Сценарий урока "Степи Южного Урала - естественный биогеоценоз"

Разделы: Биология


Задачи:

Конкретизировать на примере природного биогеоценоза знания об основных компонентах биогеоценоза, круговороте веществ, пищевых связях;
Сформулировать выводы о целостности и устойчивости данной экосистемы.

Оборудование:

фотографии степных просторов, таблица “Cообщество луга”, гербарии.

Ход урока

Учитель: Вспомните повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, в ней красочное описание степи: “Степь чем дальше, тем становилась прекраснее…

Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно–золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.

Учитель: Степной зоной считают территорию, где на междуречьях может существовать только степная растительность.

Ученик: Наш Нагайбакский район находится в зоне южных степей, на Юге Челябинской области. Климат резко континентальный, зима морозная, часто малоснежная с частыми сильными ветрами. Весна ранняя, сухая. Среднегодовое количество осадков 279 мм. Характерная особенность климата – превышение испарения над осадками, что создаёт дефицит влаги.

Учитель: В этих условиях сформировался свой растительный покров. Типично степные растения – ковыли. Присутствие ковылей – характерный признак настоящей степи. (На каждой парте гербарии. Рассмотрите ковыль.)

Ученик: Ковыль растёт своеобразно – в виде крупного, очень плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги вплотную прижаты друг к другу, выше они несколько расходятся, располагаются более рыхло. Листья ковыля очень узкие и почти всегда сложены вдоль. Такая форма листовой пластинки служит приспособлением для того, чтобы уменьшить испарение из тканей листа.

(В засушливом климате это важно).

Учитель: Такие растения называют ксерофитами.

Учитель: Разнотравье в степи представлено многими видами растений.

Ученик: (показывая растения на таблице).

Часто степи называют типчаковые, по распространению вот этого растения – типчак; встречается шалфей, степная вишня, эспарцет песчаный, мышиный горошек.

Учитель: Внешний облик степи сильно изменяется на протяжении вегетационного периода, от весны до осени.

Ученик: Как только сойдёт снег, степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется , что на земле сплошным слоем лежит старое сено. Но скоро картина меняется – появляются и начинают в массе цвести ранневесенние растения.

Степь расцвечивается яркими красками. (Ученик показывает слайды родных степных просторов, отдельные растения).

Ученик: Одно из первых цветущих растений – сон – трава или прострел раскрытый. Крупные фиолетовые цветки этого растения напоминают по форме колокольчик. Внутри цветка заметны многочисленные жёлтые тычинки и много очень мелких пестиков. Сон – трава относится к семейству лютиковых и, подобно многим другим видам этого семейства, ядовита.

Ученик: Очень рано цветёт в степи горицвет, или адонис весенний. У него крупные золотисто – жёлтые цветки. Горицвет относится к числу ценных лекарственных растений. Он служит сырьём для приготовления препаратов, регулирующих сердечную деятельность.

Учитель: Сон–трава, горицвет довольно скоро отцветают, степь начинает зеленеть, затем появятся незабудки, золотисто – жёлтый крестовик … Степь меняет много раз свой облик, преображается.

Ученик: В степи встречаются эфемеры – растения, которые хорошо используют короткий весенний период, когда достаточно влаги. Высота их редко превышает 10 см. Быстро развиваясь из семян, эти маленькие однолетние травы успевают до наступления летней жары не только отцвести, но и дать новые семена, это крупка весенняя, вероника весенняя и др.

Учитель:

Ещё одна характерная особенность южных степей – небольшая видовая насыщённость, на 1 м– 12–15 видов растений.

Учитель: Гоголь продолжает “ Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву…”

Ученик: Птицы в степи располагаются ближе к воде. Водоплавающие: дикие гуси и утки, но и в полях звенит жаворонок, прячется коростель, снуют стайки воробьёв. Всего в нашем районе 110 видов из 36 семейств и 14 отрядов и ещё те, что весной и осенью на пролёте.

Ученик: Много представителей отрядов чешуекрылых (бабочки), жёсткокрылых (жуки), много стрекоз, клопы и др. Так что класс Насекомые ярко представлен.

Например, Дыбка степная – отряд прямокрылые, семейство кузнечики. Один из самых крупных (до 55 мм) (показывая рисунок).

Дыбка степная – хищник, питающийся преимущественно другими видами кузнечиков, подкарауливая их в траве.

Встречается редко.

Учитель: На территории района на целинных участках можно встретить и пресмыкающихся – гадюку степную; а ближе к воде – нашего безобидного ужа; из земноводных – лягушку остромордую.

Ученик: Вся степь усеяна небольшими холмиками земли – следы работы полевых мышей; крупнее норки в суглинке – суслика, светлого хорька.

Ученик: Зайцев у нас встречается два вида – беляк и русак. Беляк проживает в кустарниковых зарослях по долинам рек, в берёзовых колках.

Постоянных нор не имеет, обычно устраивает открытые лёжки.

Русак – житель открытых пространств. Летом питается различными травянистыми растениями, зимой предпочитает торчащую из–под снега сухую траву, но ест и кору деревьев, молодые побеги.

Учитель: Степь – это природное сообщество.

Сообществом (биоценозом) называется совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство.

Учитель: Входящие в сообщество виды снабжают друг друга всем необходимым для жизни – пищей, укрытиями, условиями для размножения.

Взаимодействие видов обеспечивает эффективное использование ресурсов сообщества, регулирует численность – то есть выполняет роль регуляторов, поддерживающих устойчивое функционирование сложных природных систем.

Учитель: Предложена схема:

Биогеоценоз

img1.gif (2926 bytes)

Задание: Обозначьте стрелками взаимосвязь

Пояснение: В экосистемах происходит непрерывный обмен энергией и веществом между живой и неживой природой. Вещества и энергия находятся в круговороте, иначе запасы веществ на Земле иссякли бы и жизнь прекратилась. Таким образом возникает устойчивый круговорот веществ, решающую роль в котором играют живые организмы.

Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли – биосферу.

Закрепление основных понятий темы:

Биотическое сообщество или биоценоз

Экосистема

Биогеоценоз

Биосфера

Учитель: Урок я хочу закончить словами Н.В. Гоголя:

“Чёрт возьми, степи, как вы хороши!”

Домашнее задание § 5.1

Литература:

  1. Петров В.В. “ Растительный мир нашей Родины”; М. 1991г.
  2. Сборник “ Экологическое образование учителю биологии”; Челябинск 1991г.
  3. Н.В. Гоголь “ Тарас Бульба”
  4. Сборник: “ Край Нагайбакский”. 2000г.