Урок русского языка по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Система: развивающая система обучения Л.В.Занкова.

Класс: 3 (1–4)

Оборудование: карточки с гласными буквами, с цифрами; рисунки с ребусами, кроссвордом; опорные карточки “ь – знак мягкости согласного ”, “ь – показатель грамматической формы слова”; карточки с самостоятельной работой.

Цели:

  • познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода и правописанием
  • существительных мужского рода с шипящими на конце;
  • совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
  • проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
  • развивать мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

Всесторонняя проверка знаний. (Орфография, фонетика, морфология.)

Запись словарных слов под диктовку в три группы по родам. (ж. р., м. р., ср. р.)

Обед, лавина, василёк, меню, ошибка, пилюля, газон, одеяло, шоссе, жетон, деревня.

Проверка при помощи сигнальных карточек с гласными буквами. (Орфоэпическое чтение слов по столбикам одним из учащихся, остальные дети показывают букву, написание которой надо запомнить.)

Чем интересны слова третьего столбика? (Неизменяемые)

Подчеркнуть буквы, которые на письме обозначают мягкость предыдущего согласного.

Назвать эти буквы. (е, и, ё, ю, я.)

Во всех ли словах подчеркнули эти буквы? Если нет, то почему? (Ошибка, шоссе, жетон.)

Какая ещё буква обозначает мягкость согласного?

Постановка цели урока.

Сегодня на уроке вы расширите свои знания о мягком знаке. Но сначала повторим то, что вам известно об этой букве.

Повторение. Обобщение знаний о мягком знаке.

Разгадать ребусы (рис.1). Записать слова. Объясните, почему в данных словах вы написали мягкий знак.

Рисунок 1

Петелька, лень, зверь.

Затранскрибируйте слова мел, мель, платье, определите количество букв и звуков.

(Один из учащихся оформляет запись на классной доске.)

Проверка при помощи сигнальных карточек с цифрами. Учащиеся сверяют свои записи с записью на доске. Если есть расхождения, то дети показывают карточкой их количество.

Это позволяет ученику, работающему у доски, найти свои ошибки, если они есть.

Мел [ м’эл ] – 3б., 3 зв.

Мель [ м’эл’] – 4б., 3зв.

Платье [плат’jэ]– 6б., 6зв.

Сравните первые два слова. В чём их сходство и отличие? (Отличаются количеством букв, количество звуков одинаковое. Отличие в произношении конечного согласного. Разное лексическое значение.)

Какую функцию выполняет в этом случае “ь”? (Обозначает мягкость согласного.)

Чем отличается функция “ь” в последнем слове от функции в двух предыдущих?

(В слове платье он выступает как разделительный мягкий знак. В этом случае он сигнализирует, что в стоящей после него букве е прячется “j”.)

Открытие новых знаний.

В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях. Первые два мы сейчас повторили: для обозначения мягкости согласного и как разделительный. Это “фонемные” правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают буквой “ь”.

Что за третий случай употребления “ь”? Сегодня вы постараетесь сами ответить на этот вопрос.

Запись на доске:

меч душ хвощ нож

речь роскошь мощь рожь

Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство и великолепие; хвощ травянистое растение; мощь – могущество, сила).

Перед вами целый ряд слов, которые заканчиваются на шипящие согласные.

Во второй строчке почему–то после шипящих стоит буква “ь”. Зачем он здесь стоит и что обозначает?

Если учащиеся затрудняются объяснить постановку “ь”, даётся подсказка.

Приглядитесь: по какому признаку распределены имена существительные? (На верхней строке все имена существительные мужского рода без “ь” после шипящих. На нижней – женского рода с “ь” после шипящих.).

Учащиеся делают вывод:

Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ. На конце существительных женского рода после букв шипящих пишется мягкий знак.

Это правило “нефонемное”, т.к. в данном случае “ь” не обозначает мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию.

На классной доске появляется опорная карточка.

Ь – показатель грамматической формы слова

Хоровое чтение записи.

Это третий случай использования “ь” в русском языке.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных – это орфограмма.

Запишите слова второй строки, подчеркнув новую орфограмму.

речь роскошь мощь рожь

Физкультминутка.

Приплыли тучи дождевые:

– Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

– Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

И тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

(Дети стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)

Назовите из текста физкультминутки слова, в которых пишется “ь”. Какую функцию выполняет эта буква в каждом из этих слов?

Первичное закрепление знаний.

На доске появляется вторая опорная карточка.

Ь – знак мягкости согласного

Распредели слова по столбикам.

упряжь скатерть глушь ложь морковь связь тишь тушь степь медаль

(Каждое слово записано на отдельную карточку. Учащиеся по одному подходят к столу учителя, берут карточку и прикрепляют её в нужный столбик.)

По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу?

(Существительные третьего склонения.)

Запишите те имена существительные, в которых написание “ь” подчиняется “нефонемному” правилу.  Эту орфограмму подчеркнуть.

Запишите следующие существительные в форме единственного числа группами по родам: кирпичи, шалаши, мелочи, плащи, дочери, гаражи, вещи, речи.

Взаимная проверка. (Работа парами. Обсуждение проблемы учащимися, если она возникла.)

Фронтальная проверка.

Чтение слов по столбикам.

Объясните, почему у одних существительных после шипящих нужно писать мягкий знак, у других – нет.

Сверимся с учебником. ( А.В.Полякова “Русский язык”, часть вторая ) Прочитайте правило на стр. 102. Объяснили вы правильно.

Самостоятельная работа.

Выполните упр.№489.

Текст упражнения.

Красивая брошь, морозная …, чёрный …, острый …, золотая …, футбольный …, русская …, громкий …,хороший …, тёплая …, шестой …, колючий …, лесная …, непромокаемый … .

К данным прилагательным подберите существительные 2–го и 3–го склонения с буквой шипящего на конце и запишите словосочетания.

(Для учителя: примерный набор существительных, которые могут назвать ученики: ночь, грач, нож, брошь, тишь, плющ, речь, плач, товарищ, этаж, ёж, глушь, плащ.)

Как можно проверить, правильно ли вы написали существительные?

Чтение словосочетаний. ( Учащиеся определяют род существительных и объясняют орфограмму.)

Составьте предложение с любым словосочетанием.

Весёлая грамматика. Повторение.

1 вариант (сильные учащиеся)

img2.jpg (52388 bytes)

2 вариант. Составление кроссворда

img3.jpg (44520 bytes)

Если составить кроссворд правильно, то в выделенных клеточках можно прочитать

ответ на загадку “Чёрная корова весь мир поборола”.

1. Ходит вдоль каравая, его разрезая. (Нож)

2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)

4. Мала, а никому не мила. (Мышь)

(Подсказка на рисунке.)

Объясните написание “ь”.

Проверить работу 1–го варианта.

(Правильная запись слов: девежь, боромож, морош, велочь.)

Объясните свой выбор написания слов.

Попробуйте расшифровать запись.

Итог урока.

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что особенно вам понравилось на уроке? (Важно, чтобы дети отметили и то, что они сами определили функцию “ь” на конце существительных после шипящих.)

Кто из учащихся помог нам определить третий случай употребления “ь” в русском языке?

Оценка.

Домашнее задание.

Упр.48, правило на стр.102