Диагностирование обученности на занятиях кружка английского языка и игра как его комплексная форма

Разделы: Иностранные языки

Классы: 4, 5, 6


Педагог дополнительного образования, руководящий объединением по изучению иностранного языка, нередко испытывает трудности при оценивании знаний воспитанников, так как результативность обучения в кружке не может оцениваться в баллах. Чаще всего на практике встречается перевод так называемой линейной цифровой шкалы отметок в словесную форму (“высокий”, “средний”, “низкий” уровни усвоения образовательной программы). Однако в этом случае не уделяется должное внимание контролю решения других педагогических задач, таких, как развитие способностей детей, их творческой активности, этическое развитие и так далее. Поэтому я выделила два аспекта в диагностировании обученности: узкоспециальный (освоение содержания программы) и личностный (развитие социальной активности).

Для изучения динамики процесса освоения учебных тем и развития задатков необходимо собрать информацию об исходном уровне обученности каждого воспитанника. Основные методы, которые я использую, - это анкетирование, опрос, наблюдение, методы незаконченных предложений и рисуночных тестов. Они дают достаточно сведений о психологических особенностях детей, выявляют самооценку, а также проясняют отношения с окружающими. Эта информация обобщается в карте достижений обучающегося и включает в себя критерии коммуникативных умений и навыков (репродуктивный, смешанный, продуктивный уровень) и личностный потенциал (эмоциональное развитие, социальная активность, самооценка). Эти сведения дают возможность осуществить индивидуализацию обучения, а также коррекцию учебно-воспитательной деятельности. Заметки в карте достижений делаются регулярно (желательно по изучении каждой темы). Это помогает выявлять динамику результатов. В качестве критериев итогового диагностирования обученности я учитываю:

  • прогресс, достигнутый в объёме и качестве знаний, необходимых для развития навыков устной речи по теме (темам) и сформированности умения творчески их использовать;
  • приобретение учебных навыков (поиск информации, формулирование вопросов по содержанию задания, коррекция ошибок и т.д.);
  • активность (отношение к занятиям, включая интерес, внимание, умение работать в группе, желание общаться и прочее).

Из всего многообразия форм и методов контроля, которые применяются на занятиях объединения “Английский язык”, игра является наиболее эффективной формой, особенно при осуществлении итогового и отсроченного контроля. Выбор игрового метода как ведущего в деятельности педагога дополнительного образования не случаен. Благодаря игре развиваются память, воображение, формируется умение сотрудничать, потребность творчески выразить себя. Игра раскрепощает, повышает настроение, помогает повысить самооценку. Следовательно, игра полифункциональна и кроме диагностической, выполняет и другие функции, из которых нам наиболее важны коммуникативная, эмоциональная и функция самореализации.

Вид игры подбирается в зависимости от содержания изученного материала. Страноведческие темы удобно повторять на занятиях-путешествиях, для других тем я разрабатываю занятия-экскурсии, занятия-спектакли, имитационно-ролевые игры. Во всех видах игровых занятий предусматривается выполнение ряда лексико-грамматических и творческих заданий. Игровое занятие не обязательно должно являться итогом изучения темы (круга тем). Оно помогает диагностировать динамику развития коммуникативных навыков и кругозора, например, в случае проведения тематического занятия в связи с какой-либо датой или праздником. Ко Дню святого Валентина мы готовим занятие-викторину с творческими заданиями; к Дню защитника Отечества проводим игру “Морской бой”, в которую входят вопросы по военной истории Отечества; на Новый год устраиваем занятие-вечеринку, для которого разучиваем песни (для старших это “Auld Lang Syne”, для среднего возраста я перевела на английский язык песенку “Кабы не было зимы”, с младшей группой поём “В лесу родилась ёлочка” тоже на английском языке), готовим смешные сценки, танец снежинок и так далее.

Предлагаемый вариант плана-конспекта итогового занятия-состязания по теме “Спорт” может быть использован при повторении или контроле усвоения темы учащимися 11-13 лет третьего года обучения. В занятии предусмотрено 6 заданий учебного характера и 1 развлекательное, которое учащиеся выполняют во время подсчёта очков. “Судят” состязание воспитанники старшего возраста или сам педагог. Ему помогают 1-2 ассистента из числа болельщиков. Количество команд или участников в них может варьироваться, тогда соответственно изменяются и некоторые задания, связанные с количеством игроков. Кроме того, команды могут быть со сменным составом, если в группе больше 15 воспитанников, а вопросы по истории Олимпийских игр могут быть адресованы болельщикам команд. Для награждения победителей можно заранее приготовить с детьми “медали” или символический переходящий “кубок”, утешительный приз “За волю к победе”, а также сочинить хоровые поздравления.

Итоговое занятие по теме “Спорт” в кружке английского языка

Тема: Спорт и Олимпийские игры.

Тип занятия: повторительно-обобщающий.

Вид: занятие-состязание.

Цели:

  • повторение лексики по изучаемой теме;
  • усвоение дополнительных сведений об Олимпийских играх;
  • развитие умения работать в группе, чувства взаимопомощи

Задача: проверка навыков монологической и диалогической речи по теме, знания правил употребления грамматических конструкций с Present Perfect.

Оборудование: аудиокассета с записью песни “Head and Shoulders”, карточки с названиями видов спорта на английском языке, карточки с диалогами на русском языке, кегли, мяч, дартс, фишки с номерами 1,2.

Оформление доски: эмблема Олимпийских игр, названия стран и городов Олимпийских игр в два столбика (порядок не совпадает).

Ход занятия.

Teacher (after greeting and declaring the aim of the lesson): Let’s begin with the warming-up. Please, listen to the tape and do exercises.

(Song “Head and Shoulders”)

Teacher: Now we shall form two teams. Each participant should take a card. The number on your card is the number of your team.

(Участники распределяются на две команды)

Teacher: The 1st task is not difficult. Look at the board. This is the emblem of the Olympic games. You must name the continents which these five rings symbolize. Do it in turn.

(Comments)

Teacher: You can see 8 cards on my desk. Each of you must take one card and read the name of a sports event on it. But read to yourself, not aloud. After that try to show your sports event without speaking, so that the other team could say what event it is.

(The score is…)

Teacher: Please, sit down, take a pen and a sheet of paper. Write down track-and-field events. You have three minutes.

(Comments)

Teacher: It’s time to revise the history of the Olympic games. Answer some questions and remember that every correct answer gives your team one point. Take your turn.

  • What do we call the world greatest competition?
  • What is the origin of the Olympic games?
  • What is the emblem of the Olympic games?
  • What do interlaced rings symbolize?
  • What is the motto of the Olympics?
  • How often are the Olympic games held?
  • Where were the 27th Olympics held?
  • When and where will be the next summer Olympic games held?

(The score is…)

(Для выполнения следующего задания на полу зигзагом расставляются кегли)

Teacher: Your next task is with the ball. Walk to the board kicking the ball like in basketball and don’t touch the marks on the floor. Then draw a line connecting the name of the country and the Olympic city. Do it in turn and be careful.

(Comments)

Teacher: Let’s speak English again. Here are some dialogues in Russian. Render them into English. Mind your grammar.

Примеры диалогов:

А. Я записался в спортивную школу, мне хочется заниматься гимнастикой.

Б. Гимнастика – мой любимый вид спорта. Моя мама участвовала в соревнованиях по гимнастике, когда была школьницей.

А. Я играю в хоккей уже 3 года. Моя команда выиграла городской чемпионат.

Б. Как часто проводятся городские чемпионаты?

А. Ежегодно, в феврале или марте.

(Comments)

Teacher: Your last task is a game. It is called “Darts”. Play in turn while we are counting the points.

(The final score, comments and congratulations).