Урок-путешествие. Понятие о лексике. Лексическое значение слова

Разделы: Русский язык


Цели: познакомить учащихся с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к природе, развивать творческие способности ребят.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по Морю знаний. Давайте вспомним, с чего началось наше плавание

Ученица: Жил-был в одном городе мальчик по имени Вася. Он очень любил учиться всяким интересным вещам. Вот только уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и поэтому Вася стал получать плохие отметки. Однажды он отвечал у доски и получил единицу! Домой пришел такой грустный, что его верные друзья – кот Колбаскин и попугай Жора – решили ему помочь. С помощью знакомого помощника волшебника, они устроили для него путешествие к берегам Лингвинии. “Лингва” – по гречески – “язык”. Жители Лингвинии – Звуки, Слова, Предложения – помогли Васе понять, что заниматься русским языком вовсе не скучное дело. Напротив, это очень интересно и увлекательно! Кот и попугай решили изучать русский язык вместе с Васей, а мы последовали их примеру.

II. Повторение.

Учитель: Мы побывали вместе с нашими друзьями уже на материке Синтаксис и Фонетика, где узнали много интересного. Что мы изучали на этих материках? (предложение и словосочетание, звуки и буквы). И совсем недавно мы покинули материк Словообразование или Морфемика. С какими подданными этого королевства мы с вами познакомились?

Ученики:

– Однокоренные слова и формы одного и того же слова;
– Окончание;
– Основа;
– Корень;
– Приставка;
– Суффикс.

Учитель: Мы настолько с ними подружились, что научились различать их и выделять в слове. Морфемы так нас очаровали, что мы написали о них сказки. Кто-нибудь из вас сочинил что-то новое? (Чтение сказки).

III.  Новая тема.

Учитель: И вот, обладая уже какими-то багажами знаний, мы отправляемся на соседний остров:

Зеленый и таинственный средь моря остров спит.
Быть может, там воинственный
Ошибок мир лежит?
А может, мы с веселыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдем внимательных,
Послушных прилагательных?
Страница перевернута, и перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!
Там за бортом направо уже видна земля,
И до земли остался лишь поворот руля...

Пока секрет, на какой материк мы отправимся сегодня. Подскажу только, что он очень важный. Без него слово существовать не может, а узнать название следующей остановки вы должны сами. Давайте исследуем слово и выявим то, без чего оно не состоится. Это подскажет вам нужное название.
Я попросила вас дома придумать слово, которого нет в русском языке, и стихотворение о нем. Например, как это получилось у поэтессы Токмаковой:

Ученик:

Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел

А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова -
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

Учитель: Получилось у вас слово и стихотворение о нем? (Читают) Удалось ли герою стихотворения и вам “придумать” новое слово? Давайте исследуем его, используя те знания, которые мы почерпнули из Моря знаний.

Дата. Разбор у доски (письменно):

п - [ п ] – глухой

л - [ л? ] – звонкий

и - [ и ] – ударный

м - [ м ] – звонкий

Устно:

Плим – существительное (что?) плим.
н.ф. – плим
Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

И все-таки это не слово! Почему? (Нет лексического значения). Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова. Без него нет слова и не может быть! Смысл слова и есть его лексическое значение. Значит, мы сегодня с вами отправимся на материк Лексика. Я, конечно, понимаю, что вам не терпится обследовать его. Мы видим по карте, что нас ждет пик Синонимов, ущелье Антонимов и бухта Омонимов. Посмотрите, пока мы с вами выясняем, что это за материк, наши друзья уже рассматривают галерею Синонимов, а попугай уже в комнате смеха. Но мы не будем торопиться и сначала познакомимся с понятием “Лексика”.

“Рабочая тетрадь” II ч. – стр. 4, з. 1

Словарная работа

Итак, кто скажет, а что еще обозначено в русском языке словом лексика? (Весь словарный состав). А каков же весь словарный состав? Вспомним цитату из смешной книги И. Ильфа и Е. Петрова “12 стульев”, “Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов, словарь негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами”. Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд видимых на небе только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 150 тысяч + иностранные слова – 30 тысяч, термины – 10 тысяч, диалекты – 200 тысяч, имена – 25 тысяч, устаревшие – 30 тысяч + слова однодневки. Мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
Как же фиксируются слова и где? (В словарях). Посмотрите, сколько их представлено на нашей выставке.
Самый большой 17-томный “Словарь современного русского литературного языка" насчитывает 120 тысяч слов. Давайте сравним со словарным запасом человека. Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш - ? Давайте высчитаем? Откройте любую страницу толкового словаря и посчитайте, сколько слов вы знаете и употребляете в своей речи, и умножьте на количество страниц. Вы получите в среднем число вашего словарного запаса или лексикона (в среднем около трех тысяч слов). Какой вывод напрашивается? (Пополнять свой словарный запас, т.е. узнавать новые слова). Одним из способов расширения лексикона, является чтение художественных произведений.

Послушайте стихотворение Бунина И.А. “Листопад”
Найдите те художественные средства, которые делают стихотворение таким выразительным.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

Найдите слово(а), лексическое значение которого(ых) вам не сосем понятно (багровы, лиловый). Значение слова багровый толкуется в параграфе учебника, стр. 132. Это называется словарной статьей. Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд. В.И. Даль в прошлом веке собирал слова по крупицам, преодолевая большие трудности, сам ездил по деревням и городам России.

Мини-словарик есть и в вашем учебнике, найдите второе слово в вашем словаре. (Страница 308). Из чего состоит эта словарная статья? (Таблица № 1)

  1. Заголовочное слово.
  2. Грамматические пометы.
  3. Толкование лексического значения.
  4. Пример употребления в речи.

Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов).

Мы с вами обратились к словарю, потому что не совсем были уверены в значении этих слов. Но часто мы знаем слово, но объяснить, что оно означает, мы не можем. Попробуем этому научиться.

Какова тема стихотворения, которое мы услышали? (Лес.)

А что такое – лес? (Деревья.)

Ребята, возле моего дома растут три дерева – это лес? (Нет, нужно много деревьев.)

На лесосеке много спиленных – это лес? (Нет, должны быть живые, растущие.)

Где растут? (На большом пространстве земли.)

Вот так, пройдя по смысловой лесенке, мы взбираемся на вершину лексического значения. Итак, лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве.
А теперь пример более сложный. Из чего состоит лес? Лес состоит из клена, березы, сосны, лиственницы. (Таблица № 2). Что общего между этими предметами? (Деревья). Какие вы видите виды деревьев? (Лиственные, хвойные). Чем отличается береза от клена? (Стволом, листьями.) Лиственница от сосны? (У лиственницы хвоя  опадает, у сосны – нет).

Вывод: Береза, - ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом.

И стоит береза в сонной тишине,
и горят снежинки в золотом огне.

По какому пути мы пошли, толкуя значение этого слова? (признаки предмета, названного словом).

Упражнение 314, страница 134. Найдите слово, которое называет профессию, связанную с лесом. (лесоруб). Каким способом толкуется значение этого слова? (раскрывая значение частей слова).

Вывод: толковать лексическое значение можно разными способами:

  1. Подбирая близкие по значению слова.
  2. Указывая признаки предмета, названного словом.
  3. Раскрывая значения частей слова.

IV. Закрепление.

Пользуясь одним из способов толкования лексического значения, составьте словарную статью о том дереве, которое вы нарисовали на обложке вашего мини-словарика. Я вам предложила нарисовать или любимое дерево, или то, которое соответствует вашему гороскопу друидов, людей, поклонявшихся деревьям.

Ребята, а где мы встречаемся с обратным действием. По значению определить, о каком слове идет речь? (Кроссворд, загадка). Рабочая тетрадь стр. 4, разгадайте загадки.

А вот кроссворд у нас необычный. Самый любимый детский праздник - Новый год. А на Новый год мы наряжаем дерево, какое и почему? (Елочку). Мы тоже украсим ее, только словами:

  1. Крупное лиственное дерево. (Дуб)
  2. Большое хвойное дерево с короткими иголками. (Ель)
  3. Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (Пальма)
  4. Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (Апельсин)
  5. Дерево с ягодами темно-красного цвета. (Вишня)
  6. Фруктовое дерево с круглыми плодами. (Яблоко).

Прочитайте, какое слово объединяет все эти слова (дерево), как оно читается? (По вертикали.)

Ребята, а как называется весь растительный мир? (Флора).

Дома вы составите словарную статью этого слова и двух других, которые связаны с флорой. И продолжите работу с мини-словариком. Попробуйте на второй странице описать облик дерева, представить его характер. Мы уже говорили с вами, что береза – застенчива и нежна, дуб – могуч, осина – сиротлива, ива – печальна. Опишите ваших избранников в разное время суток, года. О чем они перешептываются, о чем мечтают. Поделитесь чувствами, которые охватывают вас при встрече с лесом.

V. Вывод.

А теперь подведем итоги:

Когда, изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова.
И понимать, что есть у них значенья
“Вода, огонь, старик, олень, трава”.
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

Я думаю, что сегодня на уроке мы сделали маленькое открытие. Какое? (Ответы учащихся). Сколько таких открытий нам предстоит еще сделать, путешествуя по Морю знаний.