Через краски к чувствам

Разделы: Литература


Наша современная жизнь настолько насыщена компьютерными технологиями, что учащиеся потеряли всякий интерес к чтению художественной литературы, а поэзию они не читаю вовсе. Ответ один: “Неинтересно, непонятно!”. Одним из основных направлений в моей работе является привитие интереса к чтению лирического произведения через его цветовое восприятие, а также выработка умения анализировать лирическое произведение.

Поначалу ученикам кажется странным, когда на дом им задается принести альбомный лист, краски, кисть и текст какого-либо стихотворения (стихотворения, которое предстоит проанализировать на уроке), но впоследствии они с нетерпением ожидают такого задания.

Отображать собственное восприятие текста лирического произведения можно в любом возрасте. Начинать же, по моему мнению, необходимо с 5 класса. В данной статье представлены работы учащихся 5-х, 8-х, 9-х классов. Каждому году обучения характерны свои определенные задачи.

В 5-ом классе учитель литературы закладывает основы анализа стихотворения, знакомит детей с его особым героем - лирическим героем (ЛГ). Дети учатся проникать во внутренний мир ЛГ., стараются понять его чувства. А помогают им в этом краски, цвета, которые они стараются увидеть в строчке, слове поэта. Отсюда привитие внимательного отношения к слову художника. Изобразив картинку, дети стараются объяснить её, приводя в качестве доказательств своих суждений цитаты из текста. На эту работу в этом возрасте я отвожу достаточно много времени – до 3-4-х уроков. Но на этом работа с текстом лирического произведения не заканчивается. Далее дети в письменном виде стараются оформить свои рассуждения. Так дети преодолевают первую ступень к анализу лирического произведения.

Опыт показывает, что некоторых детей работа с красками пугает: “А я не умею красиво рисовать!”. Тогда учащимся разъясняю, что главное в этой работе (Цель работы) не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление лирического произведения с помощью разнообразных цветов и символов, навеянных анализируемым произведением. Важным является и то, как дети наносят краски – равномерно или мазками. А подскажет им в этом текст стихотворения.

В целом, план работы таков:

1) Деление альбомного листа на части (в зависимости от смыслового деления стихотворения на строфы).

2) Работа с каждой частью (устная):

- внимательное прочтение строфы, выделение карандашом в тексте основных образов, за которыми видятся чувства ЛГ, цветовые ассоциации; подбираются цвета, передающие настроение ЛГ.

- второе прочтение строфы с выделением слов, передающих состояние ЛГ (глаголов - спокойствие, движение; наречий образа действия – легкость, смятение).

- обсуждение размещения рисунка, выбор средств изображения чувств ЛГ.

На каждом этапе идет попутная работа с анализом художественных средств.

3) Изображение каждой части стихотворения непосредственно после её анализа.

Отрывок урока литературы в 5-ом классе.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Няне”
через его цветовое восприятие.

У: - Это стихотворение А.С. Пушкина знакомо вам ещё по начальной школе.

- Как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к нему?

Д: - Чтобы еще раз прочитать.

- Мы повзрослели, поэтому поймем уже знакомое нам стихотворение по-новому.

У: - Верно, сегодня мы должны будем проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется – лирический герой. Но все наши мысли мы будем изображать в цвете.

- Посмотрите на текст стихотворения и скажите, почему здесь нет разделения стихотворения на четверостишия, строфы?

Д: - Значит, ЛГ испытывает на протяжении всего стихотворения одни чувства.

У: - Поэтому альбомный лист, необходимый нам для работы, делить на части не будем.

- А теперь прочитайте это стихотворение про себя и выделите карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.

Далее ответы детей сведены в таблицу 1.

Таблица 1.

Образы

Характеристика

Цветовое решение

Средство изображения

Вывод

Дни “дней суровых” (эпитет) Темные оттенки коричневого, серого, синего. Мазками, палитра цветов. Жизнь ЛГ была тяжелой.
У: - Это стихотворение было написано поэтом в ссылке.
Няня – “голубка” (метафора) “дряхлая моя” (эпитет)
“наморщенных руках”
Нежные цвета:
розовые, голубые.
Внутри сердца ЛГ образ няни однотонного цвета. Образ няни ассоциируется у ЛГ с образом голубки, а голубь – это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце.
Няня “горюешь” (“в глуши лесов”)
“тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”
Темно-зеленые тона
Образ няни -сочный оттенок красного.
На большом расстоянии от сердца ЛГ изображается образ няни, окружение няни – мазками, штрихами. Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко от ЛГ, но также страдает от разлуки.
Дорога “черный отдаленный путь” Темно-серый, черный цвет, а может быть и красным, так как ЛГ очень хочет встретиться с няней. Извилистая дорога, узкая. Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о “подруге дней”, и реальный образ няни в “глуши лесов” соединяются длинной дорогой испытаний, которые герои должны преодолеть.

Используя устный материал урока, дети отображают собственное восприятие данного стихотворения, вчитываясь еще раз в пушкинские строки. В конце урока дети устно защищают свой рисунок.

Задание на дом: написать черновой вариант анализа стихотворения (с планом анализа стихотворения дети уже знакомы), используя рисунок.

На следующем уроке дети зачитывают анализ стихотворения “Няне” А.С. Пушкина. Идет работа с черновиками.

Далее представлены рисунки Рис.1 и Рис.2 и тексты сочинений двух учениц 5-го класса:

Рисунок 1. Салаватова Аделя “Няне”.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Няне”

Стихотворение А.С. Пушкина “Няне” было самым любимым. Оно было написано в ссылке в 1827г. В стихотворении мы видим Л.Г. и две его любимых героини: одна – “в глуши лесов сосновых”, другая - в сердце Л.Г.

Л.Г. грустит и в то же время радуется: “Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя”, а в середине стихотворения Л.Г. чувствует сильнее расставание с няней: “Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня”. В конце Л.Г. будто видит, что его “голубка” горюет, скучает по нему: “Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”. Когда читаешь стихотворение, видишь разные цвета, например, темные оттенки: “дней суровых”, “в глуши лесов”, а также светлые: “голубка”. Этими цветами А.С. Пушкин подчеркивает любовь к своей няне и боль от расставания с ней.

Мне очень нравится стихотворение А.С. Пушкина. Сразу видно, что он написал его от всей души.

Салаватова Аделя

Рисунок 2. Ширяева Алина “Няне”.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Няне”

Это стихотворение А.С. Пушкин написал в ссылке в 1827г. Каждый ребенок задумывается, почему оно адресовано “Няне”, а не маме? Так знайте, что мама не любила сына, то есть А.С. Пушкина. А тепло Л. Герою давала няня. Л.Г в начале стихотворения испытывает тоску. Это видно из строчки: “Подруга дней моих суровых”. Но сразу вспоминает о няне, и рождаются такие строчки: “Голубка дряхлая моя”, “ В твоих наморщенных руках”. В конце стихотворения Л.Г. заботится о чувствах няни: “Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”.

Няня тоже хотела видеть Л.Г.: “Глядишь в забытые ворота, на черный отдаленный путь”. А.С. Пушкин использовал такие художественные средства, как метафору и эпитет: “Голубка дряхлая моя”. Они помогают раскрыть искренние, нежные чувства Л.Г. к няне.

Автор не случайно использовал и темные цвета: “дней моих суровых”. Он этим подчеркивает свои мучения, грусть, тоску.

Когда я прочитала это стихотворение, я стала на все смотреть по-другому, понимая чувства поэта.

Ширяева Алина.

В более старших классах, например, в 8-м классе, (работу можно начать и с седьмого класса) данная методика помогает учащимся при сравнительном анализе стихотворений двух поэтов. Учащиеся наглядно видят сходства и отличия двух Л. Героев, что влияет на целостное представление ученика о том или ином поэте. Например, для сравнения можно предложить стихотворение “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Работа идет одновременно с двумя текстами стихотворений (по строфам). Дома ученики заканчивают начатый в классе рисунок и на черновиках пишут сравнительный анализ стихотворений. Весь следующий урок ученики зачитывают свои черновые сочинения, отмечая в них преимущества и недостатки.

Далее представлены рисунки Рис.3 и Рис.4 учениц 8-го класса и текст сочинения “Сравнительный анализ стихотворения “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова” соответствующий Рис.4.

Рисунок 3. Шарафиева Алина. “Узник” А.С. Пушкина и “Узник” М.Ю. Лермонтова.

Рисунок 4. Гимадеева Алина. “Узник” А.С. Пушкина и “Узник” М.Ю. Лермонтова.

Сравнительный анализ стихотворения “Узник”
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова “Узник”, несмотря на одинаковые названия, имеют разный смысл и очень сильно отличаются.

Это видно уже в начале двух стихотворений. В “Узнике” А.С. Пушкина ЛГ испытывает внутреннее раздражение к реальной тюремной жизни: “…сижу за решеткой в темнице сырой”. А.С. Пушкин использует метафору во второй строке, сравнивая ЛГ с орлом: “…в неволе орел молодой”. В первой строфе присутствуют темные, серые, черные тона. Но все мрачные оттенки перекрикивает красный цвет: “Кровавую пищу…”. Это кровь людей, может быть, таких же невольных, как и ЛГ. В “Узнике” М.Ю. Лермонтова в первой строфе ЛГ стремится (пусть на словах) к свободе, чего пока не видно у ЛГ А.С. Пушкина. Здесь ЛГ жаждет разнообразной жизни, заявляя: “Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня”. ЛГ достаточно агрессивный, смелый, самоуверенный, субъективный, романтичный: “Я красавицу младую прежде сладко поцелую…”. Смелость ЛГ проявляется в глаголах повелительного наклонения: “Отворите…, дайте…”. В этой строфе ЛГ сравнивает себя с ветром: “…как ветер…”. Цветопись Лермонтова разнообразна – это и теплые светлые тона: “сиянье дня”, и темные: “отворите мне темницу”.

В первых строфах двух стихотворений практически нет сходств, кроме как оба ЛГ сидят в темнице.

Во второй строфе стихотворения А.С. Пушкина у ЛГ появляется надежда, какой не было у него в первой строфе: “…задумал…, зовёт…”. Здесь мы видим противостояние внутренней свободы неволе: “Давай улетим!”. Здесь преобладают более светлые тона: “и смотрит в окно…”, “давай улетим”, чем в первой строфе. А у М.Ю. Лермонтова ЛГ омрачен: “Но окно тюрьмы высоко, дверь тюрьмы тяжелая с замком…” ЛГ испытывает горечь от несбывшихся надежд: “Черноокая далеко…, добрый конь в…поле.. скачет весел и игрив…”. “Добрый конь” даже не думает о ЛГ, он “в…поле…весел и игрив”, а ЛГ сидит в ненавистной ему темнице. В этой строфе доминируют холодные, темные, черные, темно-серые тона: “окно тюрьмы”; “дверь с замком”. Эти строфы двух стихотворений заметно отличаются, так как ЛГ А.С. Пушкина приобретает надежду на свободу, а ЛГ М.Ю. Лермонтова её теряет.

В третьей строфе стихотворения А.С. Пушкина ЛГ верит в свои силы, которые помогут ему обрести свободу: “Мы вольные птицы”. ЛГ уже не испытывает такого раздражения от “решетки”, он словно совсем далеко от “темницы сырой”: “Туда, где за тучей белеет гора…”. В конце стихотворения А.С. Пушкина преобладают светлые и теплые цвета – цвета свободы: “синеют морские края”, поскольку душевная свода его ЛГ всё-таки “побеждает”.

В третьей же строфе стихотворения М.Ю. Лермонтова ЛГ абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал в начале. ЛГ теперь жалеет себя, жалуется на свою судьбу: “одинок я - нет отрады…”. М.Ю. Лермонтов усиливает пессимистический настрой ЛГ эпитетом: “Стены голые…” и метафорой “…светит…умирающим огнем…”. Складывается ощущение, что ЛГ Лермонтова хоронит себя в тюрьме заживо. Его душевная свобода “погибает”.

А.С. Пушкин использует в своем стихотворении четырехстопный дактиль, показывая им внутреннее сопротивление ЛГ неволе, его любовь к воле, стремление к свободе, а М.Ю. Лермонтов - двухстопный хорей, закладывая тем самым пессимистическое начало в настроение ЛГ. Эти оба стихотворения не оставили меня равнодушной, но больше мне по душе “Узник” А.С. Пушкина, так как его ЛГ стремится к свободе не только на словах, в отличие от ЛГ М.Ю. Лермонтова, который жалуется на свое тюремное положение.

Гимадеева Алина.

В 9-м классе на уроках литературы ученики знакомятся с циклом стихотворений того или иного поэта. Главное на таких уроках – сформировать у учащихся целостное представление, например, о любовной лирике А.С. Пушкина, о его особом ЛГ. На помощь учителю опять приходит методика изображения в цвете собственного понимания, но уже не отдельного лирического произведения, а цикла стихотворений. Так, анализируя любовную лирику А.С. Пушкина, ученикам предлагается рассмотреть 6 стихотворений, посвященных любимым женщинам поэта. Далее представлены рисунки Рис.5, Рис. 6, Рис.7 учеников 9-го класса.

Рисунок 5. Михайлов Павел. Любимые женщины поэта.

Рисунок 6. Кузнецова Марина. Любимые женщины поэта.

Рисунок 7. Юсупова Фарида. Любимые женщины поэта.

Анализ рисунков показывает, что все учащиеся использовали красный цвет – цвет пылкой любви, бурных чувств, а также розовый, голубой цвета – цвета нежности, “чистой красоты”. И ни у одного ученика нельзя было увидеть обилие темных тонов. Так, с помощью наглядного изображения любовной лирики Пушкина, ученики приходят к выводу, что его ЛГ счастлив уже тем, что хоть минутно, но любил, пусть даже и любовь его была неразделенной. ЛГ полон страсти, огня, отсюда буйство ярких красок, но никогда он не упрекал свою возлюбленную: “Я не хочу печалить Вас ничем”. Дома ученики самостоятельно знакомятся с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова и находят совершенно другого ЛГ.