Путешествие-исследование по теме: "Лексика"

Разделы: Русский язык


Ребята!

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие-исследование , цель его – исследовать страну , имя которой ЛЕКСИКА , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны.

Компасом будут служить ваши знания… Но не только . Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье , смекалку , умение быстро работать .

  • Почему страна, куда мы отправляемся, называется ЛЕКСИКОЙ?

( Лексика - слово греческого происхождения, в переводе на русский язык обозначает “ слово, выражение ”.)

А.М.Горький говорил: “Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей”. (Плакат над доской )

Определите значение слова “богатый” по словарю. ( Здесь и далее используется Школьный толковый словарь русского языка)

1.Обладающий большим имуществом, зажиточный.

2.Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3 Имеющий в большом количестве чего-либо, с избытком.

ЗАДАНИЕ 1 . Вставьте пропущенные буквы.

Сп…сать текст , не сп…шить при списывании , зап…вать песню ,зап…вать водой , скр…пить листочки , скр…петь от ветра , пол…скать белье, пол…скать кошку, разр…дить щавель , прим…рить друзей , прим…рять пальто , пос…деть от горя , пос…деть на скамейке .

  • В какой части слова пропущена орфограмма? (В корне )
  • Объясните написание слов?
  • Что вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? (Лексическое значение)

ЗАДАНИЕ 2 .Объясни пропущенные буквы и недостающие запятые.

Последний сноп св..зен с нагих полей
По стоптанным гуля..т жнивьям стадо
И тянет..ся станица журавлей
Над липником замолкнувш… сада.

( А.Фет )

  • Найди в тексте слова, значения которых вы не знаете точно. Уточняем значение этих слов по словарю. (По рядам )

НАГИХ – нагишом – в голом виде, совсем без одежды

ЖНИВЬЕ –

1.Поле, где сжат хлеб.

2.Солома, оставшаяся на корню после жатвы.

СТАНИЦА – то же, что стая

ЛИПНЯК – липовый лес, заросль

ВЫСТАВКА СЛОВАРЕЙ

Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка, но оно создается не только большим количеством слов, а еще и тем, что в русском языке есть слова, близкие по значению, многозначные слова и слова с переносным значением.

  • Чем отличаются слова друг от друга? (Отличаются лексическим значением, о нем мы узнаем в толковом словаре)
  • Вы справились с заданиями и перед вами открылась карта не совсем еще познанной страны ЛЕКСИКА.
  • Воды великого океана омывают нашу страну, достичь её берегов возможно лишь морским путём. Как называется город вы узнаете, послушав стихотворение А.С.Пушкина и ответив на вопрос:
  • Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

( Судно и корабль – это слова-синонимы, они использованы для большей выразительности)

  • Вот мы и прибыли в город СИНОНИМЫ.

ЗАДАНИЕ 3.

Подберите синонимы к слову ВЕРНЫЙ в словосочетаниях:

  • Верный друг - (преданный)
  • Верный расчёт – (правильный)
  • Верное сходство – (абсолютное)
  • Верная гибель – (неминуемая)
  • Верный глаз – (меткий)
  • Верный ответ – (правильный)

Что же такое синонимы?

(Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию)

ЗАДАНИЕ 4.

Закончите предложения.

Простое слово “ промежуток ”:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт
Мы называем всё ….
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ….
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим….
После урока непременно
Нужна ребятам….

  • Какие слова вы вставили? Как называются эти слова?

( Антракт, перерыв, передышка, перемена – это слова - синонимы к слову “промежуток”)

  • Для чего используются в речи синонимы?

( Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мысли, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов).

  • Путешествие продолжается и мы приближаемся к новому городу.
  • Какие слова в стихотворении Я.Козловского произносятся одинаково, но обозначают разные понятия?

ВЕСНУШКИ.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.

( Сноса – с носа; мыла – мыла ; от мыла – отмыла )

  • Как называется такое явление в языке? (Омонимия)
  • Если синонимы близкие по значению, то омонимы?

( Далёкие по значению, но одинаковые по написанию и звучанию)

Путь преграждают стражники, предлагают ключи, один из которых откроет ворота этого города, если вы скажите, о каких ключах говорится в следующих строчках.

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.

(ключ инструмент; ключ соль; родник)

ПОЛУЧИТЕ КЛЮЧ

Жители этой местности очень весёлые люди, любят пошутить, а поэтому задают шутливые вопросы и предлагают отгадать загадки, но спрашивают на каком явлении языка они основаны.

  • На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради и поля земли)
  • Какой рукав нельзя пришить? (Рукав платья и рукав реки)
  • Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный и кран водопроводный)

(шутливые вопросы построены на явлении омонимии)

ОСТАВИМ ЭТОТ ВЕСЁЛЫЙ ГОРОД.

Продолжим наше путешествие. Мы приближаемся к новому городу.

И здесь нас ждёт привал, время игры.

Стихотворение Д.Чиарди “ Ещё одно эхо ”?

И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “ Наоборот ”.
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь
……… .
Скажу я слово
ДАЛЕКО,
А ты ответишь
……… .
Скажу я слово
ПОТОЛОК,
А ты ответишь
………. .
Скажу я слово
ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты
………. .
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты
…….. .
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу.
Ну, отвечай:
……… .

  • Какое явление наблюдается в этом стихотворении? (Антонимия)

Мы прибыли в город АНТОНИМЫ.

  • Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположенным лексическим значением)

ЗАДАНИЕ.

Подберите к данным прилагательным слова с противоположным лексическим значением так, чтобы их начальные буквы сложились в слово антоним.

Бескорыстный – а (алчный)

Обычный – н (необычный)

Комичный – т (трагичный)

Трусливый – о (отважный)

Спокойный – н (неспокойный)

Пассивный – и (интенсивный)

Постылый - м ( милый )

Выполнив правильно задание, мы добрались до следующего города.

Нас встречает мальчик, а как он себя неприлично ведёт, он показывает нам язык.

  • Что это всё значит?

Вот какая – то записка лежит . Прочитаем её .

“Дорогие путешественники – исследователи! Приветствуем вас в нашем городе! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. В каком значение это слово употреблено? Если вы это правильно сделаете, то назовёте город в который прибыли. Желаем вам успеха!”

1.Язык, доставленный разведчиками , сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага . (Пленный)

2. Мама посоветовала мне прикусить язык. (Замолчать)

3. Маша больно прикусила язык. (Употреблено в прямом значение)

4. Предупреждаем : на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю , помните – при желании язык до Киева доведёт. (Средство общения)

( Слово “язык” многозначно , во 2-м предложении оно употреблено в прямом значении , а в остальных – в переносном )

Мы прибыли на станцию “ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ”.

  • Что даёт нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?

(Употребляя в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной. Этим свойством пользуются писатели и поэты.)

  • По какому городу мы путешествовали?
  • Чему же мы научились, посмотрим, выполнив следующее задание.

ЗАДАНИЕ.

Прочитай текст. О чём в нём говорится?

…Неожиданно донёсся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни.

Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)

  • Найдите в тексте антонимы.

(Маленький – огромный)

  • Найдите синонимы.

(Положено и доступно, незаметные и маленькие, доброта, простота, доверие; радость и счастье)

  • Многозначные слова.

(Донёсся, каждый, украшают)

  • Слова, употреблённые в переносном значении.

(Крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой)

ИТОГ.

Все слова языка . ( Лексика )

Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)

Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений. (Синонимы)