Разработка урока музыки "Душа заворожилась глубиной"

Разделы: Музыка


Урок является третьим в теме “Русский романс” и десятым в разделе “Музыкальный образ”.

Музыкальный архив урока.

Задача урока: жизнь рождает музыку, чтобы стать её содержанием, художественно преобразоваться в ней в эстетическом и нравственном измерении, превратиться “в общественную технику чувства” (Л.С. Выготский) для духовного возвышения человека.

Цель урока: формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки романса.

Задачи:

  • На основе восприятия содержания искусства романса, как проявление духовной деятельности человека Творца и человека Художника формировать осознанное отношение к жизни;
  • Создание предпосылок к формированию у гимназистов основ теоретического (постигающего) мышления, представления о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности;
  • Воспитание эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства.

Для создания атмосферы погружения в музыкально-поэтическое и духовное содержание романса используются сигнальные карточки с определением оттенков человеческих чувств в их художественной нюансировке (см. приложение 3); репродукции картин-образов (см. рис. 6-10), картин-настроений (см. рис. 1-5), картин-состояний (см. рис. 11-13); поэтические эпиграфы к романсам на стихи А.Н. Плещеева; видео и аудио материал; карты для домашнего творчества, с предлагаемым опорным вариантом стихотворения романса и вопросами, направляющими самостоятельную деятельность учащегося (см. приложение 1).

Рис. 1

Рис. 5

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 2

Рис. 1–5

Рис. 10

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 6

Рис. 6–10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 11–13

В ходе урока используются методы эмоциональной драматургии, музыкального обобщения, создания художественного контекста, перспективы и ретроспективы, сравнения, исследовательский метод, метод эвристической беседы, метод моделирования художественно-творческого процесса.

При организации материала урока учитель стремиться к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

Формы работы с классом на этом уроке преимущественно фронтальные (восприятие музыки, музыкальные размышления и обобщения, моделирование художественно-творческого процесса и т.д.), что соответствует его цели.

Основные этапы урока

  1. Введение в тему.
  2. Сознание единства настроения жизни и музыки в романсе. Романс-образ.
  3. Художественно-творческое моделирование через постижение интонационно-музыкального развития и поэтического содержания произведения. Романс-состояние.
  4. Диалектическое сопоставление музыкального материала урока. Романс-воспоминание.
  5. Заключение. Задание на домашнее творчество.

Используя данные этапы урока для развития личности ребёнка, планируется формировать культуру мышления в процессе познания, рассматривая жизнь и искусство в философском аспекте.

ХОД УРОКА

К началу урока главная стена класса оформлена темой, сигнальными карточками и репродукциями (см. приложение 3 и рис. 1-14), на фортепиано стоит подсвечник (не менее трёх свеч) с незажжёнными свечами, коробок спичек, маленькая ёмкость с водой для гашения спички, на столе книга в красивом переплёте. Наряд учителя дополняет “романсовая” деталь – шарф, длинные бусы, цветы и др. Ребята входят в класс, рассаживаются по местам, учитель приветствует их.

Рис. 14

Рис. 14

Учитель: Сегодня мы вновь в гостях у романса (берёт в руки книгу). Нам предстоит встретиться с удивительной музыкой, которая я надеюсь, всколыхнёт души настолько, что они замрут от глубины собственных чувств.

У меня в руках книга под названием “Романс”.

  • Как вы думаете, о чём эта книга? Если бы вы были её автором, то о чём бы её написали?

(Ребята выдвигают различные предположения, основываясь на знаниях предыдущих уроков и художественном преломлении жизненного опыта – о любви, о человеке, о природе, о чувствах и переживаниях и т.д.).

Узнаем, наконец, о чём на самом деле эта книга. Её автор – русский человек ХIX в. поведал о своей жизни музыкальными произведениями, романсами. (Зажигает первую свечу). Один из них мы сейчас услышим.

  • Прислушайтесь к своим чувствам и попробуйте понять о чём этот романс.

(Поэтические эпиграфы может читать учитель, а могут и подготовленные ученики, сидя с места, в соответствии с настроением предстоящего романса.)

“В старый сад выхожу я, росинки
Как алмазы на листьях горят;
И цветы мне головкой кивают,
Разливая кругом аромат.

Как ярка эта зелень деревьев!
Купол неба так чист и глубок!
И брожу я, восторгом объятый,
И слеза застилает зрачок”.

(Звучит романс С. Рахманинова “Сирень”, исп. И. Архипова. По окончании слушания ребята высказываются по заданию: о радости, о счастье, о чистоте человеческих чувств, о природе и т.д. Прочесть текст романса, вслушаться в поэтические строки. Ребята сходятся во мнениях: “о счастье”.)

Учитель:

  • По вашему мнению, что такое счастье? Каково оно для автора? Как это можно определить?

(Прозрачность и чистота аккомпанемента, воздушный текст, невесомость мелодии направлены на создание единого образа – образа счастья. Это романс-образ, делают вывод ребята. Видится, ребёнок, бегущий по полю, рождается картина безмятежности, света, покоя и т.д.)

Учитель:

  • Какой момент жизни раскрывает эта страничка книги? Как вы думаете, в каком возрасте здесь автор? (Юность!)
  • Что, по вашему мнению, вдохновило его на создание этого романса?

(Счастливая жизненная ситуация, хорошее настроение, восторг от картины природы, влюблённость и т.д.)

Учитель:

Конечно, музыка не могла родиться сама по себе. Безусловно, это отражение гармонии мира, чувств, светлой минуты жизни.

Перевернём несколько страниц книги, оставив автору счастливые дни его юности и послушаем другое состояние его души, выраженное через музыкальные интонации. Для этого вы должны ощутить себя создателями музыкального произведения. Вы Творцы романса! Представьте себе, что вы написали эту мелодию. О чём она?

(Учитель исполняет на фортепиано мелодию романса П. Чайковского “Снова, как прежде, один” - см. рис. 15)

Рис. 15

Рис. 15

  • Что происходит с человеком? Почему? Как вы это передали через музыкальные звуки?

(Здесь какое-то потрясение: первые звуки мелодии как будто топчутся на месте, в них нет жизни, она застыла; затем, откуда-то всплывает чувство, дающее силу мелодии подняться. В волнении, через скачки, ломаный ритм, усиление динамики, звуки достигают кульминации и останавливаются… Возврат к начальным интонациям, всё осталось на своих местах, ничего не изменилось, тишина, мрак, скорбь.)

Учитель:

  • Как авторы этого произведения скажите: каким поэтическим текстом наполнена эта мелодия? О чём его содержание?

(Об одиночестве, о потере, разлуке, страдании.)

Давайте услышим его.

“Снова, как прежде, один,
Снова объят я тоской,
Смотрится тополь в окно
Весь озарённый луной.
Смотрится тополь в окно,
Шепчут о чём-то листы,
В звёздах горят небеса,
Где теперь милая ты?
Всё, что творится со мной
Я передать не берусь…
…Друг, помолись за меня,
Я за тебя уж молюсь…”

(Поэтический текст отвечает предположениям ребят и усиливает стремление услышать произведение, соотнести своё представление о романсе с авторским.)

Попробуем вместе с исполнителем пережить это состояние человеческой души. (Учитель зажигает вторую свечу.)

  • Подумайте о том, что привносит исполнитель, аккомпанемент к тому, что мы уже знаем.

(Эпиграф)

“Помню грустное прощанье
В час разлуки роковой;
Помню клятвы, обещанья,
Взор, увлажненный слезой.

Всё теперь как не бывало:
Вот уж замужем она –
И любви не испытала
Так давно душа моя.”

(Видеозапись романса в исп. Д. Хворостовского.)

(Аккомпанемент предаёт тончайшие оттенки состояния певца, смены настроений, а баритон силой эмоций, мощью переживаний рождает в душе слушателя бурю чувств на контрасте с оцепенением.)

Учитель:

Подберите по карточкам на стене наиболее подходящие определения к состоянию, которое вы пережили, когда слушали романс.

(Класс сначала замирает, постигая смысл художественных определений, затем оживает и с нескрываемым наслаждением пользуется “подсказками” поэтов, радуясь найденным красивым и глубоким названиям их собственных чувств и состояний. Например: щемящая тоска, поющая мука, сердцу грудь тесна, стон разлуки и т.д. Все эти краски человеческих чувств, переданные в произведении, определяют его вид. Романс-состояние.)

Учитель:

  • Скажите, а это хорошо, что в жизни есть место таким чувствам? Мне кажется, что романс-образ “Сирень” дарит более приятные переживания.

(Они необходимы, говорят ребята, для чувств человека, чтобы ярче и полнее ощутить счастье. Чтобы научиться ценить его, душе нужно пройти различные испытания.)

Учитель:

Испытания человеческого сердца не должны, наверное, закончиться в страдании, ведь в жизни всё проходит и боль, и печаль. Я хочу, чтобы мы узнали ещё один, последний рассказ автора. (Зажигает следующую свечу.)

  • Послушайте этот голос! Чем полна его душа?

“Не умолкай, не умолкай!
Отрадны сердцу эти звуки:
Хоть на единый миг пускай
В груди больной задремлют муки.

Волненья прошлых давних дней
Мне песнь твоя напоминает,
И льются слёзы из очей,
И сладко сердце замирает.”

(Звучит романс Б. Борисова “Я встретил вас” исп. И. Козловский.)

(Ребята определяют эмоциональное содержание романса – человек, наверное, уже зрелого возраста, взволнованный неожиданной встречей, напомнивший молодые годы, вновь вспоминает и переживает свою любовь. Ребята узнают голос певца.)

Учитель:

  • Почему этот тенор известен миру?

(Задушевность и красота тембра, особая доверительность чувства.)

Учитель:

Перелистайте мысленно странички книги “Романс” - целая жизнь пройдёт перед нами. Сравните их друг с другом:

Жанр (классический, городской), виды (образ, состояние, воспоминание), состояние души (счастье, боль, умиротворение), исполнители (великие: меццо-сопрано, баритон, тенор), возраст автора книги (юность, мужание, зрелость), аккомпанемент (фортепиано с различной фактурой, гитара и струнный ансамбль – различные оттенки состояния души человека передаются разнообразными музыкальными средствами).

Учитель:

  • Испытывает ли сегодня человек те чувства, которые запечатлены автором XIX в. на страницах этой книги?
  • Для чего человек сочиняет романс? Сочиняют ли его люди XXI в.?

(На основе карт для домашнего творчества (см. приложение 1) учитель даёт задание: сочинить романс, исследуя пути художественного подхода к сочинению.)

Учитель:

На следующем уроке мы узнаем о том, каким романс стал сегодня, попробуем сами исполнить его и, кто знает, быть может, впишем в книгу романсов и свои произведения!..

(Звучит “Романс” Г. Свиридова.)

Учитель (на музыке):

С каждым романсом в нашем классе загоралась свеча и сейчас полным светом сияет подсвечник. Так и судьба человеческая, объединив в себе всю гамму чувств и испытаний души, наполняется смыслом и светом жизни!..

На этом я прощаюсь с вами до следующего урока. Кто общался на уроке, подойдите с дневничками за автографом.

(Ребята забирают карты для домашнего творчества, подают дневники на оценку. Отметка за работу на уроке музыки преимущественно высшая или высокая (5а, 5б, 5с), как материальное поощрение за “работу ума и сердца”.)

P.S. Если на уроке присутствуют гости, им раздаётся анкета, заполнив которую они могут поделиться впечатлениями об уроке, ребятах, учителе. Анализ таких анкет помогает в работе над результативностью урока. Автор анкеты Савина Г. Вл. (см. приложение 2).

В дополнение к печатным материалам предлагаются видео-, аудиоматериалы, ноты мелодии романса “Снова, как прежде, один” и репродукции картин для оформления урока.


Приложение 1.

Карта для домашнего творчества

Ф. И. ________________________________________________________

I. Составь стихотворный романс по предлагаемому варианту (1 куплет):

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

II. 1. Какое чувство, настроение ты передал бы в своём романсе?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Для кого ты сочинил бы романс (для себя, для людей, посвятил бы конкретному человеку и т.д.)?

________________________________________________________________

3. Какой приём передачи чувств ты бы использовал в романсе (образ, повествование, описание, диалог, посвящение, состояние, воспоминание и т.д.)?

_________________________________________________________________

III. Сотвори поэтический романс и запиши его:

1. _______________________________ 5. _______________________________

2. _______________________________ 6. _______________________________

3. _______________________________ 7. _______________________________

4. _______________________________ 8. _______________________________

Романс

Первая строка

О, Ангел милый мой, бесценный.
Любезный друг, нелицемерный.
О, Бог души моей, бесценный
Друг сердца верный, друг примерный.
О, милый Ангел, друг мой верный.
О, друг единственный, примерный.
Любезный, милый друг, бесценный.
О, друг души, друг драгоценный.
О, Ангел кроткий, Ангел нежный.
Единственный мой друг, примерный.
О, Ангел сердца, друг бесценный.

Вторая строка

Могу ль тебя я не любить?
Могу ли без тебя я жить?
Могу ль тебя я позабыть?
Могу ль тебе я изменить?
Как без тебя мне в свете жить?
Где мне печаль свою сокрыть?
Как чувства мне свои таить?
Где мне мучения сокрыть?
Любовну страсть могу ль таить?
Где, где тоску мою сокрыть?
Могу ли я тебя забыть?

Третья строка

Навек с тобою разлучённый.
Разлукою с тобой сражённый.
С тобой навеки разлучённый.
В стране, в стране ты отдалённой.
Разлукой горестной сраженный.
Разлукой злобной поражённый.
Страдать в разлуке осуждённый.
Разлукой в сердце поражённый.
С тобой разлукой угнетённый.
Разлукой злой обременённый.
Стенать, томиться осуждённый.

Четвёртая строка

Я должен вечно слёзы лить.
Могу ли слёзы я не лить?
Могу ли я спокоен быть?
Знать, рок судил мне слёзы лить.
Я вечно буду слёзы лить.
Злой рок, престань меня томить.
Спокойну можно ли мне быть.
Могу ль печаль я утолить?
Могу ли слёзы осушить?
Мне суждено слёз реки лить.
Я не могу покоен быть.

 


Приложение 2.

Анкета - отзыв на урок музыки по теме
“Музыкальный образ. Русский романс”. “Душа заворожилась глубиной” (7 класс)

План работы Да Нет

Затрудняюсь ответить

1. Проблематизация содержания урока      
а) рассмотрение жанра романса с позиции человеческих ценностей      
б) философско-художественное осмысление жизни, человеческого чувства через романс      
в) рассмотрение искусства романса на уровне содержательных обобщений      
2. Развёрнутая учебная деятельность учащихся на уроке      
а) проникновение в природу явления романса      
б) ассоциативно-образный содержательный анализ на основе сложности духовного мира человека и многомерности его эмоционального состояния      
в) творческая предуготовленность к восприятию музыки и переживания в русском романсе духовного опыта поколений      
г) определение жизненного содержания, художественно изображенного в нём человека и выявление противоречивости его душевных переживаний через средства музыкальной выразительности      
д) музыкально-художественная деятельность (фантазия, воображение, интуиция)      
е) проживание самого процесса рождения поэтического текста, музыки, исполнения романса      
ж) самостоятельное приобретение знаний, применение их в размышлениях о музыке романса      
з) осознание смысла собственной деятельности      
3. Роль музыкально-художественного материала на уроке      
а) моделирование художественно-творческого процесса      
б) возвышение ребёнка над обыденным, повседневным      
в) мысленное экспериментирование, перенесение размышлений об искусстве романса на себя (рефлексия)      

4.1. Роль учителя на уроке ____________________________________________

___________________________________________________________________

4.2. Роль учащихся в развитии творческого процесса ______________________

____________________________________________________________________

5. Ваше впечатление об уроке __________________________________________

____________________________________________________________________

 


Приложение 3.

Сигнальные карточки

Сердце замирает; мощное объятие; стон разлуки; сладкий голос; весенний порыв; дикое отчаянье; разбитой жизни горе; муки страданья; мир воспоминаний; сердцу грудь тесна; тоски блаженство; тающие звуки; поющая мука; робкая мольба; щемящая тоска; больно возмутила; грезой заколдованной; божественные звуки; окрылили восторгом; осязательно и ясно; отринутая любовь; огонь высокий вдохновенья; покорное смирение; светлое удивление; благотворная тишина; тревожная незащищенность; мерцает улыбка; синее безмолвие; наполнилась душа; холод одиночества; трепетный плач; бурное волнение; небесное призванье.