Организация работы библиотечного медиацентра

Разделы: Организация школьной библиотеки


1. Наша гимназия – инновационное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, работающая по проекту “Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры”. В гимназических заказах от учителей, учащихся, родителей в разных формах прозвучала необходимость организации центра информационной инфраструктуры гимназии для создания среды, эффективно способствующей формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также повышению профессионального уровня учителей с помощью средств новых информационных технологий.

Программой развития ИКТ гимназии, разработанной на 2003–2005 г.г. было предусмотрено создание на базе библиотеки гимназии новой современной структуры – библиотечного медиацентра с организацией доступа ко всем видам информации всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Анкетированием всего гимназического сообщества были определены основные требования , на основании которых разрабатывались цели и задачи библиотечного медиацентра.

2. Традиционно основной задачей остается информационно-документное обеспечение учебно-воспитательного процесса; формирование информационной культуры учащихся; содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива.

Современные требования к предоставлению информации диктуют свои правила – доступ к любого вида информации, скорость, качество, объем, позволяющий сделать выбор.

Цель – участие в изменении качества обучения в гимназии, которое ориентируется на новые педагогические идеи и информационные технологии.

3. Приняв за основу Положение о Медиацентре, разработанное коллективом под руководством Ястребцевой Е.Н., определились с этапами создания новой структуры.

На первом этапе (май 2003-сентябрь2003) : создана программа развития единой информационно-образовательной среды гимназии. Определились с финансированием и штатными единицами, расширили помещение, приобрели оборудование и мебель.

На втором этапе произошло изменение в принципах комплектования, тогда еще школьной библиотеки. Приоритет отдан приобретению нетрадиционных носителей информации. Началось создание электронных каталогов на все виды медиафонда. С созданием внутренней локальной сети кардинально изменился доступ ко всем видам информации. С рабочего места библиотекаря в кратчайшие сроки происходит распределение и доставка выполненных библиотечно-библиографических заявок на сетевые компьютеры: администрации, секретаря, компьютеры медиацентра, компьютеры кабинетов информатики, сервер.

На сегодняшний день мы находимся на третьем этапе развития, который определяется пополнением и созданием новых баз данных.

  • Электронный систематический и алфавитный каталоги на часть книжного фонда с 1996 г. Осуществляется перевод на программу “1С : школьная библиотека”
  • Электронная картотека газетно-журнальных статей ( с 1996 г.)
  • Электронный каталог на учебный фонд.( с 2001 г.)
  • Электронный каталог на аудиаресурсы, видео, компакт-диски ( с 2003 г.)
  • Локальные документы гимназии в печатном и электронном вариантах
  • Творческие разработки педагогов гимназии
  • Документы к проекту “ Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры” в печатном и электронном вариантах

Основной задачей четвертого этапа мы определили создание ЕДИНОГО аннотированного электронного каталога на все медиаресурсы, улучшение имеющейся компьютерной базы, постоянное повышение квалификации сотрудников библиотечного медиацентра, создание информационно-педагогической среды с новой формой организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей.

В дальнейшем – работа в режиме собственно функционирования и постоянного развития. Организация гимназического образовательного пространства для реализации личных образовательных планов, для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

4. С начала учебного года в Библиотечном Медиацентре прошли дифференцированные уроки и мероприятия.

Одно из них было показано на презентации библиотечного медиацентра коллегам – школьным библиотекарям города.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ

Тема урока “ Внутренние воды России”

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – творческий поиск.

Цель – сформировать представление учащихся о внутренних водах России путем ознакомления со всеми источниками информации .

Педагогические задачи:

  1. Закрепление навыка самостоятельного поиска и отбора информации на базе ресурсов библиотечного медиацентра.
  2. Координация поисковой деятельности учащихся.

Задачи учащихся:

  1. Получить первоначальное представление о внутренних водах России ;
  2. Используя различные источники, собрать материал по данной теме ;
  3. Оформить собранный материал для сообщения по одной из заданных тем конференции “Внутренние воды России”

Общие учебные умения.

  1. Поиск информации по теме при работе с различными источниками знаний.
  2. Продолжить формирование умений взаимодействия при работе в группе.

Формы и методы.

  1. Фронтальная форма работы на основе информационных технологий.
  2. Групповая форма.
  3. Индивидуальная форма.
  4. Интерактивный метод.

Подготовительная работа.

  1. Класс протестирован психологом по учебным стилям. Разбит на 8 групп.
  2. Для работы аудиоаналитика подготовлена аудиакассета с записью материала электронного учебника Дронова В.П. География России, Природа и население. 8 кл.
  3. Оформлена книжная выставка по теме.
  4. Выведена на компьютер пользователя картотека газетно-журнальных статей.
  5. На сетевых компьютерах установлены: Интернет, Электронный учебник “География России. Природа и население. 8 класс” Дронов В.П., Энциклопедия КиМ.
  6. Учащимися 8 кл. подготовлена электронная презентация по теме урока. (На уроках информатики, с использованием материалов библиотечного медиацентра).
  7. В видеотеке ГУО отобраны видеоматериалы по теме урока.
  8. Учителем разработаны вопросы к конференции по теме “Внутренние воды России”.

Вопросы конференции:

  1. Значение и состав внутренних вод России.
  2. Реки России:
    А) Главные речные системы, водоразделы, бассейны.
    Б) Основные особенности рек: питание, режим, расход, годовой сток.
    В) Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
    Г) Реки Красноярского края
  3. Озера России, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.
  4. Человек и вода:
    А) Вода источник жизни на земле.
    Б) Река и гидротехнические сооружения (на примере рек Красноярского края).
    В) Проблема исчезновения рек.
    Г) Значение подземных вод.

Ход мероприятия.

  1. Вводная часть с раздачей карточек-заданий группам – 5 мин.
  2. Розыск информации по группам в 6 рабочих зонах медиатеки – 20мин.
  3. Отбор, ксерокопирование и выведение информации на сетевой принтер – 10 мин.
  4. Отчет групп – 5 мин.

На итоговой конференции:

  • Заслушано 5 выступлений представителей рабочих групп. Материал, представленный учащимися, отличался полнотой, современностью и разнообразием фактов.
  • В этом году появилась еще одна интересная форма работы на уроках истории и биологии – мини-проекты, которые несколько ребят делают в урочное время в библиотечном медиацентре, используя для написания все медиаресурсы.

Сегодня и педагогу, и работникам библиотечного медиацентра очевидны преимущества новых форм работы.

Мы считаем, что научить гимназистов искать, оценивать, использовать информацию, создавать ее самим- значит принять участие в воспитании творческой личности, на порядок поднять уровень гимназического образования. Достичь этого позволяет систематическая компетентная помощь работников библиотечно-информационного центра гимназии и творческого административного и педагогического коллективов в сложившейся системе непрерывного образования, ориентированная на индивидуально-личностные особенности гимназистов.