Лидер-сбор "Осинка-2003"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Введение

За последние десятилетия произошли позитивные изменения в жизни россиян. Они не могли не коснуться подрастающего поколения. Среди субкультурных тенденций детской и подростковой среды отмечаются следующие:

  1. Потребность приобретения опыта коллективного общения, отношений, деятельности.
  2. Стремление к приобретению лидерского, организаторского опыта, как фактора построения собственной жизни.
  3. Повышение интереса к своему будущему.

Участие в общественно-полезных, творческих делах совместно со взрослым (в рамках деятельности детского объединения, организации) помогает ребенку удовлетворить свои потребности в коммуникативном общении, самореализации, саморазвитии, создает ситуацию успеха, тем самым дает возможность свободно и непринужденно влиться в общественную жизнь, готовить себя к новым социальным отношениям.

Задача социального становления подростков стала особенно важной для общества. По своей сути и содержанию общественное детское движение, ученическое самоуправление, социально-полезная деятельность являются благоприятными для формирования морально-нравственных ценностей, утверждают идеи мира и ненасилия, развивают культуру общения, сотрудничества, лидерства.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовывать. Важно, чтобы сегодняшние дети, подростки – лидеры XXI века, которые завтра будут на разных уровнях управлять государством, владели демократическими принципами; формами эффективного управления и разрешения конфликтов. Существуют школы актива, школы лидера, лидер-классы, способствующие развитию лидерских качеств. Одна из форм работы с активом детских и молодежных объединений – лидер-сборы.

В Сормовском районе г. Нижнего Новгорода лидер-сбор “Осинка” стал традиционным.

Необходимость в этом мероприятии возникла не случайно. Во-первых, при широко распространенном детском движении в районе, работа с лидерами велась бессистемно и носила непостоянный характер. При этом каждое детское объединение, организация имела замкнутую структуру, взаимосвязь между детскими организациями района была слабо налажена. Во-вторых, встала проблема преемственности: ребята из актива среднего звена “терялись”, переходя в старшие классы. В-третьих, существует проблема с кадровым обеспечением. Воспитывать лидеров должны лидеры: взрослые, способные заинтересовать ребят, повести за собой. При этом работа должна проводиться грамотно и профессионально, основываясь на принципах сотрудничества, в основе которых - субъектные отношения. Лидер-сбор “Осинка” призван решить эти проблемы. Почему лидер? Потому что собираются самые активные ребята из школ района и обучаются в игровой форме лидерским навыкам. Почему сбор? Потому что участниками являются три отряда: отряд актива среднего звена Сормовского района “РОСТ”, Сормовский молодежный актив “СМАК”, Сормовский отряд вожатых “Ветер перемен”. Почему “Осинка”? Потому что проводится в осенние каникулы на базе одной из школ района в течение 2-х дней.

Цели и задачи

  1. Оптимизация сотрудничества между старшими вожатыми, детскими и молодежными объединениями и организациями среднего и старшего звена.
  2. Формирование демократической культуры, гражданской активности молодежи.
  3. Развитие ученического самоуправления, стимулирование деятельности детских общественных объединений.

Управление и кадры

Координаторами программы являются:

  1. Валюгина Е.В. – методист ЦДТ.
  2. Сырова Т.И. – вожатая лицея №82.
  3. Казакова О.В. – районный психолог

Руководители творческих студий:

  1. Соколов Е.В. – руководитель театра “Юность”
  2. Фомичева Е.Г. – руководитель театра игры “Какаду”
  3. Баринова М.Г. – методист ЦДТ.

Участники проекта:

  1. Сормовский районный актив среднего звена “РОСТ”
  2. Сормовский молодежный актив “СМАК”
  3. Отряд вожатых “Ветер перемен”.

Реализация проекта

Проект реализуется в течение 2-х дней на базе лицея №82 г. Нижнего Новгорода.

Распорядок 1-го дня

Распорядок 2-го дня

Механизм реализации

В рамках лидер-сбора “Осинка-2003” проводилась игра “Дорога к успеху”. По замыслу автора “Осинка” - это остров. Все участники – жители этого острова. На острове множество тропинок, по которым путешествуют участники.

Тропинки имеют названия:

  • Тропинка к Дому самоуправления
  • Игровая тропинка
  • Тропинка творчества
  • Тропинка здоровья
  • Тропинка лидеров
  • Тропинка небывалых открытий

Жители острова путешествуют, соблюдая законы, права и обязанности.

Законы:

  • Закон точного времени (0:0)
  • Закон уважения (человека, чужого труда, традиций, чужого мнения)
  • Закон здорового образа жизни
  • Закон бережливости
  • Закон “поднятой руки”
  • Закон культуры общения и поведения

Права:

  • Право безопасности жизни и социальной защищенности
  • Право на получение информации
  • Право на планирование и оценку работы
  • Право критики и предложения
  • Право на собственное мнение
  • Право коллективного и индивидуального творчества
  • Право инициативы
  • Право на познание и развитие
  • Право на любовь и взаимопонимание
  • Право на уважение личности

Обязанности:

  • Четкое выполнение программы сбора и выполнение распорядка дня каждым участником
  • Обязательное посещение обучающих занятий и творческих мастерских
  • Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности и дисциплины
  • Соблюдение чистоты и порядка

Каждая тропинка имеет свое направление.

Тропинка к дому самоуправления

Деловая игра “Дом самоуправления” для молодежного актива “Смак”.

Цель: ознакомить со структурой и моделями самоуправления.

Деловая игра “Ключ к успеху” для актива среднего звена “Рост”.

Цель: ознакомить с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Игровая тропинка

Включает в себя игры, проводимые в течение лидер - сбора.

Творческая тропинка

Это творческие мастерские: Школа актерского мастерства, Оформительская студия, Игротека. Работа в творческих мастерских организована по принципу “вертушки”.

В "Школе актерского мастерства" участники овладевают навыками успешного выступления, выразительности речи, учатся снимать психологическое напряжение.

В "Оформительской студии" участники приобретают навыки создания наглядной информации из ограниченного набора подручных материалов.

Занятия в "Игротеке" обучают ребят, как можно занять свободное время играми-шутками, играми-минутками.

Для каждого отряда разработана своя программа.

Тропинка здоровья

Включает в себя проведение “Веселых стартов”.

Тропинка лидеров

Включает занятия по обучению участников лидерским навыкам.

“Веревочный курс” состоит из 4 основных станций – “поводырь”, “квадраты”, “неваляшка”, “электроцепь”; направлен на сплочение участников в коллективе, выявление лидера. В процессе проведения “веревочного курса” ребята учатся нести ответственность не только за себя, но и за товарищей в группе.

Психологическая игра “Наш выбор”. Перед игрой проводится жеребьевка, которая разбивает всех участников сбора в равноценные смешанные группы, в которые входят представители из разных отрядов. Таких групп 6. Группы, ограниченные во времени, проходят 6 станций. На каждой станции они выполняют определенное задание, требующее быстроты, точности исполнения, объединения усилий всех членов группы.

Побеждает группа, первой прошедшая все этапы и набравшая наибольшее количество правильных решений.

Тропинка небывалых открытий

Включает в себя игру “Неведомые миры”, возможности которой предполагают личностный и гражданский выбор, принятие ответственности за собственное решение, ответственную позицию в отношении глобальных гуманистических проблем человечества, применение и закрепление навыков самоанализа и рефлексии, навыков коллективного взаимодействия.

По окончании путешествия по тропинкам все участники строят “большую дорогу” из “кирпичиков”, где учитывается личный вклад каждого. Смысл заключается в том, что после каждого проведенного занятия участник берет листок цветной бумаги (“кирпичик”), пишет на нем, чем ему это мероприятие понравилось или запомнилось, и прикрепляет лист-“кирпичик” напротив темы мероприятия (все темы прописаны заранее). Если участнику мероприятие не понравилось, то он имеет право не давать свой отзыв. Таким образом, прослеживается обратная связь. Организаторам становится ясно, какие темы наиболее интересны и важны участникам сбора, так как именно они получат большее количество отзывов. У каждого отряда свой цвет “кирпичиков”.

Лидер-сбор дает старт акции “Доброе сердце”, о чем зачитывается обращение участников сбора к школьникам, учителям.

Обращение участников лидер – Сбора “Осинка – 2003”

Как бы ни было сложно жить в современном обществе, мы имеем возможность спокойно учиться и отдыхать, заниматься спортом и играть, да и просто общаться. Оглянитесь вокруг! Может в этот момент кому-то очень одинокому нужна ваша помощь и поддержка. Давайте не будем проходить мимо тех, кто нуждается в нашей заботе. Не стесняйтесь внести искорку радости и тепла в жизнь этих людей, помогите им почувствовать себя нужными обществу.

Что же можно сделать для того, чтобы добра в нашей жизни стало больше? В нашей заботе может нуждаться ребенок или взрослый, которому необходима помощь или моральная поддержка, или просто общение, потому что он болен или одинок. Посмотрите внимательно: вокруг нас много пожилых людей, которым забывают уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку, помочь перейти через дорогу.

Принимая все это во внимание, в ноябре 2003 года проводится районная акция “ДОБРОЕ СЕРДЦЕ”.

Вас ждут в больницах, приютах, Доме престарелых. Вашему вниманию будут рады ветераны и участники Великой Отечественной войны, пожилые люди, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, а также брошенные и бездомные животные.

Обращение передается в каждую школу района.

Цель акции - проявление милосердия, оказание помощи пожилым людям, своим сверстникам, волей судьбы оказавшимся в детских домах и приютах. Для этого организуется сбор вещей, игрушек, организуются концерты, представления, оказывается реальная помощь для социально-незащищенных слоев населения.

В заключение участникам предлагается ответить на вопросы анкеты.

Анкета

Уважаемые участники сбора “Осинка – 2003”, просим Вас ответить на несколько вопросов о лидер-сборе.

1. Оцени степень своей включенности в сборе по шкале 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (нужное обвести)

2. Что помогало тебе быть активным участником занятий?

3. Что мешало тебе быть более включенным в занятия?

4. Закончи фразы:

- в ходе сбора я научился…

- эти занятия помогли мне…

- я бы предложил ведущему изменить…

5. Укажи самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, моменты во время которых тебе удалось сделать определенный прорыв вперед.

6. Оцени степень полезности для тебя прошедшего мероприятия: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (нужное обвести)

Ожидаемые результаты

  1. Повышение заинтересованности в развитии и сотрудничестве детских и молодежных организаций и объединений Сормовского района.
  2. Овладение современными, эффективными формами общения, развития коммуникативных умений.
  3. Повышение социальной активности учащейся молодежи, развитие ученического самоуправления.