Интегрированный урок химия - музыка

Разделы: Химия, Музыка


Тема урока

  • «Великий химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин»

Оформление кабинета

  • На доске портрет А.П.Бородина; записаны годы жизни, музыкальные произведения.
  • Иллюстрации к опере «Князь Игорь» и симфонии № 2 «Богатырской».
  • На плакатах высказывания великих людей:
Первоклассный химик, которому многим обязана химия.

Д. И. Менделеев

Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...

В.В.Стасов

  • ТСО

Цель урока

  • Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством А.П. Бородина.
  • Повысить интерес к предмету химии

ХОД УРОКА

Музыка

Восстанавливая жизненный путь Александра Порфирьевича Бородина, мы должны были вместе с ним переходить от химии к музыке, с заседания Русского химического общества нам приходилось попадать на концерт Бесплатной музыкальной или на Конференцию Медико-хирургической академии. Мы едва поспевали за своим героем, который умел быстро переключаться с одного дела на другое. Оттого и в нашем рассказе о жизни Бородина так часто одна тема будет сменяться другой.

Можно было бы поступить иначе: в одной главе рассказать о Бородине – учёном, в другой – о Бородине – композиторе, в третьей – о Бородине – педагоге, в четвёртой – о Бородине общественном деятеле.

Химия

Такое построение хорошо в научном исследовании ставящем своей целью не синтез, а анализ. Но у нашего урока другая задача: дать цельный образ живого Бородина, каким его знали друзья и соратники, показать того Бородина, который одновременно был и композитором, и химиком, и общественным деятелем – членом балакиревского кружка и членом Русского химического общества.

Музыка

Его биография: Александр Порфирьевич родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Мать его простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Мать из-за его слабого здоровья не отдавала в учебное заведение, и нанимала учителей которые обучали его на дому. Учился он прекрасно: в детстве овладел французским, немецким, английскими языками, а позднее и итальянским.

Химия

В свободное от занятий время он охотно делал экскурсии в область алхимии, то есть занимался приготовлением фейерверков и разного рода фокусов с помощью соляных растворов. Так, химия впервые явилась к Саше Бородину в облике весёлой волшебницы – затейливой участницы детских праздников. Но дело не ограничилось забавами. Один опыт вёл за собой другой. Волшебница – химия всё дальше увлекала Сашу в страну необычайных превращений. Не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немножко за это преследовали: во-первых, весь дом пропах его химическими препаратами, а, во-вторых, боялись пожара.

Химик показывает несколько занимательных опытов:

  • Получение и исчезновение вина.
  • Получение молока, кипячение, исчезновение.
  • Изменение окраски растворов.
  • Получение и «заживление» раны.

Музыка

Мать Саши любила в свободное время играть на гитаре. Часто сын присаживался у её ног и слушал как зачарованный чудесные звуки гитары, сопровождающие пение матери. Заметив его увлечение музыкой, мать Саши пригласила одного из солдат Семёновского полка обучать его игре на флейте. Талантливый мальчик в возрасте 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьеску «Польку Элен», а в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. В 1876 году Бородин пишет симфонию № 2, друзья называют её «Богатырской». Это была симфония, где в гигантском оркестре звучали и живые струны, рокочущие под перстами Бояна, и шумящие, словно что-то говорящие стяги, и воинские трубы, и мечи звенящие о шлемы, и говор галок, сменяющий на рассвете соловьиный щекот, и ржание коней, и полуночный скрип телег, кричащих, словно распуганные лебеди, и орлиный клёкот, и гудение земли во время битвы.

Звучит симфония: под звуки музыки показывают репродукции картин: открытки – места, где родился и рос Бородин. (Показывают через кодоскоп.)

Химия

Но химия продолжает оставаться любимым увлечением, теперь уже повзрослевшего Александра Бородина. Он поступает в Медико-хирургическую академию, заканчивает ее.

Работает над диссертацией и получает учёную степень доктора наук. Теперь его занимают более серьезные опыты.

Учитель химии показывает опыты:

  • Дым без огня.
  • Оригинальное яйцо.
  • Самовозгорание парафина.

Музыка

В 70-е годы Бородин начинает работу над оперой «Князь Игорь». Но работа идёт очень медленно. Он слишком занят учебой и научной деятельностью. Друзья-композиторы просят ускорить написание оперы.

Химия

Бородин им отвечает: «Видели ли вы на Литейном близ Невского магазин игрушек с вывеской «Забава и дело»? Так вот для меня музыка забава, а химия – дело...»

Музыка

Солнцу красному – слава,
Слава в небе!
У нас Князю Игорю слава,
Слава у нас на Руси!

Этот хор во славу князя Игоря, выступающего с войском в поход против половцев, Бородин написал для пролога оперы. Игорь представлен здесь не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей. Вот почему Бородину нужно было с самого же начала показать в опере народ в единении с вождём. Этого требовала и художественная и историческая правда.

Учащиеся смотрят ТСО (видео): пролог – сцена Затмения.

Химия

Химический кружок рос и развивался в те же самые годы, когда в Петербурге так деятельно работал другой кружок – музыкальный «Могучая кучка». Химическому кружку никто не дал такого меткого и почётного эпитета: «могучий». Но и его можно было бы так назвать с неменьшим правом. И здесь тоже были богатыри, которые в такой же мере прославили на весь мир русскую химию, как Балакирев и его товарищи русскую музыку.

Музыка

Одна и та же идея служения народу, служения людям, объединяла и тех и других. Бородин был воином, который принадлежал к обоим отрядам, его ИМЯ с гордостью называют и историки музыки, и историки химии.