Экспрессионизм в рок-поэзии

Разделы: Литература


(Опыт исследования литературного направления на основе стихотворения Ю. Шевчука «Песня о гражданской войне»).

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • выявить закономерности и особенности экспрессионизма как направления в литературе;
  • показать место рок-поэзии в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
  • социализация личности учащихся, продолжение формирования нравственной культуры;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • портреты рок-музыкантов;
  • картины русских авангардистов;
  • сборники песен;
  • записи песен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • аналитическая беседа;
  • работа с текстом, с информацией;
  • структурирование материала;
  • работа в группах;
  • прослушивание песни и комментарии к ней.

I. ХОД УРОКА

Слово учителя.

Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса:

Для чего существует литература? (Задача литературы - через образы, созданные на страницах литературных произведений, заставить читателя задуматься о чём-либо). О чём вы, ребята задумываетесь, слушая современную рок-музыку? (Варианты ответов учащихся разные: о жизни, о судьбе, о Родине, о нравственных и философских вопросах бытия)

Можно ли отнести рок- поэзию к литературе?

Кого из рок-поэтов вы знаете? (В. Цой, К. Кинтчев, Ю. Шевчук, А. Макаревич, В.Бутусов и др.)

Как обычно строится рок-песня? Почему она заставляет вас думать о важных вопросах жизни? Какие темы и проблемы поднимает? Какими художественными средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на читателя и слушателя? (...)

На эти достаточно непростые вопросы мы и попытаемся ответить сегодня на уроке.

Итак, ставим задачу урока. (Дети высказывают свои версии о цели урока: попытаться выяснить, какими особенностями обладает экспрессионизм как направление в искусстве, как эти особенности проявляются в рок-поэзии).

Сложность поставленной задачи состоит в том, что для исследования учащимся предлагаются только тексты песен Ю. Шевчука и В. Цоя, и определения, записанные на доске.

II. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

III. ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕКСТА ПЕСНИ Ю. ШЕВЧУКА «Песня о гражданской войне»

(В ходе прослушивания ребята, работая в группах, делают пометки и записи по тем вопросам, которые стоят перед ними).

IV. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ

1. О чём эта песня? (О том, что люди, вступая в единоборство во время любой гражданской войны, забывают о вере, о нравственности, упиваясь войной как грандиозно поставленным ужасным театральным представлением).

2. Какие строки вас особенно потрясли, удивили, взволновали? (...)

3. Какие литературные аналогии можно вспомнить, читая текст?

(В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» говорится о том, что Абадонна (член свиты Воланда, дьявол войны), разглядывая хрустальный шар - маленькую модель Земли, следит за тем, чтобы войны, которые ведут люди, заканчивались равными потерями обеих воюющих сторон. В стихотворении Шевчука есть строки почти о том же:

И справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда: «Пусть будет смерти поровну».

4. Что можно сказать о манере пения?

(Музыка очень помогает восприятию текста. Чередование спокойного, даже тихого пения, часто переходит на шёпот с резким, форсированным звучанием, почти криком).

Теперь попытайтесь, используя текст песни и определения, записанные на доске, сформулировать основные особенности экспрессионизма.

V. РАБОТА В ГРУППАХ (5-7 минут)

Учащиеся делают выводы, записывают их на листы ватмана и прикрепляют к доске.

VI. ВЫВОДЫ

(Каждая группа объясняет свои выводы).

В ходе урока учащиеся выявили следующие закономерности:

- предметы, явления, характеры, подвергнутые излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения;

- доминируют жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы как неизбежного следствия действующих законов жизни:

- лирический герой рок-поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил; он выразитель сильных эмоций;

- эстетические приёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной - двух черт, способность одним приёмом создать образ;

- пейзаж - это серая зарисовка; чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь человека, его психику; это разорение, запустение;

- милитаристский пейзаж, мир, населённый неодушевленностью;

- цветовая палитра - типично-экспрессионистская, преобладают черный и красный цвета (иногда серый, синий); функция цвета необычна, поскольку часто он заменяет собой описание предмета;

- жизнь (картина жизни) - выразительное перевоплощение действительности; повседневная и обыденная жизнь изображена как трагическая и абсурдная, в которой господствуют ужас и безумие. Получается деформированная дисгармоничная картина внешнего мира;

- художественные средства - частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии;

- мироощущение лирического героя трагическое, напряженное. Однако мир в представлении лирического героя способен к обновлению.

Каждое утверждение ребята доказывают, опираясь на строки текста песни. Делаются выводы и обобщения. Записывается тема-конспект.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учителя:

Когда, в какой период могли появиться эти строки? (В период девальвации духовных ценностей, в период кризисного состояния общественной жизни с её метаниями, страданиями, трагизмом).

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дается по группам:

1 группа: составить статью для «Словаря литературоведческих терминов» «Экспрессионизм» (используя материалы урока);

2 группа: подобрать стихи рок-поэтов, в которых черты экспрессионизма не проявляются;

3 группа: опираясь на конспект урока, проанализировать стихотворение В. Цоя «Печаль».


ПРИЛОЖЕНИЕ

I. ЗАПИСИ НА ДОСКЕ

1. Экспрессионизм - направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую нервную выразительность образа. (Словарь Ожегова.)

2. Экспрессионизм - искусство резких, тревожных красок, искусство крика. (О.А. Николаенкова.)

II. ЮРИЙ ШЕВЧУК «Песня о гражданской войне».

III. ВИКТОР ЦОЙ «Печаль».

IV. КАЖДОЙ ГРУППЕ (их 8 или 9) выдается лист ватмана, на котором написано начало фразы (закончить её и сделать выводы ребята должны сами):

1. Предметы и явления, характеры ...

2. Доминируют ...

3. Лирический герой ...

4. Эстетические приёмы ...

5. Пейзаж ...

6. Жизнь (картина жизни)...

7. Художественные средства ...

8. Мироощущение лирического героя ...

9. Цветовая палитра ...

ПЕСНЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Юрий Шевчук

Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью.
И, разменяв добро на зло, как деньги старые на новые,
Рвануло. Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.
И окна ... окна были первые, готовые.

И зло на заливном коне взмахнуло шашкою.
Добро — оно всегда без кулаков - трясло культяшками.
Пыталось жалость убедить, помочь опомниться,
Но все быстрее и точней летела конница.

Аплодисменты! На манеж под звездным куполом
Повыпускала ночь зверей и замяукала,
И заалела, не потела, вмиг состарилась,
И побледнела, и струхнула, и затарилась.

Чем Бог послал, а черт подсунул им,
А он ведь старый театрал, он любит грим.
Тела вдруг стали все огромные да полые.
И пьяница-сапожник в память нам оставил плёнки голыми.

Правда, на правду.
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты ...

Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью,
Закат, когда он на щеке, как водка с горечью,
Страх покрывал все матом, будто потом, страх брел по городу.
Ночное небо было дотом, оно ещё напоминало чью-то бороду.

Провинция зевала грустно, нервно в телевизоры,
А кто-то просто шел домой и ел яичницу.
Дышали трупы тихо, мерно под скальпелем провизора.
А кто-то в зеркале вертел уже своею личностью.

Страну рвало, она. согнувшись пополам, искала помощи.
А помощь танков по лоткам давила овощи.
Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище.
Стреляло право по беде - увидишь где ещё!

Страна рыдала жирной правдой, так и не поняв истины,
Реанимация визжала, выла бабой, последней пристанью.
Пенсионеры с палками рубились в городки с милицией,
А репортеры с галками их угощали блицами.

Да повар-голод подмешал им в жирный суп довольно пороху.
Герои крыли тут и там огнем по шороху.
И справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда: «Пусть будет смерти поровну».

Да, погибали эти окна, эти крыши первыми.
Все пули были здесь равны, все мысли верными.
Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище.
Стреляло право по беде - увидишь где ещё.

И лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане,
Где высота да простота, где баррикады ада нет.
Она горела в вышине, без дыма, пламени,
Я на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.

Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты ...

Страна швыряла прошлой ночью - мутной сволочью.
Страна скребла лопатой по крови, покрытой инеем.
Да по утрам вся грязь, все лужи отражают синее.
Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.

На память - фото пирамид с пустыми окнами-глазницами.
Аплодисменты! Чудный вид с листом кленовым да с синицами.
А будущее, что только родилось, беззвучно плакало.
А время тикало себе, а сердце такало.

Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты ...

ПЕЧАЛЬ
Виктор Цой

На холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом - ночь,
А над ночью - луна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
А вокруг - благодать, ни черта не видать.
А вокруг - красота, не видать ни черта.
И все кричат: «Ура!»
И все бегут вперед,
И над этим всем новый день встаёт.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?