Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся

Разделы: Музыка


Знания для современного человека являются важным показателем его интеллектуального развития. Их роль усиливается каждодневным потоком информации, которая определяет принадлежность этих знаний к общекультурным. Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек умеет добывать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве.

Интерес – это один из ведущих компонентов направленности личности, связанный с той или иной областью человеческой деятельности. Человеку дано право выбора из окружающей жизни того, что для него является наиболее значимым и ценным, т.е. выявляются показатели его общекультурного уровня. Для того, чтобы человеку был интересен не только сам конкретный предмет изучения, но и путь его познания, необходимо создавать соответствующие условия, при которых учение перерастает в увлечение и становится удовольствием.

В настоящее время ребёнку сложно ориентироваться в переизбытке разнообразной информации, обрушившейся на него в последнее время, охватить, проанализировать и осознать до конца её значение. Поэтому цель данной статьи рассмотреть возможности медиаобразования как средства активизации познавательного интереса учащихся гимназии №1 города Братска к предмету “Музыка”.

Мировая информационная структура XXI века превратила информацию в экономическую категорию, посредством развития различных информационных технологий, в том числе и в области образования. Рынок учебных информационных технологий повернул отечественное образование в сторону разработки электронных учебных изданий, что помогает решать проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, в котором электронные издания и интерактивные методики стали неотъемлемой частью среды обучения.

Существующая социокультурная реальность и интерес к медиаобразованию вовлекает всё большие слои населения в процесс массовой коммуникационной продукции.

Уже сейчас необходимо изучать, исследовать и открывать новые способы активного усвоения этой информации, поскольку мир информационного поля достаточно широк и разнообразен. Вследствие этого ему трудно выбрать правильные пути ориентации в этом потоке средств массовой коммуникации (СМК), в том числе и океане звуковой, музыкальной информации, которая пользуется большой популярностью среди учащихся разных возрастных категорий, но только, к сожалению, за рамками образовательного пространства школы (гимназии).

Некоторые средства массовой коммуникации (СМК) позволяют оценить степень и эффективность их воздействия на школьника, причём ещё растущего и легко увлекающегося всем новым и необычным. Бесконтрольность со стороны учителей и родителей в свободном доступе к СМК заставляет учащихся поглощать весь суррогат “грязи”, что не позволяет воспитывать эстетический вкус школьников, формировать правильное их мировоззрение и эстетическое сознание. Неумелое или педагогически неграмотное использование СМК затрудняет формирование у школьников эстетической и духовной культуры.

В связи с этим, одной из главных задач кафедры эстетического развития гимназии №1 города Братска является разработка современных медиаобразовательных технологий, способствующих активизации познавательного интереса учащихся как к самому предмету “Музыка”, так и к процессу его познания.

При разработке такой технологии мы исходим из следующих принципиально важных положений:

  • развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности;
  • технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты:
    • целевую установку;
    • содержательный компонент (интегрированный курс “Музыка и медиаобразование”);
    • технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке);
    • экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии) [4, 115].

Телевидение, видео, радио, периодическая печать, книги, специальная литература, средства звукозаписи (магнитофоны, музыкальные центры и др.), компьютерные системы являются важным и необходимым средством преподавания различных учебных предметов.

Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.

Широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени, работая на более грамотном и современном уровне. Информационное поле может быть значительно расширено за счет автоматического перевода иноязычных материалов, необходимых музыковеду.

Мир – это единое информационное пространство, в котором происходит постоянное развитие сферы информационного производства – уровень “медиатизированный”, опосредованный техническими устройствами.

Но самое главное – доступ к ресурсам сети Интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио видео фонд. Интернет – это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету “Музыка”.

Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, обществ, фондов, студий и филармоний, на серверы театров, концертных залов музеев, а также музыкальных коллективов, что так необходимо учащимся нашего города для соприкосновении с прекрасным. Здесь имеются ссылки на звукозаписывающие фирмы и магазины компакт-дисков, а также сетевые магазины компакт-дисков, позволяющие покупать самое необходимое прямо в Интернете. Можно послушать музыкальные произведения хорошего качества прямо из Интернета, найти ссылки на книжные и нотные издательства и библиотеки, информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах, а также на сетевые музыкальные конференции, конкурсы.

Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы проходит с возрастающей скоростью.

Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время адаптирует новую форму обучения – дистанционное (дистантное) образование. Предмет “Музыка” также не остаётся в стороне и включается в компьютерные телекоммуникационные соревновательные проекты – олимпиады и конкурсы, проводимые с помощью on-line Интернет и электронной почты, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к самому предмету. Новая область педагогики – “дистанционная педагогика” позволила расширить и область частных предметных методик. Некоторый практический опыт дистанционного педагога в области музыкального образования обусловил становление дистанционной методики преподавания предмета “Музыка”.

Телекоммуникационная среда побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.

Несмотря на широкие музыкальные возможности персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина [2]. Поэтому в данной статье рассматриваются лишь некоторые аспекты этой проблемы, в частности применение СМК в организации учебной, научно-исследовательской деятельности и дистанционного образования учащихся гимназии №1 города Братска по предмету “Музыка”.

В организации учебной деятельности, а именно в процессе преподавания музыки, играющей значительную роль в жизни человечества, можно наблюдать, как она познаётся и рассматривается с точки зрения информатики и позволяет иметь представление о средствах музыкальной информации с использованием музыкальных возможностей компьютера.

Так, в 1-ом классе III четверти при прохождении темы “Что такое музыкальная речь?” или “Как говорит музыка?” использовались программно-методические средства музыкального редактора “Шарманщик”, которые позволили разделить данную тему на два уровня:

I уровень – общеобразовательный, включающий понятие нотного стана, высоты звука и его длительности, темпа;

II уровень – углублённый, который содержит знаки альтерации, паузы, ноты с точкой и др.. Этот вариант предлагается учащимся с повышенным уровнем обученности.

Во 2-ом классе при прохождении тем II четверти “Интонация” и III четверти “Развитие музыки” развиваются творческие способности учащихся в плане композиционного сочинения музыки, в основе которого лежит заданное учителем зерно интонации, имеющее развитие за счёт элементов музыкальной речи.

После объяснения теоретического материала учащимся предлагается практическое задание по отработке определённых и необходимых при этом умений и навыков. Дети приходят к выводу, что музыка – это организованная звуковая информация, которую можно записать последовательностью специальных символов.

Как видно, темы, предлагаемые программой по предмету “Музыка” интегрируются с курсом информатики, переплетаясь в две основные линии – информационную и творческую.

Научно-исследовательская деятельность учащихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.

Научно-исследовательскую деятельность учащихся по предмету “Музыка” можно рассматривать в следующих аспектах:

  • теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей;
  • экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов;
  • создание творческих проектов, направленных на различные культурные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.

Все эти положения позволяют говорить о том, что научно-исследовательская деятельность учащихся гимназии №1, в том числе и по предмету “Музыка” может стать крепкой основой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, освоения инновационных технологий, наиболее полно отвечающим современным потребностям образования.

Следует отметить, что, в гимназии №1 образовательная область “Искусство”, а именно предмет “Музыка”, впервые представляет свои наработки научно-исследовательского поиска. Такую творческую группу по предмету “Музыка” представляют учащиеся параллели 6-7-х классов.

Учащимся дано право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:

  1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).
  2. Представители “Могучей кучки” – кто они?
  3. История одного шедевра (о любимом произведении).
  4. Из жизни музыкальных инструментов: клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..
  5. Образ природы в искусстве.
  6. Женские образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
  7. Что есть красота в искусстве?
  8. Сказка в музыке.
  9. Богатырские образы в искусстве.
  10. Поэзия в музыке.
  11. Битлз – любовь моя.
  12. Музыкальный калейдоскоп современности.

Учащиеся, занимаясь научно-исследовательской работой по предмету “Музыка”, приобретают соответствующие навыки в формировании умения адекватно воспринимать и оценивать продукцию СМК (развивать сферу информационного производства, используя “медиатизированный” уровень опосредованный техническими устройствами).

В настоящее время кафедра эстетического развития гимназии №1 приступила к разработке одной из форм дистанционного образования – соревновательных телекоммуникационных проектов (олимпиад и конкурсов), критически используя опыт лаборатории новых информационных технологий Воронежского педагогического университета.

Телекоммуникационные олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения от традиционного к дистанционному и способны сыграть важную роль в активизации познавательного интереса к музыке.

Компьютерная телекоммуникационная олимпиада – это “…соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail, так и WWW для связи между группами, учащимися из различных городов (школ, лицеев, колледжей, училищ, ВУЗов и пр.)…” [1, 32].

Под компьютерной телекоммуникационной викториной мы понимаем “… такую разновидность олимпиады, в которой основную роль играют качественные вопросы по предмету, а общее число этапов олимпиады и её продолжительность невелики – 1,5 – 2 месяца. [1, 33].

Компьютерный телекоммуникационный турнир – это “…более длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач продолжительностью до 3-х месяцев”. [1, 33].

Лаборатория музыки при кафедре эстетического развития гимназии №1 изучает в настоящее время структуру и содержание компьютерных телекоммуникационных проектов, условия их оптимальной организации, функции педагога – руководителя команды и локальных организаторов, рекомендации по количеству участников и команд в учебном учреждении, требования к заданиям и вопросам олимпиады, создают график проведения олимпиад.

Перед членами лаборатории музыки стоят задачи создания учебного курса и его учебно-методического обеспечения “Компьютер на уроках музыки”, введения в курс информатики элементов музыкальной грамоты, сочинения музыки, исполнительства, музицирования и др.. Безусловно, для этого необходимы соответствующие условия, крепкая материальная база образовательного учреждения гимназии в целом, и кабинета музыки в частности.

Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. В гимназии №1 в медиацентре уделяется первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету “Музыка”. Медиатека формирует базу данных, которая обеспечивает возможность необходимого информационного поиска и располагает доступом к аудио и видео-документам, способствующим развитию и формированию медиакоммуникативной образованности учителя и учащихся.

Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать расширению и углублению интереса учащихся к музыке.

Поскольку направление “Медиаобразование” по своей сущности процесс новый и непрерывный, оно требует дальнейшего, более углублённого и тщательного исследования. Но уже на данном этапе, как отмечают учёные, исследователи, педагоги-практики, медиаобразование способствует не только эффективному развитию познавательного интереса к музыке как к школьному учебному предмету, но и как к виду искусства.

Литература:

  1. Быховский Я.С., Калеников А.В. и др. Перспективная модель дистанционного образования: телекоммуникационные олимпиады / под редакцией А.В. Могилева. – Москва: “Прожект Хармони, Инк.” 2000. – 54 с.
  2. Гольцман М., Первин Ю., Первин Н. Элементы музыкальной грамоты в курсе раннего обучения информатике. // Информатика и образование, 1991, №4.
  3. Иванова Л.А. Медиаобразование учащихся среднего школьного возраста на уроках иностранного языка. – В сб.: Вопросы педагогического образования. – Иркутск, 1999, с.107-115.
  4. Стефановская Т.А., Иванова Л.А. Технология медиаобразования школьников-подростков средствами видео в процессе изучения интегрированного курса “Французский и медиаобразование”, там же с. 115-124.