Обучение навыкам грамотного письма с учетом психофизиологических особенностей детей

Разделы: Русский язык, Начальная школа


В своей работе с детьми я решила выстроить систему подходов для формирования навыков грамотного письма, чтобы помочь ученикам, а особенно – испытывающим трудности в орфографии.

Конечно, меня интересовала причина, по которой дети делают грамматические ошибки. В этом помогла мне разобраться книга М.С. Соловейчик “Первые шаги в изучении русского языка и речи”.

В процессе работы возникла потребность, направленная на исследование индивидуально-психологических особенностей детей, что позволило бы выявить психофизиологические причины, определяющие успех и неуспех учащихся. В дальнейшем выяснилось, что деление людей на правополушарных и левополушарных многое в человеческой личности объясняет, помогает увидеть яснее особенности процесса обучения и развития каждого ребёнка.

По мнению Сиротюк А.Л., помощь детям заключается в уменьшении перегрузки левого полушария и эмоциональная активизация работы ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом в процессе развития восстанавливается нормальный физиологический баланс в работе головного мозга: “Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг” (И. Соньер).

Таким образом, чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным, использую в своей практике приёмы для обучения правополушарных детей. Вот некоторые из них:

1. Начинаю урок с позитивного якорения.

Использую музыкальные фрагменты, ритмические хлопки – это аудиальный якорь. Он даёт возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно. Поэтому всегда связываю начало урока с радостью, удовольствием.

2. Мотивация на обучение.

Учитывая способность ребёнка видеть внутренние образы, мотивирую его на обучение: ребёнок слышит похвалу за грамотно и красиво написанную работу, выдаются почётные обложки на тетрадь.

3. Подача информации во всех трёх модальностях.

Работая с учеником-визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму, выделяю важное цветом на доске. Использую схемы, таблицы, наглядные пособия.

Работая с учеником-кинестетиком, использую жесты, прикосновения. Кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.

4. Задания и упражнения с учётом право – и или левополушарного подхода, т.е. – индивидуальных особенностей личности школьника, их восприятия. “Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные – за отдельными деревьями не видят леса” (Б. Белый).

5. Фантазирование – сочинение с различными заданиями.

6. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок.

7. Сравнение успеха ученика с его собственными. О. Мандельштам писал: “Не сравнивай! Живущий не сравним!”.

8. Использование метафоры. Она не тождественна традиционному термину “метафора”. Её можно назвать притчей. Она активизирует мышление, задействует глубинные структуры памяти, устанавливает индивидуальные связи.

Кроме того, успешно применяю некоторые методы и приёмы, основанные на НЛП (нейро-лингвистическое программирование) – это:

  • письмо по памяти,
  • чтение относительно средней линии взора,
  • стратегия грамотного письма (спеллинг),
  • стратегия грамотного написания диктанта,
  • “корректурная проба” – за определённое время (песочные часы) вычеркнуть все буквы “е” и подчеркнуть буквы “и”, проводится два раза в неделю по одной и той же книге для всех детей. Развивает не только внимание, но и орфографическую зоркость. Подсчитывается коэффициент внимания учителем или вместе с детьми по формуле: количество проверенных строчек делится на число ошибок (если ошибок нет, знаменатель равен 1). Данные выносятся на поля книги карандашом, в итоге – мотивация, интерес.
  • коррекционно-развивающая техника НЛП “Скорая помощь”.

Построение уроков осуществляется на основе диагностических данных учащихся класса.

Нижепредлагаемый конспект урока является иллюстрацией процесса обучения на основе психофизиологических особенностей учащихся.

Русский язык, 3 класс

Цели:

  • познакомить детей со словами, имеющими два корня;
  • повторить и углубить знания учащихся по орфографии, составу слова;
  • развивать внимание, мышление, восприятие, речевое чутьё, орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:

  • персонаж “Звуковичок”,
  • графическая схема: “Части слова”, карты Ворожейкина В.Ф. для работы в парах на тему “безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением”,
  • карточки с условными обозначениями частей слова,
  • предметные и сюжетные картинки, музыка.

Оформление классной доски: см. приложение.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Девиз: Успех дарит радость.

Начинаю урок с позитивного якорения. Хлопки!

Сообщение темы: Звуковичок предлагает познакомиться со словами, имеющими по две главных части слова. Не с простыми словами, а со сложными.

II. Повторение

1. Фронтальная работа и индивидуальная работа проходят параллельно.

Фронтальная работа с классом Индивидуальная работа
Поднимите руку, кто желает улучшить своё внимание? А знания? Спасибо.

Повторение безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением: на классной доске слова сн_говик, п_ляна, тр_винка, л_нейка, п_ход.

Показываю слово указкой, дети про себя читают и показывают орфограмму в технике кинестетической азбуки (руками).

Найди чужого среди своих. Докажи (дети выделяют слово “п_ход”).

Вывод. О чём нужно помнить, чтобы правильно писать гласные и с согласные в словах?

1 ученик. Записать слово фонетически:

Варенье – [вар'эн'эн'й'э]

Вьюга – [в'й'уга]

2 ученик. Разбор по составу:

заползла, пятнышко, поделки.

3 ученик. Грамматический разбор предложения:

Среди зарослей осины затерялся след лосиный.

4 ученик: “зажги огоньки – орфограммы” (укажи)

Отметки.

2. Орфографические ступеньки: работа в парах по алгоритму (ступенькам) по методике и картам Ворожейкина В.Ф.

Цель: упражняемся в умении подбирать проверочные слова на безударную гласную, проверяемую ударением.

Итог: каким правилом пользовались? Кто набрал наибольшее количество слов–карточек?

Коллективная проверка индивидуальной работы, отметки.

III. Новый материал

1. Позитивное якорение: метафора (рассказ учителя по памяти).

Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” – обратился к ним падишах, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто решит её”. Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем”, – сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены в том, что не смогут открыть дверь. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел дверь и навалился плечом на неё. Он толкнул её и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в собственные силы.

Пауза: осмысление детьми услышанного.

2. Коллективная работа.

Задание: исследуй, сделай вывод.

На доске записаны слова: гористый, лесник, садовник, перелесок, сероватый, самолёт, лесоруб, пылесос, мышеловка, землекоп, звездопад.

Чтение по одному слову и выделение корня слова.

  • Что вы обнаружили? (Анализ и вывод – слова с двумя корнями)
  • Как эти слова образованы?
  • Какие гласные соединяют корни?

3. Закерпление.

Запись отгадок в тетрадь с объяснением написания и образования слов (по цепочке).

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет,
Что такое … самолёт.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский … вертолёт.
(Вертикально летает!)

Уборщик пыль и сор вдыхает, но не чихает, не хворает. ((Пылесос).

От каких двух корней образовано?
Кто один имеет рог?
Отгадайте … носорог.
(Вместо носа – рог. Мощное и тяжелое тело.
Рог – это собранные в пучок жесткие волосы.
Питается травой.)

А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой
На шляпке – горошки.
(Мухомор)

Что вы знаете о мухоморе?
Справка: этот гриб ядовит для человека и полезен как лекарство для животного – оленя.

Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит.
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Он века у нас живёт,
Дружный, шумный … хоровод.

С каким из записанных слов связаны приятные воспоминания?

IV. Отработка навыков правописания сложных слов

1.Выборочное письмо: слушаю и записываю слова с двумя корнями, по ходу выделяя их графически.

Читает учитель:

Сенокос! Сенокос!
Луг остался без волос!
Вот веселье, так веселье!

Мы справляли новоселье,
Водолаз тот – Мишкин дед.
На стене его портрет.

Сидит с утра на озере
Любитель рыболов!

Проверка: прочитай, объясни образование слов.

Ф И З М И Н У Т К А

Топай , мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной , братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.

2. Самостоятельная работа с учётом ведущей модальности учащихся: каждый из детей знает свою группу заданий, которые обозначены цветным кружком (А – аудиалы – красный цвет, В – визуалы – зелёный цвет, К – кинестетики – жёлтый цвет).

Цель: расширение словарного запаса сложных слов.

Вступление: работа с пословицей

Как называют человека, который любит труд?

Как образовано слово?

“Человек трудолюбивый самый счастливый” – объясни.

Задания по группам (дифференциация по ведущей модальности)

Группа А: на классной доске записаны отдельные корни в произвольном порядке и буквы – вод, ход, лов, лист, (о), (е).

Образуй слова с двумя корнями, запиши их в тетради, выдели корни, соединительную гласную возьми в скобочки (на обратной стороне классной доски работает 1 ученик с целью оптимизации последующей проверки задания).

С одним из слов придумать предложение.

Группа В: выпиши слова, соответствующие модели:

Задание даётся по рабочей тетради М.И. Кузнецовой “Пишем грамотно” (на обратной стороне классной доски работает 1 ученик с целью оптимизации последующей проверки задания).

Группа К: учебник русского языка (3 класс, программа Виноградовой Н.Ф.), стр. 81-82, упр. 3.

Из двух корней образуйте одно слово.

Проверка заданий: групп А и В – по записям на классной доске, группы К – с места по тетради.

3. Логическое задание: устно.

Выбери нужное слово из предлагаемых трёх.

Название произведения русского фольклора. (Загадки, скороговорки, сказки).

Человек, покоряющий горные вершины. (Путешественник, пешеход, скалолаз).

Грибы, которые можно есть сырыми? (Опята, грузди, сыроежки)

Справка: кроме того во французской кухне употребляются сырыми шампиньоны.

Вывод: какими являются эти слова? (С двумя корнями)

4. Развитие речи.

Учитель дарит своим ученикам знания, благо, добро.

А они его… ( благодарят), выражают чувство признательности.

Что вы можете сказать об образовании этого слова? (Добро и благо дарить).

Приводится толкование слов из словаря Ожегова С.И.: благовидный, благоволить, благовоспитанный, благодарность, благодарить – одним из корней является корень “благо”.

Призыв: давайте делать добро и дарить благо друг другу.

V. Домашнее задание

Даётся по группам А и В одно задание (мини-сочинение о мухоморе), К – другое (стр. 82 из учебника, упр.3 ).

VI. Обобщение

Что нового узнали, чего раньше не знали?

“Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать”, – говорит М.Горький.

Читаем фразу: “Успех дарит радость” (хором).

Дети, кто из вас испытал радость на уроке и с чем она связана?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оформление классной доски