Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древние государства Передней Азии. Цивилизация Древнего Востока"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Передней Азии в древности и на основе этого выявить общее и особенное в цивилизационном развитии известных государств. Дать определение понятию цивилизация, выяснить характерные черты цивилизации Древнего Востока.

Задачи урока:

  • повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты цивилизационного развития народов и государств Передней Азии в древности;
  • на основе анализа и обобщения известного исторического материала выделить и осмыслить главные признаки ведущего сквозного понятия - цивилизация;
  • закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;
  • в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, памяткой, тестом, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.

Оборудование урока: карта “Древние государства мира” “рис. 1”, комплект слайдов “Передняя Азия в древности”, индивидуальные памятки “Государство Передней Азии”, тесты “Что такое цивилизация?”, “Общее в истории народов Востока”, схема “Восточная деспотия” “рис. 2”, раздаточный материал “Культура Передней Азии” “рис. 3”.

План урока:

  1. Географическое положение стран Древнего Востока. Общее и особенное в их образовании.
  2. Государство Передней Азии. “Восточная деспотия”.
  3. Понятие – цивилизация. Характерные черты цивилизации Древнего Востока.

Ход урока:

Во вступительном слове учитель объявляет тему урока, формулирует его цель и задачи. Заголовок темы требует дополнительного уточнения. Следует пояснить, что все те страны, о которых шла речь на уроках ранее можно называть странами Древнего Востока. Придумано это название жителями Западной Европы. Для них Вавилонское царство, Ассирийская держава, Персия действительно были восточными. Работа над новым понятием цивилизация начинается уже в начале урока. Приведя мнение ученых о том, что цивилизация – это тип культуры, можно предложить учащимся раскрыть понятие культура. Учитель дополняет ответы, включая в определение понятия помимо достижений в области архитектуры, живописи, литературы, так же образ жизни людей, их религию, законы, форму правления в государстве. Можно сказать что, на Древнем Востоке в каждой стране сложился особый тип такой культуры, то есть существовало несколько цивилизаций. Между ними было много общего, достаточно вспомнить некоторые факты истории.

Далее организуется работа по повторению изученного материала. Для этого класс уместно разделить на три группы. Каждая получает название, согласно направленности работы, задание и время на подготовку. Например, первая группа – “Картографы”, вторая – “Политики”, третья – “Археологи”.

Группа “Картографы”:

“Картографы” выполняют задание “Угадай страну”. Для этого они используют, в качестве раздаточного материала, информационные карточки с кратким описанием стран, а так же работают с картой “Древние государства мира” “рис. 1”.

Рисунок 1

Варианты карточек:

“Народ этой страны много страдал, но все же очень бережно относился к своей истории. Так бережно, что мифы и легенды о жизни этих людей в последствии составили целую книгу “Библию”.

“Правитель этой страны придумал жесткие, но как он считал справедливые законы, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове”.

Отвечая по своему заданию, учащиеся у карты определяют границы Древней Палестины, объясняют, что страна располагалась на Юго-восточном побережье Средиземного моря, в районе реки Иордан, главный город – Иерусалим. Узнав творение царя Хаммурапи, объясняют, что Вавилония располагалась в Юго-западной части Евразии в районе рек Тигр и Евфрат, главный город – Вавилон. Аналогичным образом объясняется географическое положение, указываются границы и столицы Ассирии, Финикии, Персии. В качестве первого вывода, отмечается, что эти страны располагались в районах крупных водных артерий, это общее в географическом положении.

Переходя к следующему пункту плана, учитель предлагает выяснить, как такая закономерность в процессе образования стран, повлияла на формирование государственного строя.

Группа “Политики”:

Учащиеся второй группы “Политики” выполняли задание по памятке, образуя пары. Характеризовали особенности организации жизни и формирования государственного строя в какой-либо из стран Передней Азии.

Памятка “Государство Передней Азии”.

  • территория, города, столица;
  • основные занятия жителей;
  • положение жителей в государстве;
  • глава государства и управление государством.

При проверке задания, аналогичные памятки следует раздать для всех учащихся класса. Выслушивая ответы, учителю уместно проиллюстрировать их слайдами, наглядно подтверждая сказанное. Для закрепления основных дат и понятий возможны дополнительные вопросы. Например, при описании Древней Финикии (слайды 11–14) учащиеся дают еще раз характеристику географического положения страны, отмечают успехи финикийцев в морской торговле, кораблестроении, садоводстве. Учитель конкретизирует внимание на том, что финикийский народ вошел в историю как миролюбивый. Финикийские купцы были достаточно предприимчивые люди и не останавливались на достигнутом. Подтверждая слова учителя, группа рассказывает о колониях финикийцев, дает определение понятию колония. Вспоминают о том, что торговля “живым товаром” была нормой и повлияла на положение людей в государстве. Отмечают существующие неравенства, приводят примеры о поведении финикийцев в других странах, предполагают сильную государственную власть.

Говоря об Ассирийской военной державе (слайды 15–19), называют дату образования государства. Выявляют связь между географическим положением в северной части Междуречья и основными занятиями жителей. Отмечаются предпочтения в охоте, скотоводстве, земледелии, особенно в связи с появлением железных орудий труда. Объясняя, в результате чего Ассирия превращается в державу, дают определение понятию держава, вспоминают о завоевательных походах Ассирийских царей, показывают их направление на карте (слайд 15), рассказывают об ассирийском войске. Говоря о положении народа, приводят примеры о казнях, переселении народов, вспоминают, что столица Ассирии – г. Ниневию называли “логовом львов”, делают вывод о существовавшем неравенстве. Учащиеся самостоятельно называют Ассирийских царей (Тиглатпаласар, Ашшурбанапал), отмечают их вклад в дело процветания государства.

Аналогично при помощи памятки и слайдов проводится характеристик Вавилонского и Персидского царств (слайды 20–30). На изученном материале по истории этих стран, учащиеся имели возможность подробнее узнать о таких древних правителях, как Хаммурапи, Кир, Дарий I. В процессе сравнения может быть закреплено понятие об особой форме правления – восточной деспотии. Рассказывая об управлении государством, учащиеся вспоминают о законах вавилонского царя Хаммурапи, отмечают методы его правления: сосредоточение в руках всей полноты власти и прав собственности на землю. Говоря о правлении в Персии Дария I, отмечают создания им аппарата чиновников для управления многочисленными сатрапиями. Подводя итоги работы группы, вниманию учащихся предлагается схема “Восточная деспотия” “рис. 2”. С ее помощью учитель еще раз закрепляет особенности системы управления, необходимой в столь неоднородном обществе, где каждый слой населения занимал определенное место, согласно обязанностям и правам.

"Восточная деспотия"

Рисунок 2

Учителем отмечается, что народ каждого из названных государств оставил большой след в истории и культуре мира. Проверяется выполнение задания учащихся третьей группы.

Группа “Археологи”:

Им предлагалось распределить по странам Передней Азии памятники материальной и духовной культуры, используя иллюстративный материал “рис. 3”. Во время заслушивания ответов, аналогичный наглядный материал предоставляется всем учащимся класса. Классифицируя достижения по странам, учащиеся дополняют друг друга, сообщая свои знания по поводу памятников культуры.

Рисунок 3

В заключительной части урока учитель организует работу с тестом.

Общее в истории народов Древнего Востока

  • раннее становление и образование государств;
  • общие занятия населения;
  • сложная система оросительного земледелия;
  • общий язык;
  • одинаковые религия и верования;
  • неравноправное положение слоев общества;
  • цари, правители;
  • форма государственного правления;
  • рабство;
  • памятники культуры;
  • обычаи, законы.

Совместно отмечаются черты, объединяющие народы в их развитии. Уместно уделить внимание и остальным, так как именно они определяют исторический облик народа, свой тип культуры, то есть определяют цивилизацию, особенную в каждом древнем государстве. Учащимся предлагается еще один тест по итогам работы с которым, в тетрадях фиксируется итоговый вывод по уроку. Цель работы – обнаружить общее теперь уже в цивилизационном развитии государств Передней Азии, закрепить представление о понятии цивилизация.

Тест “Что такое цивилизация?”.

  1. Древние государства появлялись:
    • по всей земле одновременно;
    • только на океанском побережье;
    • постепенно в долинах крупных рек.
  2. На территории древних государств были:
    • города, окруженные крепостными стенами;
    • отдельные дома жителей;
    • поселения жителей.
  3. Жители в древних государствах:
    • были равны перед законом;
    • все считались рабами правителя;
    • были неравны, то есть были богатые и бедные.
  4. Главой государства был:
    • старейшина избранный всеми;
    • царь, получивший власть по наследству;
    • религиозный служитель “по воле бога”.
  5. Необходимым для обеспечения правопорядка в государстве было:
    • тайная полиция;
    • законы и письменность;
    • подарки всем жителям;
    • грамотные чиновники.

Целесообразно предоставить учащимся, самостоятельно пояснить выполнение этого задания. В итоге с помощью учителя формулируются и записываются характерные черты древневосточной цивилизации. Отмечается переход к земледелию как толчок к появлению государств в районах крупных рек, наличие городов на определенной территории, появление неравенства и царской власти единоличных правителей, возникновение письменности, организация управления через аппарат чиновников и законы, вклад народов Востока в культуру народов мира.

Домашнее задание: Рисунок – загадка отражающий главные культурные достижения любой страны Передней Азии.