Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: обобщить и закрепить знания о постановке знаков препинания в предложениях с различными видами связи.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

На доске:

ХОД УРОКА

I. Объявление темы, целей урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Вскоре был п…лучен прогноз метеослужбы л…д…ход ожидает…ся завтра так что необходимо срочно п…дготовит…ся к борьбе со стихией.

Словарь:

  • прогноз

  • прогнозирование

Учитель. Назовите слова, имеющие в своем составе элемент “про… вперед”. Запишите их. Составьте сложное предложение со словом “прогноз” или “прогнозирование”.

Два человека у доски пишут свои предложения.

У. Чем ваши предложения отличаются от предложений сложной конструкции?

Синтаксический, орфографический и пунктуационный разбор предложения.

У. Какие виды сложных предложений есть в русском языке? Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях сложной конструкции. Какую же роль выполняют предложения с разными видами связи? Предложения сложной конструкции употребляются не только в прозе, но и в поэзии.

III. Повторение пройденного материала.

Чтение текста

Карточка №1.

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жилы
И завещали нам через века
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Сколь не болотист как не каменист он!
Не потянись за черноземом чистым
Что до тебя другие обрели
Лелей лоскут отеческой земли.

(О.Фокина)

Задание. Какова тема текста, главная мысль текста? Стиль? Тип речи?

1-я и 2-я группы выполняют задания в карточке:

  • 1-я группа (сильная) – расставить знаки препинания.
  • 2-я группа (слабая) – пользуясь карточкой – информатором, объяснить знаки препинания.

У. Мы повторяем знаки препинания в предложениях сложной конструкции, сферу их употребления. Теперь построим предложение сложной конструкции.

Карточка № 2.

Глубоко символично, что у слов…………….. и ……………… один корень; для ……………… ёмкое понятие Родины…………….. связано…………………, где ты …………… и ………………, с речкой, на берегах которой прошло твоё……………….. , с …………….. , посаженной вместе с друзьями за …………. .

(Родина, многие из нас, дом, природа, родился, неразрывно, детство, роща, вырос, околица)

Задание. На месте пропусков нужно вставить слова из скобок. Синтаксический разбор предложения. Проверка на доске. Поставить себе оценку.

У. Чем отличаются предложения сложной конструкции от других видов сложных предложений?

Д. Предложения сложной конструкции помогают точнее и полнее передать мысль.

Карточка № 3.

Диктант “Проверяю себя”

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И.С.Тургенев)

У. Проверьте, совпала ли ваша постановка знаков препинания с авторской? Исправьте ошибки. Какую роль играют здесь предложения сложной конструкции?

Сочинение-миниатюра.

Задание. Используя предложения сложной конструкции, напишите сочинение на тему: “Что для вас является образом родины?”

Проверка.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

V. Домашнее задание.

216(у), упр.542(с) 1-я, 2-я группы – по заданию + 2-я группа синтаксический разбор выделенного предложения, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой.