Преподавание в начальной школе: Интегрированный урок музыки, труда и рисования "Матрешка"

Разделы: Начальная школа


102956 Ганжала Л

Тема: Проект “ Матрёшка”.

Цели:

  1. Обучение проектировочной деятельности обучающихся.
  2. Развитие художественно-изобразительных навыков.
  3. Воспитание чувства любви к народному творчеству.

Задачи:

  1. Научить проектировать деятельность обучающихся.
  2. Научить делать роспись по дереву.
  3. Развивать навыки работы с красками, бумагой, ножницами.
  4. Воспитывать эстетический вкус, чувство цветовой меры и интерес к изобразительному искусству в целом.

Оборудование:

У учителя:

рушники,
матрёшки,
демонстрационный материал,
карта России,
магнитофон.

У учеников:

заготовки матрёшек,
гуашь,
акварельные краски,
кисти,
коробки для упаковки,
подарочная бумага,
клей.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

  1. Беседа.

- Ребята, отгадайте загадку

“Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка”.

( Матрёшка).

Продолжаем работу над проектом “ Матрёшка”.

В 90-х годах XIX века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.

Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

В 1900 году в г. Сергиевом Посаде (г. Загорск) Московской области ( показ по карте России) начали массовое производство матрёшек.

В 1913 году для выставки в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.

Как же выглядит сергиево-посадская матрёшка?

Ученик:

- У матрёшки Сергиева-Посада волосы русые, лицо улыбчивое, чётко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. На рукавах геометрический узор. Правая рука согнута, левая опущена.

Учитель:

- 100 лет назад производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района. Здесь изготавливают их и сейчас.

Какая же она семёновская матрёшка?

Ученик:

- Семёновская матрёшка более стройная. Для росписи используются яркие цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её передничке всегда букет ярчайших цветов. Край платка украшен цепью небольших бутонов. Лицо взрослое, глаза светлые, строгие брови с изгибом. Гладкие волосы.

Учитель:

- Семёновский промысел дошёл и до Полхов-Майдана, что в 100 км от Мурома.

Ученик:

- Лицо полхов-майданской матрёшки несколько лукаво, в окраске одежды господствует малиновый и фиолетовый цвета. Буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрыли всю фигуру матрёшки. Чёрный контур объединяет сочные цвета.

Учитель:

- В чём же секрет успеха и долгожития матрёшки?

Облик матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры и элементы народного традиционного костюма (сарафан, фартук). Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.

(2 ученика читают стихи)

1.- Куда идёшь, матрёшка?
-За ягодой морошкой.
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье-
Угощу вареньем!

2.У тётушки матрёшки
Дом большой, хороший
В этом доме семь дверей
Семь светлиц для дочерей.
В каждой светлице
Сидит по девице.

Учитель:

- И сегодня русская матрёшка желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира. А помогает в этом реклама.

( Девочки в сарафанах поют частушки про матрёшек).

1. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

2. Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.

3. Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.

4. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка!

5. Шла по ягоду Матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?

6. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

7. Пыль клубится по дорожке
Едут с ярмарки матрёшки.
На баранах, на быках
Все с гостинцами в руках.

8. Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки.
Из одной скорлупочки
Матрёшки вышли в юбочках.

- Ребята, какой праздник приближается?

( Новый год).

- Кто из вас ждёт этот праздник? Почему?

(Ответы детей)

- Все вы любите получать подарки. А кто из вас любит их дарить?

- Есть у нас в Полысаево ребята, которые очень ждут подарки. Живут они в Доме ребёнка.

- Откройте свой бизнес-план.

- Каково может быть назначение матрёшки?

- Для чего предназначена ваша матрёшка?

(Ддля подарка)

- Обоснуйте свой выбор.

(Ответы)

- Чему равна себестоимость вашей матрёшки?

(Ответы)

- А заводская матрёшка стоит от 250 рублей и больше. Смогли бы вы подарить такую?

(Ответы)

- Итак, цель ясна – приготовить в подарок малышам матрёшки.

- При проведении исследования, какую форму матрёшки вы выбрали?

- Как вы понимаете, что такое “дизайн”?

(Ответы)

- В словаре это слово трактуется так:

Дизайн - художественное проектирование предметов, производимых промышленностью, художественное конструирование.

- Какие средства вы использовали для оформления дизайна?

Акварель

- Сегодня мы будем изготавливать упаковку для матрёшки.

- Отгадайте загадку.

“2 кольца, 2 конца,
Посредине гвоздик”.

(Ножницы)

- Какие правила техники безопасности при работе с ножницами вы знаете?

    1. Передавать кольцами;
    2. Держать в закрытом виде;
    3. Ножницы лежат справа

- С какой стороны от вас должны лежать материалы для упаковки?

(Слева)

- Какие правила рабочего человека вы знаете?

    1. Работать дружно.
    2. Содержать своё место в порядке.
    3. Экономно расходовать материалы.
    4. Сделал сам – помоги товарищу.
    5. Закончил работу- убери рабочее место.

Физминутка.

- Мы с вами продолжаем работу в мастерской народного промысла “Полысаево”.

- Ребята, прочитайте пословицу: “Рукам работа – душе праздник”

- Как вы понимаете смысл пословицы?

(Ответы)

- А чтобы упаковка получилась красивая, вы должны постараться.

Сегодня все вы будете дизайнерами. Это художники-конструкторы, которые делают красивые изделия.

По окончании работы подведёте итоги в бригадах.

Подумайте, как бы вы представили или прорекламировали свою матрёшку.

  1. Самостоятельная работа под музыку.
  2. Защита изделия.

17.12.2003