Урок развития речи в 5-м классе

Разделы: Русский язык, Литература


ТЕМА: “Земное путешествие инопланетян… Встреча с Мастером”.

ЦЕЛИ.

Образовательные цели:

- обучение навыкам написания творческих работ с использованием различных образных средств;

- формирование орфографической зоркости и умения определять значение слов;

- повторение пунктуационных правил.

Развивающие цели:

- развитие образной, логической памяти учащихся, их речи;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие ассоциативного мышления.

Воспитательные цели:

- формирование представлений о нравственных ценностях, культуре, ответственности;

- воспитание любви к природе, искусству, художественной литературе.

ОФОРМЛЕНИЕ.

- Портрет В.П.Астафьева,

- Репродукции картин И.Шишкина, Д.Васильева, А.Куинджи, И.Грабаря, В.Поленова (Пейзажи).

- Высказывание В.П. Астафьева (эпиграф к занятию): “Справедлива, мудра, терпелива наша природа…”

- На доске записаны следующие темы сочинений: “Лесная сказка”, “В осеннем лесу”, “Зимнее волшебство”, “О чем бы рассказали лесные обитатели, если бы умели говорить?”, “Мир природы глазами В.П.Астафьева”. (Учащиеся, по своему желанию, выбирают одну из предложенных тем).

- “Опорные” слова (образные выражения, которые можно использовать в сочинении).

- Учащиеся разделены на 3 группы: “Исследователи”, “Ценители прекрасного”, “Спасатели”.

- У каждой группы на столах “ассоциативные” схемы, рисунки, самостоятельно оформленные “ассоциативные” таблицы и сборники “самописных” книг “Мой мир”;

- Магнитофонная запись романса на стихи С.А. Есенина. (“Отговорила роща золотая”).

ХОД УРОКА.

* Вступительное слово учителя.

1 мая 2004 года В.П.Астафьеву исполняется 80 лет. Этот талантливый, самобытный писатель – наш земляк.

Мудрые произведения художника слова о природе – не только глубокие раздумья о её судьбе, но и образец яркой, образной, выразительной речи.

Сегодня вы вместе с В.П.Астафьевым, который незримо будет присутствовать на уроке (эту возможность нам “даст” обращение к его произведению “Затеси”), будете выступать не только в роли создателей своих творений, но и “жителей” планеты Земля (исследователей, ценителей прекрасного, спасателей), встречающих инопланетян. Ваша задача – помочь этим существам понять наш мир, создать такие творческие описания, в которых человек и природа Земли не выглядели бы для пришельцев враждебными. И произведение В.П.Астафьева вам в этом поможет.

“Справедлива, мудра, терпелива наша природа”, - сказал когда-то автор повествования “Царь-рыба”. А как он оценит ваши описания? Понравятся ли они ему? На этот вопрос мы попробуем ответить в конце нашего урока. А сейчас выбирайте тему своей работы и готовьтесь принимать “гостей”. (Комментирование дифференцированного задания).

* Итак, наше исследование и путешествие “гостей Земли” начинается.

Чтобы побыстрее освоиться в нашем мире, инопланетяне получили уже от своих “разведчиков” важную информацию о нравах землян. Теперь они знают, что истинные обитатели нашей планеты должны быть тактичны. А что такое такт? Один известный человек сказал: “Такт – это врожденная чуткость ко всему приличному, умение с достоинством вести себя в самых затруднительных обстоятельствах…” Согласны? А как понимаете вы? Воспитанность и такт – синономы? Какое поэтическое определение синонимов вы знаете?

(Ассоциативная рифма:

Эти братья – удальцы по-настоящему “близки”.

Их значенья всегда сходны.

А с “написаньем” - осторожно!)

- А вот как В.П.Астафьев откликается на проблему, связанную с неуважительным отношением к родному языку и окружающему миру. Послушайте отрывок из главы “Худого слова и растение боится.” и выпишите те образные средства, которые придают особую выразительность повествованию.

(“…Я – доблестный хозяин к тетке присоединился и раз – другой “облаял” свободные неприхотливые растения. Приезжаю следующей весной – в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет…

Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю…”).

- Корабль инопланетян продолжает путь, но представителям других цивилизаций нужно объяснить, что такое “образные средства”, иначе они не поймут ваши описания.

Помогите им, вспомните научные, а затем “поэтические” определения художественных средств!

(Метафора – краса,

Ярких образов душа.

А эпитет – молодец,

Ярких образов творец).

- А сейчас поиграем. Представьте, что одни из вас – инопланетяне, а другие – земляне. Необходимо “проэкзаменовать” пришельцев, называя им метафору, эпитет или олицетворение. Задача инопланетян – составление с этим образным выражением предложения, связанного с темой описания природы. Называется игра “Пароль – отзыв”. Участники имеют право пользоваться “опорными” словами, записанными на доске, обращаться к репродукциям картин. Одно из условий работы – использование изобразительных средств из повествования В.П. Астафьева “Затеси” (слова записаны в карточках).

 

Эпитеты, олицетворения Метафоры
Застенчивые (эпитет) рябинки.

Рябинка услышала (олицетворение).

Растения прячутся (олицетворение).

Величественная (эпитет) река.

Травы царствуют (олицетворение).

Бесстрашный (эпитет) цветок.

Ветер замер (олицетворение).

Деревца – барышни.

Последним пламенем осветится березка.

Деревце догорает.

Святая душа березки.

Березка – свеча.

Дивный наряд реки.

Ресницы звезд.

Багряное золото заката.

Шепот ветра.

Следующее испытание для инопланетян – освоение азов орфографии. Наших правил в написании слов они, конечно же, не знают. Надо помочь! Сейчас вам предстоит “преподать им урок” в определении разных орфограмм. Ваша задача – послушать замечательный романс (стихотворение С.А. Есенина “Отговорила роща золотая”), выписать образные средства и правильно обозначить орфограммы – буквы в словах. Давайте проведем конкурс на правильное выделение орфограммы у доски и в группах. (Два человека работают у доски). Не забывайте, что вы имеете право пользоваться “орфографической лестницей”. (“Орфографическая лестница” представляет собой следующий алгоритм:

1. Найди в слове орфограмму.

2. Определи часть слова, в которой находится орфограмма (приставка, корень, суффикс, окончание).

3. Вспомни правило, связанное с этой орфограммой (орфограммы в разных частях слова).

4. Подбери проверочное слово, если необходимо.

5. Задай вопрос, если необходимо. Определи форму слова.

6. Проверь написание слова по словарю, если необходимо.

Алгоритм представлен в виде лестницы. Каждый “шаг” алгоритма сопровождается примерами, которые не вошли в данную схему.)

-Подведение итогов конкурса.

- И вот мы вновь обращаемся к произведению В.П.Астафьева “Затеси” (глава “Диво-дивное”). Обратите внимание на то, как автору удается передать восхищение красотой природы.

Графически зафиксируйте в тетрадях однородные члены предложения. Назовите их. Нужны ли запятые?

(“А по безлюдному простору в дивном наряде, среди половодьем обихоженных берегов, будто в праздничной горнице, устеленной цветными половиками, бежит, шумит, царствует диво – дивное, горная река…”)

- Представители иных цивилизаций не знают, что рядом с нами живут “братья меньшие” - животные. Думается, некоторые из вас выбрали для написания тему, которая сформулирована так: “О чем бы рассказали лесные обитатели, если бы умели говорить?”

Давайте вспомним о “Красной книге”! Что вы знаете о ней из уроков природоведения?

- Работа с иллюстративным материалом.

Перед вами четыре фотографии (дельфин, лошадь, медведь, олень). Какие глаголы вы подберете, чтобы охарактеризовать “эмоции” этих животных? Какой из глаголов лишний? (Улыбается, задумывается, старается, мечтает умчаться).

Докажите свою правоту, используя поэтическое определение.

(Чтобы проверить мягкий знак,
Задавай вопрос ты так…
Форму слова назови,
Смело букву напиши.)

(Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?)
(Неопределенная форма, 3 лицо)

А вот как трогательно описывает В.П.Астафьев живой мир:

“Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений…”.

Как вы думаете, одобрил бы писатель наши с вами рассуждения о мире природы, если бы находился сейчас рядом здесь?

* Обобщение.

Вот и настал тот момент, когда вы прочитаете фрагменты своих “домашних” описаний, которые дополните к следующему уроку, используя материалы сегодняшнего занятия. Записанные в созданной вами книге “Мой мир” сказки, стихи должны быть проиллюстрированы символическими схемами или картинами, в которых отражено понимание самого важного в жизни людей на Земле (Например, глобус, цветок, корабль, внутри которых записаны законы жизни: доброта, бережное отношение к окружающему миру, умение понимать, ответственность, культура).

Как вы думаете, по каким законам должны строить свои отношения люди на нашей планете? Не испугаются ли землян представители иных миров, прочитав ваши послания? “Защитите” свою символическую схему! Оцените выразительность творческой работы своего товарища. Согласны ли вы теперь с В.П. Астафьевым, который сказал, что мир природы – это “дар и благодать”?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Продолжить оформление “самописной” книги “Мой мир”, в которую должны входить творческая работа (темы сочинений указаны на доске, учащиеся выбирают уровень); иллюстрация или символическая схема (по выбору).

Учитель русского языка и литературы Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3 (Красноярский край) Алексеева В.Е.