Общепедагогическая технология в образовательном процессе по программе академика А.А. Леонтьева "Школа 2000—2100" для детей с нарушениями в развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа ориентирована на личность и создание условий для ее самореализации.
В концепции программы нас привлекли позиции, которые способствуют целостному развитию личности и готовности ее к дальнейшему развитию. Выделен авторский акцент на развитие личности, а не только деятельности и сознания.
Проанализировав программу, мы определили, что принципы программы: вариативность, психологический комфорт, адаптивность, целостное восприятие картины мира, непрерывность образования, минимакса, деятельностно-ориентированный подход – являются валидными для обучения детей группы “риска”.
Программа рассчитана на непрерывное обучение детей с 3 до 17 лет.
Все перечисленные особенности этой программы импонировали нашим представлениям о модернизации дошкольного и начального образования для детей с проблемами в развитии, особенно в части обеспечения преемственности.
Адаптируя программу “Школа 2000-2100” возникла необходимость синтезировать образовательный процесс с коррекционным, учитывая особенности познавательного, психических процессов детей с отклонениями в развитии.
Акцентуация педагогов и медиков нашего учреждения концентрировалась на охранительном режиме, о котором говорилось выше.
Прогнозируя обучение наших детей с 3 до 7 лет, в дошкольном возрасте и до 8 лет (по индивидуальным показаниям городской МППК) и с 7-8 лет до 11-12 обучение в начальной школе, коллектив образовательного учреждения определил цель: адаптировать непрерывный курс образования программы “Школа 2000-2100” в условиях специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада поставили перед собой задачи:

  • становление активной личности в познании;
  • обеспечение социально-психических предпосылок эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями в социально-культурную среду.

Формы организации занятий:

  • Занятия проводятся по подгруппам, фронтально и индивидуально.
  • Фронтально проводятся музыкальные занятия.
  • Подгруппы А и Б определяются по уровню усвоения программы детьми.

Состав детей в подгруппах не статичен. Педагог имеет возможность определить ведомого ребенка из подгруппы А в подгруппу Б. Может сформировать группу с учетом психоэмоционального напряжения. Если дети из одной подгруппы конфликтуют в этот день, можно их определить для занятия в разные подгруппы. Если ребенок дает положительную динамику в усвоении программного материала, то педагог тоже имеет возможность перевести его из подгруппы Б в подгруппу А. Внимание детей и родителей не акцентируется на том, что подгруппы формируются по уровню усвоения программы.

По возможности, занятия планируются параллельно: подгруппа А присутствует на занятии у воспитателя, а подгруппа Б на занятии у специалиста (логопеда, педагога-реабилитатора, психолога). Это позволяет сократить время образовательной деятельности в течение дня. Используем интегрированные задания, например: “Игралочка” и лепка, "Здравствуй мир" и рисование, "Раз ступенька, два ступенька" и аппликация или лепка.

“Путешествие в прекрасное” проводится интегрированно с музыкальным занятием.

Структура занятия с подгруппой А.

I. Образовательная кинесиология (“гимнастика мозга”).

Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям требует от педагогов и специалистов творческой кооперации, нахождения единства взаимодействия. Нам необходимо было найти нетрадиционные формы работы, направленной на коррекцию нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Таким методом мы выбрали образовательную кинесиологию (“гимнастика мозга” по методике Пауля Дениссона). Гимнастика для мозга представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий. Эти действия эффективны при подготовке любого ребенка к специфическим координированным навыкам, бросают вызов любой блокировке в обучении, являются частью всеобъемлющей программы развития личности.

Перед занятием проводим два-три упражнения с детьми. И подводим их к целенаправленной мотивации.

II. Мотивация.

Источником деятельности является мотив, который выполняет функцию побуждения смыслообразования. Благодаря мотиву деятельность не замыкается сама на себе, а становится ориентированной на значительно большее, лежащее за ее пределами. Она затрагивает сознание и чувства человека, становится источником смыслообразования.

Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей и побуждающее их самостоятельность и познавательный интерес в деятельностно-практической системе освоения парциального знания содержания изучаемой темы.

III. Определение темы (проблемная ситуация).

IV.Объяснение нового материала.

Предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного усвоения программного материала. Объяснение материала чаще используется с выполнением задания параллельно.

V. Физкультминутка.

VI.

Задания выполняются вариативными способами: фронтально, работа в парах, в малых группах с ведомым ребенком, самостоятельная работа под наблюдением педагога, индивидуально-дифференцированные задания, вопросы (риторические, проблемные, элементы театрализированной деятельности, творческие задания, сюрпризные моменты).

VII. Релаксация.

Направлена на предоставление детям возможности почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя; снятия психоэмоционального, мышечного напряжения.

Структура занятия с подгруппой Б.

Для детей этой подгруппы, незначительно сокращается объем учебного материала и его сложность.

I. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения (психогимнастика).

Это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Снятие напряжения достигается с помощью различных вариантов (жесты, пантомимика, выразительные движения, этюды, игры).

II. Организационный момент (образовательная кинесиология).

III. Повышенная мотивация.

Применяются приемы, яркая интонационная выразительность, красочная наглядность, элементы сказкотерапии, куклотерапия.

IV. Сообщение темы.

V. Объяснение материала.

VI. Физкультурная минутка.

VII.

Выполнение заданий одновременно с педагогом, в группах, в парах, самостоятельно. Индивидуальное дозирование темпа и объема работы. Задания предлагаются детям по частям.

VIII. Повторение изученного материала

IX. Релаксация

Структура индивидуального занятия

  1. Снятие напряжения, образовательная кинесиология.
  2. Тренинг на совместную деятельность.
  3. Мотивация.
  4. Сообщение темы.
  5. Показ выполнения задания с речевым сопровождением.
  6. Физминутка.
  7. Повторение выполнения задания совместно с ребенком.
  8. Выполнение задания ребенком (с помощью педагога).
  9. Релаксация.

Индивидуальные занятия проводятся по рекомендации медико-психолого-педагогического консилиума, с учетом возраста ребенка и его индивидуального времени на активное внимание.

Продолжительность занятия увеличивается постепенно на одну-две минуты до полного занятия в соответствии с гигиеническими нормами.

Психогигиенические условия.

При организации занятий при первых признаках утомления проводим: психогимнастику, релаксацию, пальчиковую гимнастику, пластические этюды, подвижные игры. С целью снятия напряжения в процессе занятия предусматривается периодическая смена статического положения, использование всего образовательного пространства группы (смена места деятельности).

Наиболее эффективным в образовании дошкольников является интегрированное занятие. Оно позволяет сократить продолжительность учебной нагрузки и закреплять программный материал через деятельностный метод, создается психологический комфорт. Педагоги имеют тактичную манеру общения, уравновешены, жизнерадостны, терпеливы, дети чувствуют искреннее доброжелательное отношение к себе. Педагоги не допускают конфликтов с детьми. Строго соблюдаются время занятий, перерывов согласно санитарно-гигиеническим требованиям.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, внедрили взаимосвязь с педагогами-специалистами. Воспитатели сообщают тему материала специалистам, а они вводят элементы знаний в тему своего занятия. Это способствует развитию процессов памяти и эффективному усвоению программы. Чаще используется ситуация успеха. Задания даются по частям. Ребенок не может, в силу особенностей памяти, запомнить все задания. Даем одно указание, следующее указание даем после его выполнения.

При индивидуальном подходе учитываем зону ближайшего развития.

Педагоги помогают детям приступить к выполнению задания. Так как начало для них самое трудное.

Понимание, признание в ребенке человека – это самый главный вклад взрослого в его развитие.

Вывод:

Реализация данного эксперимента на протяжении трех лет позволяет сделать вывод, что обучение детей группы “риска” по программе “Школа 2000-2100” в условиях специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада – эффективный путь к успешной интеграции детей в массовую школу.

В процессе опытно-экспериментальной работы удалось отработать технологии, охранительный режим, предусматривающий щадящие нагрузки в учебном процессе, здоровье-сбережение во всех видах деятельности, выработать оптимальные способы обучения, рациональное применение коррекционно-развивающей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, ориентированной на личность ребенка позволило обеспечить 100% успеваемость детей в массовой школе.

Локально-технологическая карта

В процессе адаптирования программы “Школа 2100” разработана структурная технология подготовки педагогов к каждому занятию в форме локально-технологических карт.

1. Целепологание

В этом разделе педагоги определяют цели занятия в соответствии с авторским вариантом, определяя образовательные цели, воспитательные и коррекционные, основанные на логике процесса обучения, принципах обучения и психолого-педагогических закономерностях.

2. Наглядное сопровождение

В этом разделе педагоги указывают наглядный демонстрационный и раздаточный материал для работы в соответствии с целепологанием.

3. Задание по авторскому варианту

Педагоги указывают название задания, разработанного по авторскому варианту в соответствии с целью.

4. Организация занятия по адаптивному варианту

Указываются все составляющие занятия, которые педагог использует для более эффективного усвоения материала. То, что педагог вносит в занятие сам, отмечает красным карандашом. То, что оставляет из авторского варианта переносится в карту без опознавательных символов.

5. Результаты

Этот раздел помогает педагогу вести контроль и учет освоения детьми программного материала. Усвоение задач на занятии указывается по подгруппам А и Б.
В каждой подгруппе педагог выделяет количество детей, выполнивших задание самостоятельно; с помощью воспитателя; не справившихся.
Дети, не выполнившие задание, продолжают работу с педагогом индивидуально в свободное время.

6. Раздел речевое сопровождение

Так как педагоги акцентируют свое внимание на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, в этом разделе они фиксируют формирующиеся умения у детей речевого сопровождения своих действий (принцип фиксирования уровня усвоения тот же).
Это позволяет ориентироваться педагогу на индивидуальную работу с ребенком.

7.  Коррекционная взаимосвязь

В этом разделе педагог планирует дальнейшую работу с детьми по определенной цели и фиксирует задание для субъектов области взаимодействия.

Вывод:

Локально-технологическая карта планирования занятий позволяет отследить адаптирование программы “Школа-2100” для детей с нарушением в развитии и отражает преемственность субъектов области взаимодействия, индивидуальную работу. В карте четко прослеживается усвоение материала детьми, что указывает педагогу на адекватность заданий в соответствии с уровнем развития детей.

Список литературы.

  1. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 2003 г.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996г.
  3. Методический и практический журнал “Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии” №6, 2003г., стр.39, статья Уфимцевой Л.П.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996
  5. Тонеев А.В., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 2002 г.