Непроизносимые согласные

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Урок русского языка по системе Л.В.Занкова

3-й класс

Цели:

  • Познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д; учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов; открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных. Развивать наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

  • Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, зафиксировать выводы в виде схемы.

  • Воспитывать интерес к русскому языку, при работе в группе – уважительные отношения друг к другу.

Оборудование:

Картинки с изображением Графики, Фонетики, Лени. Карточки со словами с безударной гласной, с сомнительной согласной, непроизносимой согласной (они развешиваются по классу), карточки с вопросами для обобщения материала по теме, индивидуальные карточки со словами (с непроизносимыми согласными), схемы, сделанные детьми.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент

II. Упражнение для мозговой гимнастики.

Учитель. Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны! Настроение хорошее! Тогда вперед!

III. Целеполагание.

Учитель. Посмотрите, где же мы с вами оказались? (На доске название страны “Страна Словография” и рисунки принцесс Фонетики и Графики; по всему классу развешаны слова с безударной гласной, сомнительной согласной, непроизносимой согласной).

Дети. Мы оказались в стране “Словографии”.

Учитель. Кто же живет в этой стране и чему здесь учат?

Дети. Живут здесь принцессы Фонетика и Графика. Они учат красиво, правильно, грамотно писать слова, обозначать звуки буквами.

Учитель. Да, ребята, сегодня принцессы будут вас учить грамотно писать слова. Перед вами в этой стране побывал мальчик Ваня. Принцессы попросили его написать слова. Посмотрите, как он их написал: багаш, раскас, ботинки, вагон, моркофка, празник.
Как отнесутся принцессы к написанию этих слов? Почему так думаете? Помогите мальчику исправить ошибки. (Идет обсуждение написанных слов, дети выходят на диалог, идет бурное обсуждение правильности слов).
Какие орфограммы мальчик не умеет писать?
Что вы ему посоветуете?

(Дети называют орфограммы и формулируют правила их написания).

Учитель. Какое слово оказалось для вас самым трудным для написания и объяснения? (Слово праздник.)
Почему оно для вас оказалось самым трудным?

Дети. Не смогли проверить.

Учитель. Значит у вас возникла проблема написания слова праздник? Как же нам быть?

Дети. Можно обратиться за помощью к учебнику и учебному словарю В.В.Репкина, попросить помощи у принцесс Фонетики и Графики.

Учитель. К кому же мы обратимся?

(Дети предлагают обратиться к учебнику А.В.Поляковой “Русский язык” и учебному словарю В.В.Репкина. Одна группа работает с учебником, другая – со словарем).

Учитель. Что же вы нам расскажете об этом слове?

Выступление детей из групп:

- Из учебника А.В.Поляковой мы узнали, что написание слова праздник надо запомнить. Слово праздник происходит от древнерусского “праздь” - нерабочий день.
- Из учебного словаря русского языка В.В.Репкина мы узнали, что это существительное м.р. (из старославянского от /празд’эн/ - “пустой, свободный от работы”, первоначально – “день, свободный от работы”.

Учитель. Теперь попробуем выяснить, какая же орфограмма в этом слове? Чем еще интересно это слово? Произнесите его и понаблюдайте, сравните произношение и написание. Что же вы можете сказать? Что заметили?

Дети. Написание и произношение у него различно.
- Не все согласные звуки произносятся, а буквы пишутся.
- Мне кажется, что это слово с непроизносимой согласной.

Учитель. Вам хочется научиться грамотно писать такие слова? Как же мы назовем тему нашего урока? ( Непроизносимые согласные).

IV. Объяснение нового материала.

На доске написана тема урока.

Учитель. Кто же нам в этой стране поможет научиться грамотно, писать слова с непроизносимыми согласными?

Дети. Принцессы Фонетика и Графика.

Учитель. Ребята, но я хочу вас огорчить. Пока вы находили в словах ошибки, объясняли их, в стране Словографии случилось несчастье – лохматая Лень (Вывешиваю на доску картинку Лени) заколдовала Графику и Фонетику. Помочь они нам пока не могут. Но если вы попытаетесь сами справиться с трудным заданием и вывести правило написания таких слов, то победите Лень и чары колдовства спадут. Графика и Фонетика к вам вернутся. Вы готовы справиться с трудностями? Тогда приступаем к работе. Прочь с дороги, Лень!
Принцессы Фонетика и Графика приготовили такие слова:

Звездный
Радостный
Чувство
Солнце

Запишите эти слова в тетради столбиком, подчеркните согласные буквы, не обозначающие звука. (Дети выполняют задание).
Кем же нам сейчас надо стать, чтобы вывести правило написания таких слов?

Дети. Исследователями.

Учитель. Какие качества личности вам потребуются, чтобы стать исследователями?

Дети. Наблюдательность, любознательность, старание, терпение, сила воли, осторожность.

Учитель. Давайте выясним, почему согласные в словах не произносятся? Попробуйте их произнести. Трудно! А почему? Что вы заметили в этих словах?

Дети. В середине слова подряд стоят 3-4 согласные. Трудно произносить их. Поэтому, наверное, они исчезают, теряются.

Учитель. Действительно, оказывается, исчезают отдельные звуки на стыке 3-х или 4-х согласных. Их трудно произносить.
Найдите эти стыки согласных, подчеркните их. Назовите. (Вывешиваю на доску карточки-стыки согласных)

ЗДН
СТН
ВСТВ
ЛНЦ

- Какие в них непроизносимые согласные? На доске выставляю эти согласные: Д, Т, В, Л.
Нам надо доказать, что непроизносимый согласный звук в этих словах надо обозначать буквой.
Как будем действовать? Обсудите свои шаги в группах.

V. Работа в группах.

Одна из групп выступает, остальные слушают, после выступления высказываются версии: согласны или не согласны с группой.

Рассуждения детей. Определяем, в какой части слова находится орфограмма.

Учитель. Ребята, а это важно знать?

Дети. Да, т.к. мы знаем, как работают орфограммы в корне; в слабой позиции надо писать ту букву, которая пишется перед гласными или под ударением в сильной позиции.

Рассуждения детей. Изменяем слово или подбираем однокоренное слово, чтобы этот непроизносимый звук стал произноситься.

Рассуждения детей. Обозначаем звук в слабой позиции буквой ,которая передаёт звук в сильной позиции в той же части слова

Учитель. Все ли слова вы смогли проверить?

Дети. Слово чувство не смогли.

Учитель. Посмотрели в словарь. Это слово из словаря. Его надо запомнить.
- Итак, всё, что мы с вами сказали, надо собрать вместе и вывести правило написания непроизносимых согласных. Помогут вам вопросы. ( У каждой группы карточка с вопросами.)

КАРТОЧКА.

1. Что такое стечение согласных?

2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?

3. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

4. Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной?

Учитель. Поработайте в группе, обобщите весь материал. Из каждой группы надо выбрать 1 человека, который ваш вывод озвучит.

VI. Работа в группах (продолжение).

Выступление детей от каждой группы.
Обобщение материала урока одной из групп.
Например:

В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ. Это согласные В, Д, Л, Т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные В, Д, Л, Т, надо подобрать проверочное слово, в котором эти звуки чётко произносятся.

Моделирование схемы правила написания слов с непроизносимой согласной. Дети вывешивают на доску свои схемы, комментируют их. Остальные группы высказывают своё отношение к ним

СХЕМЫ , СДЕЛАННЫЕ ГРУППАМИ.

VII. Применение полученных знаний.

Учитель. Что же, вы молодцы! Лень исчезает, вы её победили, чары колдовства спали и принцессы Фонетика и Графика спешат к вам .

Фонетика и Графика. Они очень рады, что вы смогли справиться с этим трудным заданием и хотят проверить вас: сможете ли вы найти среди слов в стране Словографии (карточки со словами развешаны по всему классу) только слова с непроизносимой согласной и доказать правильность написания этих слов. Работаем в паре.

Дети снимают карточку со словом с непроизносимой согласной и объясняют друг другу написание этих слов, при этом обязательно говорят выведенное правило.

Карточки со словами:

сердце, местность, пастбище, трубка, стена, вестник, глазки, свистнул, капустный, костный, лесник, близко, ненастный, тростник, участник, зарядка, звёздное, земля, завистливый, счастливый, соседка, яростный, устный, лестница, здравствуй.

  • Все ли справились с заданием?
  • Были ли трудности?
  • Оцените друг друга.

У каждой четвёрки есть лицевой счёт достижений , в котором командир ставит + в течение всего урока тем, кто работает активно на уроке и даёт правильные ответы. Теперь задание для каждого из группы индивидуально. Каждый выполняет самостоятельно. У вас на парте для каждого лежит карточка со словами. Рассмотрите карточки. Что будете делать?

Дети. Вставить, где надо, пропущенные буквы, доказать письменно правильность написания слова.)

Карточки для каждой группы:

вкус..ный
со..нце
мес..ность
опас..но
трос..ник
чес..ный
чудес..но
ненас..ный
ужас..но
хрус..нуть
ярос..ный
сер..це
прекрас..но
доблес..ный
свис..нул
чудес..ный
капус..ный
интерес..ный
хвас..ливый
злос..ный

После выполнения дети проверяют правильность выполнения по карточкам-помощницам.
На доску записываются слова, в которых дети допустили ошибки:

Вкустный, опастный, ужастно, чудестный.

Учитель. Ребята, как вы отнесётесь к написанию этих слов? В чём их особенность? Всегда ли обозначается согласный звук буквой если он не произносится? Что же надо сделать? Занесите в лицевой счёт достижений результат выполнения работы.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

  • Как вы себя чувствовали на уроке?
  • Легко ли было вам работать в группе?
  • Отметьте на линейках крестики:
 

понятно

легко

интересно

Всё ли было понятно?         
Были ли трудности?         
Вам было интересно на уроке?         
  • По лицевому счету достижений посмотрите, над чем вам каждому надо ещё поработать, где возникают трудности.
  • Можем ли мы утверждать, что всё узнали про непроизносимую согласную?
  • Чем предлагаете заняться на следующем уроке?

Дети. Поработать со словами, где пишется непроизносимая согласная и где она не пишется.)

  • Подсчитайте свои баллы в группе.

IХ. Домашнее задание.

Подберите задания в группе для другой группы. Выполните упражнения №228-3 уровень, №229-2 уровень, №230-1 уровень.

Дети выбирают любой уровень.

ЛИЦЕВОЙ СЧЁТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Ф.И. ученика

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Итог

   балл

4

5

6

4

4

6

рефлексия

  

Епланов Д.

 

+

+

+

+

+

+

+

28 б

Аграшева Д.

 

+

+

+

+

+

+

25 б.

Лекарев С

 

+

+

+

+

+

22 б.

Протасевич А.

 

 

+

+

+

16 б.

+ - количество баллов, обозначенных в таблице,
- половина баллов обозначенных в таблице,
- - 0 баллов ( неверный ответ),
пустая клетка не отвечал.

По лицевому счёту видно, что надо поработать со словами,(6 задание) где не надо писать непроизносимую согласную. (Опасно, чудесно и т.д.)
Индивидуально поработать с Протасевич А.

Использованная литература:

1. “Русский язык в начальных классах” Теория и практика обучения. Под ред. М.С.Соловейчик. Москва 1997 г.

2. Г.А.Бакулина. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” Москва 2001г.

3. А.Ундзенкова, О.Сагирова. “Русский с увлечением!” Екатеринбург 1996 г.

4. Л.И.Тимченко. Методические рекомендации по организации развивающего обучения по русскому языку. Москва “Дом педагогики” 1996 г.

5. Учебник А.В.Поляковой “Русский язык” 3 класс. Москва “Просвещение” 2002 г.

6. В.П.Канакина. “Радость познания - в слове”  Москва. Новая школа. 1996 г.