Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


В последнее время в методической литературе чрезвычайно много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа. Очевидно, что уроки, строящиеся на основе традиционных подходов к преподаванию литературы и русского языка (дидактическая беседа, фронтальный опрос, лекция и др.), не всегда способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников. Урок же, заявленный как урок-игра, презентация или урок-фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Каким же образом и систему контроля ЗУНов подчинить не только специальным задачам преподавания русского языка и литературы, но и сделать ее, возможно, более гибкой, разнообразной, учитывающей психологические особенности детей разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую? Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре «Путешествие в Музей Морфологии», радует и восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым, как мне кажется, внушаю детям мысль: «Интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы». Конечно, они пишут и изложения, и диктанты, и сочинения…Но вот полный психологический комфорт испытывают, сдавая, например, зачет в форме спектакля или выполняя контрольную работу, которая представляет собой ассоциативный кроссворд. Кто же испытывает страх перед работой, которая приносит удовольствие, кроме того еще, что побуждает мыслить и творить!

Итак, начну с небольших по объему и таких привычных словарных диктантов и тестов по русскому языку. Безусловно, для учителя-словесника очевидны их преимущества в качестве промежуточного (пограничного) контроля знаний после изучения определенной темы: и на проведение, и на проверку уходит совсем немного времени ( речь не идет о тестировании по всем разделам языкознания в выпускных классах). Только вот ученики, даже самые старательные и целеустремленные, часто без энтузиазма к ним относятся: «Опять словарный диктант (тест)!». Мне хочется рассказать об одном педагогическом приеме, возможно, не столь значительном, но который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить эти небольшие контрольные работы и воспринимать их как увлекательную игру. В начале учебного года мы наклеиваем на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради (для плановых работ существуют отдельные) два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой – «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей», «Бумага для офисов». 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже дается шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов» уже с хорошей оценкой. Да, конечно, несколько увеличивается объем проверки, но зато результат превосходит все ожидания. Здоровая конкуренция заставляет ребят постоянно стремиться к пополнению 1-го конверта, а значит, работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки. Удивительно, что и старшеклассники с интересом относятся к этой идее. Для них я готовлю подборки из словарных слов, часто встречающихся в вузовских тестах, из литературоведческих терминов и др.

Еще один вариант контрольных работ, который я использую на уроках русского языка, - это зашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6-м классе я таинственно сообщаю ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях, чтобы информация не просочилась к ученикам 6А (Б,В), которые еще их не изучали». На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно начинаю диктовать: «Не кричи, - сказала мама , - был бы ты воспитанным человеком, ты никогда не повышал бы голоса». «А я и не кричу, - ответил я, - просто мне нравится,когда голос звучит по-командирски. Эх, если я стал бы вдруг генералом, мне никто тогда не сказал бы: «Не кричи!» В тетрадях появляется запись: п и у у и и и и у у п. Конечно, комментируя оценки за диктант – «шифровку», учитель не забудет об элементах игры и скажет: «Жаль, что не все поняли наш тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками (агентами и т.д.) нужно обязательно еще раз прочитать параграф и выполнить упражнение номер…»

К сожалению, готовя выпускников к экзаменационному сочинению, мы уделяем все больше внимания непосредственно анализу стихотворений, чем живому, звучащему поэтическому слову, которое приносится в жертву узким практическим целям. Старшеклассникам в качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические «пятиминутки»: читаю в начале каждого урока, даже не предполагающего изучение поэзии, отрывки из стихотворений, уже изученных и совсем еще незнакомых, а ученики записывают, кому принадлежат эти строки. Ребятам без труда дается «узнавание» стилистической манеры поэта, потому что, кроме заучивания наизусть стихотворений, определенных программой, они готовят к уроку выразительное чтение не менее 10-15 стихотворений. «Пятиминутки» можно составлять и по тематическому принципу: «Любовная лирика поэтов XIX века», «Образ Родины в поэзии XX века», «Мой Пушкин». Чем больше строк вспомнит ученик, чем точнее их воспроизведет, тем выше оценка. Плохих стараюсь не ставить, просто включаю строки,не узнанные учениками, в какую-нибудь следующую «пятиминутку»: второй раз пробел исключен. Параллельно на уроках русского языка можно проводить поэтические «пятиминутки»-самодиктанты по тем же произведениям, которые изучаются на литературе. Это могут быть всего лишь 2-3 строфы, которые нужно диктовать про себя. А какая удивительная тишина царит на уроке! Зная о такой системе контроля, учащиеся более внимательно относятся к орфографическому и пунктуационному оформлению стихотворения.

Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов и т.д. вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Мне же хочется предложить свой вариант, который отличается особой простотой исполнения. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), я сама составляю подобный кроссворд (или криптограмму?), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Мои ученики знают, что достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом , а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации. Например, они находят слово «Казань» в кроссворде по теме «Жизнь и творчество А.М. Горького» (11 класс). Варианты формулировок могут быть разными. Например, ученик может обратиться к цитате: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, а духовно в…». Кто-то напишет таким образом: «В каком городе А.М. Горький работал в крендельном заведении и булочной Деренкова?» Возможна такая «расшифровка»: «Газета, в которой был опубликован рассказ «Макар Чудра» («Кавказ»). Еще один вариант ассоциаций: «Творческий путь А.М. Горького начался с публикации в газете…» («Кавказ») Принцип, я думаю, понятен. Как видим, такая форма промежуточного контроля оптимальна для проверки фактического материала. Оценки за содержательную сторону и грамотность могут выставляться в свободные клеточки, если такие остались. Вниманию коллег хотелось бы также предложить ассоциативный кроссворд «Жизнь и творчество А. А. Блока», алгоритм составления и «разгадывания» описан выше.

Ассоциативный кроссворд «Жизнь и творчество А.М.Горького»

Ассоциативный кроссворд «Жизнь и творчество А.М.Горького»

Ассоциативный кроссворд «Жизнь и творчество А.А. Блока»

В заключение отмечу, что в качестве приемлемых и продуктивных форм промежуточного контроля ЗУНов я использую литературные и сюжетно-ролевые игры, а также зачетные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть даже это роль художника - декоратора или музыкального оформителя. Для того, чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением (не по экранизации или сборнику «Все произведения школьной программы в кратком изложении», как это довольно часто сейчас бывает ), внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Поскольку эти формы достататочно широко представлены в методической литературе, я не останавливаюсь на них подробно. Ведь для этого мне пришлось бы описать хотя бы несколько моих авторских проектов ( сюжетно-ролевую игру «Остров Сокровищ» для знатоков русского языка, например, или сценарий спектакля-зачета «Главное действующее лицо – смех» по классическим русским комедиям), которые интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне ее воплощения. А это, безусловно уже выходит за рамки конкурсной программы. Скажу только, что для учителя, который хочет убедиться в том, что его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, такая система контроля станет настоящим открытием!