа поочередно записываются выводы, предлагаемые группами:

    • каменное строительство;
    • грубая техника обработки камня;
    • наличие цистерн (сразу же можно сделать вывод о нехватке воды);
    • близость реки (сразу можно высказать предположение о развитии рыболовства);
    • четкая планировка улиц;
    • нечеткая планировка улиц и т.п.

Мы видим, что по одному и тому же источнику можно делать несколько выводов, которые будут относиться к разным пунктам плана. Еще один пример – фотография мраморной плиты с текстом о восстановлении одним горожанином на собственные средства городских ворот. Возможные выводы:

    • ворота разрушены, затем восстановлены, значит, за ними следят – а почему это было так важно для танаитов?
    • “на собственные средства” – наличие богатых горожан;
    • это было сделано “городу и купцам” – развитие торговли и т. д.

Таким образом, на первом этапе работы идет сплошной анализ источника. Задача учащихся – проанализировать все факты и сделать все возможные, в том числе и косвенные, опосредованные выводы.

После того, как собран весь фактологический материал (то есть заполнена таблица “Факты – Выводы”), он группируется в соответствии с вопросами, записанными на доске. Для отработки методики анализа источника желательно сначала делать эти записи подробно:

  1. Местоположение города: в степи, на реке;
  2. Основные занятия населения:
    • строительство,
    • гончарство,
    • земледелие,
    • рыболовство,
    • скотоводство,
    • стеклоделие,
    • металлообработка,
    • ткачество,
    • ювелирное дело,
    • торговля.
  3. Общественная жизнь:
  • неравенство,
  • социальная дифференциация,
  • религиозные воззрения и т. д.;
  1. Взаимоотношения с метрополией и местными племенами:
  • необходимость защиты от врагов,
  • торговля с материковой Грецией,
  • торговля с Боспором, подчинение боспорским царям,
  • торговля с местными скифскими племенами.

Возможен ещё один вариант группировки фактов – добавить в таблицу (при помощи которой осуществлялся анализ источников) третью колонку “План характеристики города”, вписать туда в столбик основные пункты плана, а затем соединить их с соответствующими выводами.

В процессе работы учителю предоставляется возможность подвести учащихся к косвенным выводам или предположениям. Это можно проиллюстрировать следующими примерами.

  1. Среди предложенных материалов отсутствуют конкретные находки, свидетельствующие о гибели города, однако обгоревшее зерно позволяет предположить, что, возможно, в городе был пожар; кроме того, на городище не найдено скелетов, зато в подвалах обнаружено много целых, брошенных вещей – это свидетельствует о том, что, возможно, жители внезапно покинули город или были угнаны.
  2. Одна из находок – фрагмент черепицы. Ребята, выяснив, что город находился в степи и у реки, могут предположить, что жители Танаиса могли также крыть крыши соломой и камышом.
  3. Учащимся предлагается подумать – каким образом по археологическим находкам можно установить время существования города? (Свидетельство Страбона, монеты с изображениями боспорских царей, надписи).

Используя сгруппированные записи в качестве тезисов, учащиеся составляют связный рассказ по теме “Жизнь Танаиса” в соответствии с предложенным планом. Имеет смысл показать ребятам различные способы изложения материала (дедуктивный, индуктивный). Например:

  1. “В городе было развито рыболовство. Об этом свидетельствуют следующие факты: …” или “Мы делаем этот вывод на основании …”. В этом случае сначала, в качестве тезисов, называются выводы, а затем они подтверждаются фактами.
  2. “В результате раскопок были обнаружены…, среди находок есть…. Все это свидетельствует о развитии торговли”.

Вначале рассказ составляется устно (возможно, даже коллективно), а затем, для закрепления, письменно. Если на уроке не хватает времени на письменное изложение, то можно предложить (уже в качестве домашнего задания) написать “археологический отчет”.

Таким образом, в практической части урока четко просматриваются четыре этапа:

  1. целеполагание;
  2. анализ находок, формулирование выводов;
  3. синтез – группировка выводов в соответствии с пунктами плана;
  4. обобщение – составление связного рассказа по данной теме.

На наш взгляд, данный тип урока позволяет успешно решать все стоящие перед учителем задачи – обучающую, развивающую и воспитательную. Во-первых, использование находок – это великолепная возможность “почувствовать” эпоху через вещественные источники. В процессе работы с ними у учащихся формируются общеучебные умения и навыки, такие, как анализ и синтез; умения делать вывод и аргументировать ответ; развивается монологическая речь. Во-вторых, ребята учатся самостоятельно добывать знания, а затем их структурировать; одновременно отрабатываются навыки конкретно-исторического и логического мышления. В-третьих, подобная форма урока способствует становлению коммуникативных умений учащихся. Ребята приучаются работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, уважать точку зрения, отличную от своей. При грамотной организации работы учителю не надо беспокоиться о способах концентрации внимания и поддержания интереса к теме урока. Да и сама роль учителя на уроке существенно меняется – он становится не источником информации, а организатором и консультантом.

Обычно данная форма работы вызывает большой интерес как у младших школьников, так и у старшеклассников. Описанный выше урок можно проводить и в 5-м классе (курс истории древнего мира, тема “Греческие колонии”), и в старших классах при изучении соответствующего раздела в курсах “История мировых цивилизаций” и “Мировая художественная культура”. При этом необходимо корректировать отдельные моменты работы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Может возникнуть вопрос: где взять материал для подобного урока? В любой археологической экспедиции есть так называемый “керамический мусор”, то есть несущественные находки, которые учитываются статистически, но описи не подлежат и, следовательно, просто выбрасываются за ненадобностью. При отсутствии археологических находок в качестве источников можно использовать открытки и фотографии, посвященные тому или иному археологическому памятнику.

Использованная литература

  1. Словарь античности. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994.
  2. Страбон. География. М.: “Ладомир”, 1994.
  3. Шелов Д.Б. Танаис – потерянный и найденный город. М.: Наука, 1967.