Краеведческое образование дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Последнее десятилетие, в котором мы живем, – это время формирования гражданского общества и правового государства, время признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.

Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.

Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство» (В.И.Логинова и др.) и авторской программе «Юный эколог» (Л.А.Репникова, Р.И.Вашурина), которая прошла апробацию в условиях эксперимента и была рекомендована к внедрению. Совершенствуя программу, разрабатывая региональное краеведческое содержание, возникла необходимость создания авторской интегрированной краеведческой программы, которая разрабатывается коллективом авторов в сотрудничестве дошкольных учреждений № 149, 159, 169, ОДОУ ОАО «АВТОВАЗ».

Основная цель краеведческой программы – в условиях поликультурного этнического региона воспитание уважения к культурным традициям этносов. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

Актуальность создаваемой программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Концептуальным подходом в разработке программы является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Цель разрабатываемого краеведческого блока «Ладушка» в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к городу, в котором они живут, помочь им осознать значение города Тольятти как крупнейшего российского центра автомобилестроения.

Предлагаемый краеведческий блок «Ладушка» рассчитан на 3 года и содержит информацию о современном городе Тольятти, начиная с 1953 года – строительства ГЭС им. Ленина.

Следуя дидактическим путем от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, предлагаем начинать ознакомление с родным краем с района, в котором находится детский сад.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

  • игровой;
  • музейной педагогики;
  • метода проектов;
  • домашнего кинотеатра;
  • компьютерных игр.

Учитывая психологические особенности дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной.

Информативная часть программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.

Не спешите с ответом на его вопрос. Не забывайте, что совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтение книг, подведет к правильному ответу опосредованно. Пусть малыш переживет состояние первооткрывателя, свою «Эврику!». Поддерживайте в нем уверенность в том, что он сам непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Основные задачи блока «Ладушка»:

  • Формировать чувственное, эмоционально-действеное отношение к родному городу, Самарскому краю;
  • Расширять представление детей о достопримечательностях городов: Тольятти, Самара;
  • Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих в Поволжье, сопричастности к событиям в городе Тольятти, Самарском крае;
  • Помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития;
  • Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры;
  • Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край;
  • Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Реализация блока программы также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

Город растет. Новейшая история будет реализовываться через разные формы работы с дошкольниками. Реальность будет диктовать сам процесс. Развитие новых ориентиров даст пищу для творчества. Этому способствует открытость программы.

Для успеха работы по программе важное значение имеет создание в детском саду атмосферы эмоционального благополучия, психологического комфорта для детей и сотрудников. Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей.

В системе формирования эколого-краеведческих представлений используем разные виды детской деятельности:

  • игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа – куклы Ладушки, которая «встречает» детей в эколого-краеведческом музее нашего дошкольного учреждения, детские игры и упражнения, компьютерные игры и др.)
  • наблюдения;
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • художественно-творческая деятельность;
  • работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами;
  • детский досуг.

Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру.

Предусматривается ознакомление с экспозициями различных музеев города, проведение циклов музейных занятий, организация мини музеев в детском саду, музейных центров в группах и в семье.

В связи с изменением условий и задач, была предпринята широкая программа оснащения материальной базы дошкольного учреждения. Создан музей краеведения с экологической значимостью. Его содержание отражает современность города Тольятти и соответствует цели и задачам 3 блока краеведческой программы «Ладушка». Музей имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями.

Тема «Мой детский сад»

(Средняя группа)

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
  • Развивать желание быть в детском саду.
  • Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • улица Маршала Жукова,
  • лесопарк,
  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Дидактическая кукла «Ладушка», технологические карты на каждого ребенка, фотографии помещений и территории детского сада.
  • Дидактическая игра «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.
  • Карта «Страны Детсадии».

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях кукла Ладушка»;
  • Слушание стихотворения Нодара Думбадзе «Сад».

Я думала и в правду,
Что сад – это сад.
Где бабочек ловят,
Едят виноград . . .
Ой, мамочка – мама,
Куда я пришла?!
Сажают детей
За обеденный стол!
Котлеты несут
И молочный кисель!
А после, как дома,
Уложат в постель!
Ой, мамочка,
Лучше вернемся назад, –
Я сама покажу,
Где находится сад!

Вопросы к детям

  • Про какой сад рассказала кукла Ладушка? (Детский)
  • Вы можете рассказать кукле Ладушке, где находится ваш детский сад? (На улице Маршала Жукова)
  • Как называется это место? Почему? (Лесопарковая зона)

Детская игра «Угадай и назови»

Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.

Ладушка читает стихотворение:

Хорошо у нас в саду
Не дождусь, когда пойду.
– Мама, раньше разбуди,
Раньше в садик отведи!

Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.)

Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»

Детская игра «Все работы хороши»

В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада.

Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.)

Проблемный вопрос:

  • Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?

Совместный хозяйственно-бытовой труд детей по технологическим картам.

Совместная деятельность:

  • Беседа «Что такое детский сад?»
  • Творческие игры в игровых центрах группы.
  • Экскурсия по детскому саду.
  • Труд на участках детского сада.
  • Кормление животных в зооуголке.
  • Встреча с поваром.
  • Экскурсия на прачечную, в медицинский кабинет.
  • Чтение.
  • Концерт для малышей.
  • Рисование «Наш любимый детский сад».

Взаимодействие с семьей:

  • Беседа «Что ты знаешь о своем детском саде?»
  • Совместное изготовление интерьерной игрушки для украшения группы.
  • Совместный труд на участке детского сада.
  • Совместное украшение группы к празднику.

Тема «Любимый город – ты цветок из камня»

(Старшая группа)

Цели

  • Расширять представление детей об архитектурных достопримечательностях города;
  • Закрепить понятие адреса.
  • Формировать элементарные умения пользоваться планом.
  • Вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе.
  • Находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
  • Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.

Лексика

  • район,
  • улица,
  • план,
  • адрес,
  • новостройки,
  • жилой дом,
  • архитектурное сооружение.

Материал к занятию

  • конверт с рисунками детей,
  • видеофильм,
  • план Автозаводского района (на каждого ребенка),
  • песня П. Градова «Здравствуй, город Тольятти»

Структура, методические приемы

  • Игровая ситуация «Построй главную улицу» (из детских рисунков, изображающих впечатления от экскурсии по улице Революционной);
  • Рисование: маршруты «детский сад – детский парк», «торговый центр «Русь на Волге» – мой дом»;
  • Беседа «Мой адрес»;
  • Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»;
  • Творческие рассказы-описания гидов;
  • Проблемная ситуация «Почему про Тольятти можно сказать: «Любимый город – ты цветок из камня»?»;
  • Пение песни на слова П. Градова «Здравствуй город Тольятти».

Совместная деятельность

  • Знакомство с планом города (в городе 3 района – Автозаводский, Центральный, Комсомольский);
  • Экскурсия по городу по улице Революционной;
  • Просмотр видеофильма «Наш Тольятти»;
  • Чтение стихотворения С. Мосина «Песня о Тольятти»;
  • Д/игра «Красивые слова – тебе, любимый город»;
  • Рисование «Главная улица города»;
  • Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.

Взаимодействие с семьей

  • Прогулки по городу;
  • Фотовыставка «Мой город»;
  • Беседы с детьми «Твои маршруты»;
  • Чтение стихотворений о родном крае, городе.

Тема «О чем может рассказать новенький автомобиль?»

(Подготовительная группа)

Цели

  • Формировать представления о том, что автомобиль выпускают не только в Тольятти, но и в Ульяновске, в Нижнем Новгороде, Москве и т.д.
  • Дать детям элементарные представления о процессе сборки автомобиля «Лада».
  • Познакомить детей с трудом рабочих автомобильного завода.
  • Закреплять умение рассказывать о трудовом процессе по предметно – схематической модели.
  • Развивать интерес к профессии автомобилестроителей.
  • Воспитывать уважение к умелому человеку и стремление подражать ему, гордость за трудовые достижения.

Лексика

  • автомобиль,
  • машиностроитель,
  • слесарь-сборщик,
  • салон,
  • конструктор,
  • сварщик,
  • штамповщик,
  • токарь,
  • испытатель.

Материал к занятию

  • видеомагнитофон,
  • видеосюжет «Как рождается автомобиль»,
  • модели процесса сборки автомобиля, семейные фотографии родителей на производстве,
  • бумажная заготовка автомобиля,
  • клей,
  • кисточка,
  • модели автомобилей»УАЗ», «Волга»,
  • условная карта с отметкой трех городов: «Ульяновск, Нижний Новгород, Тольятти».

Структура, методические приемы

  • Проблемная ситуация: «О чем может рассказать новенький автомобиль?» (о том, кто его собирал на заводе);
  • Просмотр видеосюжета «Как рождается автомобиль»;
  • Дидактическая игра «Кто работает на автомобильном заводе?»;
  • Рассматривание фотографий «Мама и папа – машиностроители»;
  • Моделирование процесса сборки (кузов – покраска кузова – сборка автомобиля – салон – стекла, руль, сидения, мотор, колеса);
  • Дидактическая игра «Узнай и назови Российский автомобиль»;
  • Демонстрация моделей автомобилей «УАЗ», «Волга» и рассказ воспитателя о том, где их выпускают, используя условную карту;
  • Конструирование автомобиля из цветного картона.

Совместная работа

  • Рассматривание фотографий «Автозавод»;
  • Рассказы детей о трудовых процессах рабочих автозавода по предметно-схематической модели;
  • Рисование «Автомобиль Лада – что надо!»;
  • Заучивание стихотворения «Где Ладу одевают» А.Степанов;
  • Посещение «Автосалона».

Взаимодействие с семьей

  • Рассказ родителей о своей работе на заводе;
  • Экскурсия с мамой (и папой) на завод;
  • Посещение музея «Трудовой славы АВТОВАЗа»;
  • Посещение выставок, кастингов, связанных с темой автозавода.