Функциональные стили речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Повторение орфографии, типов текста;
  • Отработка навыков определения художественных изобразительных средств языка;
  • Углубленная работа по определению стилей речи.

Работа по карточкам (индивидуальная словарная работа).

Предполагает повторение темы “Корни с чередованием.”

Учащиеся делают вывод и обобщение в форме синквэйна под названием “ Чередование”.

Например:

  • Чередование.
  • Понятное, объяснимое.
  • Правила учить заставляет.
  • Много ошибок из-за него.
  • Внимательность.
  • Чередование.
  • Коварное, необычное.
  • Внимания требует всегда
  • От суффикса или ударения зависящее.
  • Позиционная мена.

 Экспресс-опрос.

Класс получил раздаточный теоретический материал, дающий возможность вспомнить известное о тексте, его композиции, об основных элементах композиции, о составляющих трех основных частей текста.

Раздаточный материал богат яркими примерами, которые учащиеся могут использовать для иллюстрации своих ответов.

– Что такое текст?

– Что называется композицией текста?

– Каковы основные элементы композиции?

– Что представляет собой вступление?

– Что включает основная часть текста?

– Что представляет собой заключение?

– Типы текста?

– Стили речи?

Работа в парах.

Определение типа текста, доказательство своего мнения. Поиск художественных изобразительных средств языка. У каждой пары индивидуальное задание, т.е. свой текст, представляющий описание, рассуждение или повествование. Пользуясь в затруднительном положении все тем же теоретическим раздаточным материалом, учащиеся определяют виды тропов и стилистические фигуры, характерные для данного текста, приводят доказательства принадлежности своего текста к определенному функциональному стилю речи.

Самостоятельная работа со связным текстом.

Все получают один и тот же текст (В.М. Шукшин “Раскас”)

Задание:

– Исправить ошибки.

– Распределить по группам орфографические, лексические, грамматические и пунктуационные ошибки.

– Определить тип текста, стиль речи, доказать свою точку зрения.

– Ответить на вопрос “ Почему “раскас” Ивана Петина, по мнению редактора, нельзя назвать рассказом?” Дать письменный ответ.

Домашнее задание

Миниатюра “Мои летние каникулы” в нетрадиционном жанре (письменный монолог) с использованием разнообразных художественно-изобразительных средств языка.

На данном уроке русского языка прослеживается связь с литературой, т.к. класс работает с художественным текстом, который будет анализироваться на следующем уроке литературы. Учитель использует новую технологию, способствующую развитию критического мышления учащихся (составление синквэйнов).

Предполагаемые трудности, которые класс может испытывать, предупреждены: под рукой раздаточный справочный теоретический материал. Подобная работа поможет успешному выполнению части “С” ЕГЭ по русскому языку.