Физкультурно-экологическое занятие в подготовительной группе "Путешествие по горному Алтаю"

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Экология


Наш детский сад 15 лет работает по экологическому воспитанию дошкольников. Экологическим содержанием проникнуты все виды детской деятельности, в том числе и физкультурно-оздоровительная работа.

Как руководитель физического воспитания в своей работе использую разнообразные формы, направленные на формирование у детей здорового образа жизни через взаимодействие с окружающей средой.

В теплое время года/летом, осенью, весной/утреннюю гимнастику провожу на эколого-оздоровительной тропе, чтобы поддерживать и укреплять в ребенке зернышко здоровья в естественных условиях. В уголке нетронутой природы, где растут у нас разнообразные деревья, обращаю внимание детей на то, какой заряд бодрости, здоровья и закалки организма мы получаем от чистого воздуха и той энергии, которую посылает нам живая природа. Большое внимание уделяю обучению детей дыханию через нос.

Начиная со средней группы, ежемесячно провожу эколого-физкультурные занятия с детьми. Работаю в тесном контакте с воспитателями и экологом. На физкультурных занятиях закрепляем и расширяем знания детей об окружающей природе, полученные на занятиях по экологии. Учим детей любить и понимать природу, радоваться ее красоте, умело пользоваться ею для оздоровления своего организма. Рассказываю и показываю детям, например, какую пользу приносит лист подорожника, из каких трав можно заварить чай от простуды и т.д. Для повышения интереса детей к занятиям использую разнообразные рассказы о природе, стихи, загадки, наглядный материал. Для повышения двигательной активности детей изготовляю и использую разнообразное оборудование и пособия/дорожку из пробок, из пуговиц, тоннели, ходули, волшебные сапоги-скороходы для прыжков, "змею", "гусеницу" и т.п./Занятия провожу в игровой форме. Дети занимаются с большим удовольствием, т.к. мы с ними совершаем путешествия в лес, в горы, на Луну, в зоопарк, превращаемся в животных, насекомых, птиц. На каждом занятии использую музыкальное сопровождение для разминочной части – бодрую, веселую музыку, для релаксации – медленную, спокойную.

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ”.

Программное содержание:

Расширить знания детей об Алтайском крае, закреплять знания о животных и растениях Горного Алтая. Развивать физические и нравственно-волевые качества, творческое воображение, учить придавать предметам образ. Упражнять детей в лазанье, в сохранении равновесия, в прыжках через бревно, развивать координацию движений; совершенствовать кувырок вперед с сохранением группировки. Учить детей расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма, взаимовыручку. Прививать детям любовь к родному краю, умение видеть ее красоту, познакомить детей с правилами поведения в походе.

Предварительная работа: Беседы воспитателя об Алтайском крае, чтение рассказов Г. Горышина "На Алтайской тропе"; подбор музыки, разучивание общеразвивающих упражнений с мячом и подвижных игр.

Оборудование. Карта Алтайского края, книга "Алтайский край" с иллюстрациями Горного Алтая, мячи, дорожка из пуговиц, 6 гимнастических палок, ребристая дорожка, 5 пластмассовых листочков, 2 мата, узкая доска, 4 куба, мягкое бревно, веревка, скамейка, корзина с битами, обруч, большой мешок с обручем, чайник с витаминным чаем, поднос, стаканы, салфетки, бумага для рисования.

Технические средства. Магнитофон, аудиозаписи песни В.Шаинского "Улыбка", ансамбля "Спейс" "Синева", "Пристегните ремни".

ХОД ЗАНЯТИЯ

На центральной стене расположено изображение гор из ткани, на полу около "гор" стоят макеты деревьев ели и березы с птицами: кедровки, сойки, клеста.

Дети входят в зал и садятся на ковер вокруг карты Алтайского края.

Руководитель физической культуры: - Дети, сегодня у нас большая радость. Мы с вами отправимся в поход. В мире очень много красивых мест, но самые лучшие места, где ты родился и живешь. Мы в каком крае живем?/В Алтайском крае/. В нашем крае есть степи, ленточный бор, высокие горы.

- Как они называются? - Алтайские. Перед вами карта Алтайского края. Давайте попробуем найти наш город и Алтайские горы. Горы очень красивые, они покрыты лесом.

- Кто знает, как называют людей, которые любят путешествовать по горам, по лесам, по морям?/Туристами/.

- Сегодня мы с вами будем туристами и отправимся в путешествие по Горному Алтаю. К путешествию туристы готовятся очень серьезно.

- Что они берут с собой?/Одежды, еду, посуду, мыло, полотенце, карниз, компас и т.д./

- Куда складывают они вещи?/В рюкзак/

- Алтайские горы от нас находятся очень далеко. Как же мы доберемся до них?/Можно ехать на машине, на поезде, на автобусе, лететь на самолете/.

- Мы с вами, полетим в горы на самолете.

/Под звуки музыки ансамбля "Спейс" "Пристегните ремни" дети, сидя на полу, изображают и представляют, как будто они летят в Горный Алтай/

- Наш самолет поднимается все выше и выше в голубое небо, мы летим над зелеными полями, над зелеными лугами, лесами, но вот вдалеке показались высокие горы, наш самолет подлетает к ним все ближе и ближе, наш самолет идет на посадку, спускается все ниже и ниже.

Уважаемые туристы, наш самолет совершил посадку в Алтайских горах.

/Дети открывают глаза, перед ними раскрыта книга с иллюстрациями Алтайских гор/.

- Посмотрите:
Вот наши горы
Любо поглядеть
Лесисты, зелены.

Ну-ка, посмотрите в бинокли, полюбуйтесь красотой гор, какие деревья растут на них/сосны, ели, кедры, березы, осины, по краю дорог растут тополя/.

- Какие птицы здесь живут?/Сойки, клесты, кедровки/

- Чем они питаются? /Кедровыми орешками/. В этих орехах много витаминов, они очень полезны для здоровья. А луга и долины в горах усыпаны красными маками, оранжевыми огоньками, золотыми лилиями. Какие красивые горы! Вам нравятся они?

Прежде чем отправиться в поход по горам, мы должны сделать разминку.

"Разогреем руки"/сидя на полу/

1. Растирание ладоней друг о друга.

2. "Надень колечко". Массаж для пальцев.

3. "Пчелки"- сжимать, разжимать, шевелить пальцами рук.
"Настала ночь, пчелки уснули" - расслабить пальцы рук.

4. "Разомнем ноги"/стоя/.
Поочередно отрывать пятки от пола.

5. "Качалочка"- перекаты с пяток на носки и обратно.

6. Сжимать и разжимать пальцы ног в "кулак"

Разминку мы сделали, пора отправляться в поход. Но сначала надо вспомнить правила поведения в походе. Что нельзя делать?/Ломать ветки, разорять гнезда, норы, муравейники, нельзя шуметь/. Помните, за хорошее отношение природа вас обязательно отблагодарит.

- А теперь представим, что мы туристы, взяли "рюкзаки", вместо них у нас будут мячи, построимся друг за другом, сильные и здоровые туристы должны идти сзади и помогать товарищам. Итак, мы по тропинке отправляемся в горы. Звучит музыка ансамбля" "Спейс" "Синева". Разминка

рис. 1

1. Ходьба по кругу, мяч за головой.

2 .Идем по мягкой траве на носках, на пятках - ходьба "змейкой"

3. "По каменистой гальке" - ходьба по дорожке из пуговиц.

4. "По еловым кореньям" - ходьба по гимнастическим палкам.

5. "По листочкам"- ходьба широким шагом, наступая на пластмассовые листья.

6. "Пошел дождь!" Рюкзаки поднимаем вверх и побежим по тропинке на носках, бег змейкой.

7. "По высокой, мокрой траве"- идем с высоким подниманием бедра.

8. "Прямо бежим перепрыгивая через лужи"- бег широким шагом.

9. "Дождь кончился, дорога скользкая, несем тяжелые рюкзаки на спине, но мы сильные туристы, трудностей не боимся, поднимаемся все выше и выше в горы."- Ходьба с наклоном туловища вперед, мячи за головой.

10. "Пришли мы на туристическую базу", давайте, снимем рюкзаки и поиграем, попрыгаем через них друг за другом, но если я хлопну в ладоши, вы должны сесть на рюкзак /мяч/.

11. А сейчас мы с вами погуляем по поляне - спокойная ходьба врассыпную.

12.А теперь отдохнем, подышим чистым свежим горным воздухом.

13. 1-3 - вдох через нос, живот выпячиваем вперед 3-4 – выдох/через нос/, живот втянуть в себя.

А сейчас мы сделаем массаж полости рта. Зачем?

/для того, чтобы не заболеть ангиной/

1. Языком погладить мягкое небо.

2. Делать круговые движения языком вокруг уголков рта.

3. Достать языком нос, подбородок.

- На этой красивой поляне мы сделаем привал и поиграем с мячами.

Общеразвивающие упражнения с мячом.

1. "Нарисуй солнышко "

И.п. стоя, ноги врозь, мяч в руках. Круговые движения рук с мячом в правую сторону, затем в левую сторону.

2. И. п. тоже.

Подбросить мяч вверх и поймать.

3. "Покатай мяч"

И.п. ноги вместе, мяч на грудь.

1-2-3- прокатить мяч по груди, по ногам, 4-6- вокруг ног, 7-9 - обратно по ногам на грудь.

4. "Мостик"

И.п. сидя, ноги согнуты в коленях, мяч на полу справа.

1-2- ноги приподнять, мяч прокатить под ногами справа налево.

3-4- мяч прокатить слева направо под ногами.

5-6- ноги опустить.

5. "Покачаемся на спине"

И.п. сидя , мяч зажать между колен, голову опустить вниз, руками обхватить колени.

1-2- Перекат на спину; 3-4- И.п.

6. "Покатаемся на мяче"

И.п. лечь животом на мяч, руками опереться о пол. Кататься на мяче лежа на животе.

7. Прыжки вокруг себя на месте, сидя на мяче, мяч держать

руками сзади. Ходьба вокруг мяча, на "хлопок" ногу поставить на мяч.

8. "Кто дальше продержит мяч на руке"

И.п. стоя, ноги врозь, мяч в правой руке.

1-7.-держать мяч в правой руке на ладошке, левую руку в сторону.

8-14.- держать мяч в левой руке на ладошке, правую руку в сторону

9. "Волчок"
И.п. присесть, мяч положить на пол.

Правой рукой закрутить мяч на полу, левой рукой гладить себя по голове. Затем руки сменить.

10. "Забрось мяч"

А теперь встанем в круг и соберем мячи в мешок, посмотрим какие вы меткие./Дети забрасывают мяч в мешок по очереди/. Дети, давайте возьмем бинокли и посмотрим, какие звери живут в горах?/Горные козы, маралы, медведи, волки, лисы, барсуки, снежный барс, белки, зайцы/. Можно достать фотоаппараты и сфотографировать их на память /Имитация фотосъемки/.

- Дети, чем любят лакомиться медведи?/Медом/. Поиграем в игру "Медведь и пчелы ".

- Хорошо, мы поиграли, отдохнули, пора продолжить наше путешествие. Куда дальше идти? Где наша тропа? Пойдем мы прямо в горы. Гора крутая, будьте осторожны.

Основные виды движений

“рис.2”

1. "Надо забежать на гору и спуститься с нее".

/Забежать по наклонной лестнице вверх, перейти на гимнастическую стенку и спуститься вниз/.

2. Дальше мы пойдем по узкой тропинке вдоль ущелья, по камням — ходьба по узкой доске прямо, ходьба по ребристой дорожке по кубикам.

3. Потом завернем направо, пройдем через лес, здесь придется перепрыгивать через деревья, которые лежали на пути /Прыжки боком на двух ногах через мягкое бревно/

4. И вот вышли мы на берег озера, здесь можно и покувыркаться на песке/кувырок вперед/.

- Дети, чтобы продолжить наше путешествие мы должны переплыть через озеро. Самое красивое озеро в Алтайских горах - это Телецкое.

- На чем можно переплыть? /На катере, на лодке, на плоту/. На одном плоту мы не сможем переплыть, нас много, придется строить нам два плота. Сейчас мы разделимся на две команды и посмотрим, чья команда быстрее построит плот и переплывет через озеро. Но сначала мы должны подготовить, расчистить берег от камней и бревен. /Дети убирают оборудование/

Эстафета "Переплыви озеро"

По команде первые игроки должны лечь на пол, на спину и перекатываться "бревнышком" со спины на живот до края ковра и оставаться лежать на спине и т.д. Как только последний игрок перекатится "бревнышком", все игроки должны сесть друг за другом, положить руки на плечи друг другу и, отталкиваясь ногами, передвигаться вперед, сидя на полу не расцепляя рук до противоположного края ковра.

- В озере водится очень много рыбы. Не хотите ли порыбачить?

Поиграем в игру "Рыбаки и рыбки"

- Рыбака выберем считалочкой, остальные дети "рыбки", но будьте внимательны, если рыбаки поднимут сети вверх, вы должны пробежать под сетями, а если вниз опустят, перепрыгнуть через сети. А если вы поймаетесь в сети /наступите на веревку/, то выбываете из игры.

- Молодцы рыбаки, рыбы наловили, пора думать об ужине. Надо развести костер. Где можно разводить костер? / На старом кострище или около воды на берегу озера /. Вместо дров возьмем мы по 1 бите и разведем костер. Близко к костру садиться нельзя. Почему? / Можно обжечься /.

“рис. 3”

Наш костер горит ярко, давайте включим музыку и потанцуем вокруг костра. Дети, когда горит костер, от него идут тени и блики, кажется, что турист танцует не один, вместе с ним его тень.

Танец "Теней"

Один игрок будет туристом, а другой его тенью. Под музыку В. Шаинского "Улыбка" турист танцует, а тень его повторяет движения. Когда музыка прервется, вы должны замереть в одинаковой позе, затем поменяться ролями.

- Хорошо мы с вами отдохнули, потанцевали около костра. Можно присесть и попить чай. Дети, а заварки у нас нет. Как же быть?

Из чего можно заварить чай? /Ответы детей/. В горах много лекарственных растений. Посмотрите, вот душица, тысячелистник, понюхайте, запашистые травы. /Дети рассматривают, нюхают лекарственные растения/. А это чьи ягоды? /шиповника, боярышника/. Как вы думаете, можно из них заварить чай? /Да/. А вот чай и готов, давайте попьем. /Дети пьют витаминный чай из лекарственных трав/

- Дети, солнце село низко, пора домой возвращаться, но что мы должны сначала сделать? /Затушить костер/.

- Чем можно потушить костер? /Водой, песком/.

- Костер мы потушили, а сейчас сядем в самолет и полетим обратно в любимый свой город. Во время полета я расскажу вам легенду о чудесном Лебедином озере. Тихо звучит музыка ансамбля "Спейс" "Баллада". Садитесь поудобней, можно прилечь. Дети садятся в круг. Расслабление лежа на спине. Чудесное это озеро потому, что вода в нем чистая и прозрачная, зимой в трескучие морозы вода прозрачная, зимой можно увидеть белых лебедей. А почему оно так называется, об этом рассказывают легенды.

Однажды в горах поднялся сильный ураган. Такой сильный, что выплескивались озера. Выплеснул ураган и Лебединое озеро на самые вершины гор. Все лебеди взлетели, а один не рассчитал и бросило его на скалу, только перья закружились в воздухе. Подхватила перо его подруга и стала летать вокруг этого страшного места. На утро ураган стих, а лебедь еще целый месяц кружила, обессилив упала и разбилась. Выпало перо, взлетело в воздух и стрелой вонзилось в землю и пробило ее и забурлил в этом месте ключ. - Вот. какие чудеса есть в Алтайских горах. Уважаемые туристы, наш самолет совершил посадку в г. Рубцовске. Все открыли глаза, потянулись и улыбнулись. Пальцы сжимайте в кулаки и разжимайте. Потяните носки ног вперед на себя. Повторить 3-4 раза. Мы с вами хорошо отдохнули.

- Наше путешествие закончилось, но вы не забыли, что во время путешествия фотографировали животных. Сейчас вы все получите фотобумагу и дома напечатаете фотографии животных, а на следующем занятии мы рассмотрим их и положим в альбом на память о нашем путешествии.

Литература:

1. Г.Горышина "На Алтайской тропе "

2. С.Н.Николаева "Экологическое воспитание дошкольников"

3. В.И.Кинелев. "Алтайский край"

4. Е.Г.Батурина. Сборник игр к "Программе воспитания в детском саду ".