Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

Декларация прав ребенка (1959 год);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).

Рисунок 1

Изучив эти документы, я решила начать свою работу по ознакомлению дошкольников с основами правового сознания. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

С взрослыми:

Формирование гуманного отношения к ребенку.
Формирование правовой культуры.
Обеспечение защиты прав.

С детьми:

Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
Развитие социальных навыков.
Формирование правового сознания детей.

Мною были написаны методические рекомендации по теме “Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста”. Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира.

Темы ознакомления детей с основами правового сознания.

Младший дошкольный возраст:

Сентябрь: “ Я – человек”.

Октябрь: “ Я – человек”.

Ноябрь: “ Я и моя семья”.

Декабрь: “ Я и моя семья”.

Январь: “ Мой организм, или из чего я сделан”.

Февраль: “ Я и мои игрушки”.

Март: “ Я и люди на Земле”.

Апрель: “ Я и мои права”.

Май: “ Я и мои права”.

Старший дошкольный возраст:

Сентябрь: “Знакомство с Декларацией прав человека”. “Право на жизнь, свободу, семью”.

Октябрь: “Право на жилье, пищу, личное имущество”.

Ноябрь: “Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь”.

Декабрь: “Право на медицинскую помощь и охрану здоровья”.

Январь: “Право на гражданство”.

Февраль: “Защита детей”.

Март: “Право на дружбу и собственное мнение”.

Апрель: “Сделал дело - гуляй смело”.

Май: “Я и общество”.

Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН “Неразлучные друзья - взрослые и дети”; традиционные праздники – концерты “Бабушка любимая моя”, “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми мы решаем задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях? А еще мы ежемесячно выпускаем групповую газету “Наши звездочки”, где помещаем интересные случаи из жизни детей с детскими комментариями, оценками.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использую устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Составленная совместно с детьми “Декларация прав группы”, в которую входят такие правила, как:

кто сильнее, тот уступит,
умеешь сам – научи другого,
5 на 5 - не будем сдачу мы давать и так далее.

Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети рассказывали о своих поступках и на доске отмечали положительное - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

Также совместно с детьми были сделаны индивидуальные книжки “Права ребенка” и книжка-раскладушка “Ваши права”, где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности. Отрадно, что в повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на “Права ребенка”. В специально оборудованном уголке дети знакомятся с Декларацией прав человека. Помогает им в этом Зеленый Человечек из книги А.Усачева.

Большой популярностью у детей пользуется Емеля, именно с ним дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют свои права и обязанности. Емеля приходит к детям каждую неделю, зовет их на чаепитие и за неспешным разговором ведет беседы:

“Кто такой настоящий друг?”;
“Помогаем дома маме”;
“Смелые первые, а вторые?”
“Дядя Степа и Вовка – добрая душа”.

В своей работе учитываю право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.

В данной работе “По развитию у детей представления об основах правового сознания” педагоги найдут материал, с помощью которого им удастся развить в ребенке интерес к миру людей и к самому себе. А также пробудить желание воспитывать самого себя.

Например, занятие “Ласковое словечко – доброе сердечко”, младший возраст.

Цель:

Дать знания о том, что все люди, и маленькие, и большие, имеют право на уважение, имя, внимание и заботу.
Закрепить знания правил поведения дома, в группе, на улице.
Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого, а договариваясь; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.

Ход занятия: Приход кота Леопольда.

Игра "Волшебный сундучок" (собираем вежливые слова).

Слушание песни кота Леопольда про доброту "Если добрый ты...".

Кукольная инсценировка. Машенька из сказки "Три медведя" (просит, чтобы ей помогли вернуться домой), (приказным тоном

– Медведи, я заблудилась в лесу, верните меня домой!)

– Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок. Я вам помогу все убрать! (вежливая просьба)

– Медведи, я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины (требовательным тоном).

Беседа-диалог "Выбери правильный вариант разговора".

Подвижная игра с Машенькой в “Жмурки”.

Диафильм "Волшебное слово" Э.Мошковской. Игровая задача: некоторые звери забывают волшебные слова, дети им любезно напоминают.

Воспитатель предлагает фразы (тон, фраза, мимика, жесты). Дети реагируют соответствующей мимикой, выражающей оценку фразы, сказанной воспитателем.

Требовательный тон, сердитое выражение лица, руки в бока. Фраза – Иди сюда немедленно, я кому сказала!

Оценка детей – испуганная, печальная мимика, страх на лице.

Приветливый тон, ласковый голос, вытянутые руки, добрые глаза, ласковая улыбка. Фраза – Подойди, Сашенька, ко мне, пожалуйста!

Оценка детей – доброе выражение лица, улыбка, радость.

Игра-упражнение "Порадуй без подарка" (доброе слово, улыбка, погладить по голове, приласкать и т.д.)

Итог занятия (говорит кот Леопольд)

– Все любят, когда к ним вежливо обращаются, уважают, не обижают, называют ласково, по имени. Если хочешь, чтобы к тебе всегда хорошо относились, будь таким сам.

“Знакомство с Декларацией прав ребенка”. Старший дошкольный возраст.

Цель: Дать детям знания о том, что существует закон, который охраняет ребенка. Этот закон назван "Декларацией прав ребенка". Каждый ребенок, независимо от места жительства, цвета кожи, языка, пола, возраста, богатства или бедности, социального происхождения имеет права. Никто не может их нарушить. Права одного человека не могут и не должны ущемлять прав других людей /детей или взрослых/. Воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

Закрепить у детей умение передавать свое эмоциональное состояние словами.
Развивать речевую активность, умение подбирать слова-синонимы: грустный: печальный, обиженный, несчастный, одинокий.
Воспитывать в детях отзывчивость, сопереживание.
Подготовка: стихотворение А.Барто "Одиночество", иллюстрация или картинка одинокого обиженного ребенка, игрушка - маленький человечек, "Декларация прав ребенка" под ред. А.Усачева, глобус, изображение людей разного пола, возраста, национальности, тетрадь, карандаши.

Ход занятия:

Чтение стихотворения А. Барто "Одиночество":

Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заброшенный найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу
С лягушатами.
Буду слушать птичий свист
Утром, в перелеске.
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе!

Вопросы по содержанию стихотворения:

Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество?
Что могло случиться, что он решил жить один в лесу?
Бывает ли у вас такое желание и настроение?
Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одним необычным Маленьким Человечком. Он живет в одном Большом городе. Днем Маленький Человечек ходит на работу, а вечером сажает в своем саду тюльпаны или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что все вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что Большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча ногами цветы.

– Что вы делаете? – кричал им Маленький Человечек – Пожалуйста, будьте внимательны!

Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

Однажды, Маленький Человечек нашел в библиотеке книгу, которая называлась "Всеобщая декларация прав человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человечку.

Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".

– У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?

– Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах – правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

Откройте, пожалуйста, тетради и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".

Можно предложить образец детям, которые затрудняются.

А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник).

Показ иллюстрации и чтение права: "Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста".

Нарисуйте, пожалуйста, разноцветных человечков. Что надо сделать, чтобы они все подружились?

Ответы детей:

нарисовать, чтобы они взялись за руки;
нарисовать их на одном земном шаре;
нарисовать над ними одно солнце (радугу);
нарисовать их на одной радуге;
нарисовать их на лепестке одного цветка;
нарисовать их в одном большом доме и т.д.

Дети выбирают понравившийся вариант, рисуют.

На глобусе (карте) разместить людей разной национальности, разного пола и возраста. Выполняют дети, которые успели закончить работу быстрее.

Итог занятия: Кто из детей может пользоваться правами? Как называется книга, в которой они записаны?

Разработанные мной авторские дидактические игры, помогают закрепить знания детей о правах и обязанностях. Например:

Дидактическая игра “ Кто права нарушил?”

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.

Например: “Заюшкина избушка”, “Волк и семеро козлят”, “Буратино”, “Теремок” и т.д. “Кто и какое право здесь нарушил?” - спрашивает ведущий. Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

Работая в тесной взаимосвязи с родителями, провела:

деловую игру “Умей любить ребенка”,
круглый стол “Обсуждаем Декларацию прав ребенка”,

консультации на темы:

“Ребенок и его права”;
“Независимый дошкольник”;
“Влияние родительских установок на развитие детей”;
“Рождение личности”;
“Родительская любовь”.

Предложила родителям домашние творческие задания:

“Домашние обязанности вашего ребенка”;
сочинение “Мой ребенок и его индивидуальные особенности”;
альбом “Мой мир” с рисунками и фотографиями;
анкетирование “Знаете ли вы права ребенка?”.

В течение года делилась опытом работы по данной теме с педагогами:

выступление на метод. объединении с консультацией “Ребенок и его права”;
участие в городском Дне Новатора;
показ итогового открытого занятия “Ребенок имеет право”;
выступление на заседании совета педагогов с творческим отчетом;
провела семинар-практикум “Знакомим детей с правами”;
разработала материал для диагностического обследования детей по теме “Права ребенка”;
выступила на общем родительском собрании “Я и самоуважение ”.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

Диагностика по теме “Права детей”

Все дети имеют одинаковые права независимо от:

национальности
языка
цвета кожи
социального происхождения
богатства / бедности
места жительства
пола
возраста

Дети имеют право на:

жизнь
свободу
семью
жилище
питание
имущество
друзей
имя
собственное мнение
выбор
защиту
заботу
любовь
внимание
помощь
медицинское обслуживание
учение
развитие
отдых

Защита ребенка от:

разлуки с родителями
унижения
рабства
жестокости
непосильного труда
купли, продажи, замены

Обязанности ребенка:

забота о людях
посильная помощь взрослым
самообслуживание
помощь младшим и забота о них 

ЛИТЕРАТУРА.

Антонов В.А. Изучаем права человека. – “ Вита – пресс “, 1997. – 40 с.
Арон К.Н., Сахарнов С.М. Едем, плаваем, летаем. – “ Детская литература”, 1993
Бабич Л.Н. “365 увлекательных занятий для дошкольников” – Москва, Айрис–пресс, 2000 – 256 с.
Волина В.В. Праздник Букваря. – “АСТ – пресс “, 1996.
Ворожба В.К. Почему? выпуск № 1; № 2 , - М: “ Карапуз “ 1998.
Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: “ Академия развития “, 1997–160 с.
Дитрих А.А., Юрмин Г.С., Кошурникова Р.Н. Почемучка – М: “ Педагогика “,1987. – 452 с.
Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: “ Комета Дуэт “, 1994. – 112 с.
Журналы “ Дошкольное воспитание “, “ Защити меня’’ №1 – 2003 г. “ Начальная школа: плюс – минус “, “ Ребенок в детском саду “, “ Педсовет “, – № 9 – 1996., № 4 – 1997., № 1 – 1998., № 9 – 1998 ,
Зайцев Г.Р. Уроки Айболита. – С - Петербург: “ Акцидент “, 1998.
Зайцев Г.Р. Уроки Мойдодыра. – С - Петербург. “ Акцидент “, 1998.
Заходер Б. Стихи и сказки. – М: “ Детская литература “, 1991. – 241 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: “ Академия развития”, 1997. – 216 с.
Корк Барбара, Рейд Струен, Юный исследователь. – М: “ Росмэн “, 1996.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: “ Академия развития “, 1997 – 208 с.
Ли Сюзанна Город – лабиринт. – М: “ АСТ – пресс “, 1998.
Морохин В.Н. Малые жанры русского фольклора. – М: “ Высшая школа”,1986. – 376 с.
Насонкина С.А. Уроки этикета. – С - Петербурга: “ Акцидент”, 1998.
Остер Г. Физика, – М: “ Росмэн”, 1995.
Рылеева А.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей, – М: “ Линка–пресс”, 1998.–34с.
Саплина Е.В., Саплин А.И.. Введение в историю. – М: “ Дрофа”, 1999. – 516 с.
Сахинова З.Г.. Читаем детям. – Ленинград: “ Просвещение”, – 1987. – 304 с.
Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: “ Ангстрем”, 1993. – 84 с.
Усачев А.Н., Березин А.К. Основы безопасности жизнедеятельности”. М: “ АСТ–пресс”, 1996.–137 с.
Шабельник Е.С. Права ребенка. – М: “ Вита – пресс”, 1997.
Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М: “ Вита–пресс”, 1997.–30 с.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С - Петербург: “ Детство – пресс”, 2000. – 384 с.
Шурыгина И.И. Хороший тон – М: “Терра”, 1996. 218 с.
Юдин Г. Главное чудо света. – М: “Педагогика”, 1991 – 451 с.
Юдохина Ю.И. Здравствуй, друг, дорожный знак”. – М: “ Карапуз”, 1998.–30 с.