Предметный мир и его роль в процессе социализации личности ребенка

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы:

Предметы, которыми ребенок не действует.

Предметы, которыми он постоянно пользуется.

Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

Спонтанно-исследовательский.

Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

Вариативный.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

С помощью родителей мы приобрели бытовую технику. В группе есть: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, электрочайник, настольная лампа, компьютерная приставка “Денди”, электровафельница, утюг. Мы периодически рассматриваем, как они работают, выявляем, какой принцип заложен в механизме действия. Запланировали провести игры-занятия “Как сохранить тепло (с помощью каких предметов можно сохранить тепло)?”, “С помощью каких предметов можно осветить темную комнату?” Советуем родителям научить детей дома пользоваться бытовой техникой.

На третьем этапе задачи решаются через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре “На что похоже?” дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка. Полезны игры типа “Продолжи линию”, “Дорисуй”, “Измени рисунок”, “Что предмет расскажет о себе?”, “Найди пару” (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: веник - пылесос, счеты – калькулятор).

В процессе работы над этой темой у детей появился прочный запас знаний, владение терминологией и бережное отношение к предметам рукотворного мира.

По заданной теме составила перспективный план на темы: “Игрушки”, “Одежда”, “Обувь”, “Посуда”, “Мебель”, “Постельные принадлежности”, “Головные уборы”, “Спортивный инвентарь”, “Транспорт”, “Лепка из глины, пластилина, теста, снега, песка, природного бросового материала”, “Поделки из дерева, бумаги, ткани, ниток, природного материала”.

Электроприборы

Цели: продолжать знакомить детей с электроприборами. Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.

Занятия

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

  1. Беседа “Электроприборы на кухне” (мясорубка, миксер, холодильник, печь).
  2. Экскурсия на кухню.
  3. Электроприборы, которые помогают нам отдыхать (магнитофон, телевизор и др.).
  4. Интегрированное занятие “Наши домашние помощники”. (утюг, пылесос, стир. машина)
  5. Комплексное занятие “Кому нужен компьютер, пишущая машинка”.
  6. Чтение “Все о лифте”.
  7. Игра “Кнопочки в нашей квартире” (звонок, выключатель, фонарик).
  8. Беседа о телефоне.
  9. Экскурсия в прачечную.
  10. Итоговое занятие.
  1. Вечер загадок (бытовая техника).
  2. Д\и “На чем можно сварить кашу”.
  3. Д\и “Наши помощники на кухне”.
  4. Д\и “Наши домашние помощники”.
  5. Д\и “Что нам помогает отдыхать”.
  6. Д\и “В нашей квартире”.
  7. Д\и “Чудо-вещи вокруг нас”.
  8. "Устроим выставку вещей”.
  9. Д\и “Путешествие за ценными находками”.
  10. Труд “Чистка ковра”.
  11. Что предмет расскажет о себе.
  12. Труд “Стирка белья”.
  1. Викторина "Почемучки”.
  2. С\р игра “Семья”, “Магазин”.
  3. Д\и “Путешествие в страну вещей”.
  4. Д\и “Наши помощники”.
  5. Д\и “Есть ли у человека помощники в труде”.
  6. Игра-загадка “Кто, что, из чего и зачем”.
  7. Д\и “Поможем Незнайке”.
  8. Д\и “Большой экзамен”.
  9. Д\и “Для чего нужен холодильник, телефон, телевизор”.
  10. Труд “Приготовление салатов, коктейлей, печенья”.
  11. Развлечение “Помоги Федоре”.

Мною разработаны конспекты занятий.

Тема: “Обувь разная нужна, обувь всякая важна”.

Цели. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, называть существенные детали предметов, группировать по функциональному признаку, придумывать фантастический вид обуви, сделанной из разных материалов (дерева, стекла, бумаги, металла). С помощью множества найти пары обуви и сосчитать, сколько человек оставило обувь.

Предварительная работа: Рассматривание картины “Сапожная мастерская”. Чтение Д. Вадачкарея “Тихие башмачки”. Беседа “Где шьют обувь?”. Чтение “Обувная фабрика”. Игра “Кто быстрее зашнурует ботинки?”. С\р игра “Магазин обуви”. Труд “Чистка обуви”.

Методические приемы:

Сюжетно-ролевая игра “Выставка обуви”

Логическая задача "Чем хороши, плохи резиновые сапоги".

Отгадай загадку, кто мы.

В ясный день сидим мы дома
Если дождь, у нас работа –
Топать, шлепать по болотам.

Сюрпризный момент.

В моей туфельке спряталась Дюймовочка. Ребята снимите по одной туфельке и придумайте, как Дюймовочка может с ней поиграть. Дюймовочка прыгает по очереди в туфельку к детям и они придумывают, чем она может стать (домиком, лодочкой, самолетом).

Беседа о старинной обуви.

Сапожная мастерская “Фантазер”.

Д\и “Подбери нужную обувь”

На вращающейся ширме нарисованы: Золушка, Железный дровосек, Буратино, Емеля, Дед Мороз, Кот в сапогах.

Превращения.

Дети попали в сказку. Надели сказочную обувь и ходят в ней. Гости отгадывают в какой.

Д\и “Кто быстрее”.

Дети складывают обувь в кучу, звучит музыка “Валенки”. Дети танцуют. По окончанию дети быстро обуваются.

Работа с множествами.

Дети соединяют точки и считают, сколько кукол оставили обувь.

Д\и “Отгадай на ощупь”.

Д\и “Найди предметы ухода за обувью”.

Дюймовочка благодарит детей за помощь и дарит шоколадную туфельку.

Тема: “Откуда взялась бумага”.

Цель: Познакомить детей с методом изготовления бумаги. (Деревья спиливают в лесу, отвозят на бумажную фабрику, где их в первую очередь очищают от коры. Затем бревна перемалывают на мелкие кусочки и варят в спец. растворе. Так получается целлюлоза). Углубить знания о том, что бумага – один из самых полезных материалов, придуманных человеком. Воспитывать речевую активность, самостоятельность мышления, умение творчески видоизменять предметы.

Рассказ воспитателя “Осиное гнездо”.

Закрепить, что люди научились делать бумагу у ос. Осы пережевывают своими челюстями крошечные кусочки старой древесины пока она не превращается в мягкую влажную массу, которая называется пульпой. Потом осы выплевывают эту пульпу и разглаживают ее лапками в тонкий листок. Когда листок высыхает, он становится бумагой.

Чтение “Оса в комнате” Ж. Давитьянц.

Просмотр видеофильма “Путешествие за книгой”.

Рассматривание картинок лесопромышленного комплекса.

Экскурсия на Братский ЛПК.

Рассказ воспитателя о целлюлозно-бумажном комбинате.

Почему бумагу считают одним из самых полезных материалов, придуманных человеком.

Д\и “Кто больше назовет предметов, сделанных из бумаги”.

Тема: КВН исторический.

Цель: Закрепить знания детей об истории происхождения предметов: мебели, одежды, посуды, головных уборов. Углубить знания об истории письменности: на чем писали древние люди, чем, какими значками. Предложить с помощью символов написать письмо. Развивать творческое мышление, активизировать познавательную деятельность детей.

Методической приемы:

Разминка. Из набора картинок с посудой надо накрыть стол в замке, в крестьянской избе. Какие правила поведения за столом вам известны?

Домашнее задание:

Раскрасить древнегреческую вазу, русский ковш, царский кубок.

Лучший рассказ “Печной горшок” (дополнительный материал из книги М. Ильина, Е. Сегал). “Откуда берутся вещи”.

Работа вместе с реставратором. Археологи нашли во время раскопок разные вещи, но прежде чем они попадут в музей, их надо восстановить. Попробуйте дорисовать их.

У детей раскраска со старинной мебелью. Нужно раскрасить: сундук – красным, шкаф – зеленым, комод – синим, буфет – желтым.

Конкурс. Помоги этим людям сесть на свой стул. Стрелками проведите их путь до своего места (грек, король, крестьянин, современный человек).

Конкурс. Одежда в разные времена

Какой вид одежды был самым распространенным в средние века?

Какие вы знаете виды русской одежды (оденьте мальчика и девочку в русские костюмы)?

Конкурс капитанов. Головные уборы.

Что означают пословицы:

На воре и шапка горит

Дело в шляпе

Шапку в охапку и бегом

Кто из книжных героев смастерил себе шляпу? (Робинзон Крузо).

Он ведь знал, что первые люди ходили в одеждах из звериных шкур, а на голове носили меховые колпаки, и на своем необитаемом острове он сшил себе такой же меховой колпак.

Раздайте головные уборы их владельцам.
Выходят дети, наряженные в повара, космонавта, моряка, царя и рыцаря.

Конкурс. История письменности.

На чем и чем писали древние люди?

Кто пишет, какое письмо?

Соедини линиями каждого человека с письмом, которое он пишет.

Найди ошибки, которые допустил художник на этом рисунке.

Попробуйте написать письмо человеку, который не знает ни одного современного языка, например, вождю индейского племени, попытайтесь сообщить ему какую-нибудь простую новость.

Например:

Вы хотите предупредить его об опасности со стороны другого племени.

Вы хотите рассказать об удачной охоте.

Музыкальный конкурс.

Под какую музыку танцевали племена древних людей, жившие в древние века, современный человек.

Мной составлен перспективный план работы с родителями по месяцам

Сентябрь.

Консультация “Мир вокруг нас”.

Родительское собрание. Тема: “Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности.

Выставка детских рисунков “Мир вокруг нас”.

Консультация психолога “Роль семьи в воспитании детей”.

Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к социальному миру, составила авторские дидактические игры.

Д\и “Радио”

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о ребенке, который потерялся. Развивать речевую память.

Воспитатель составляет описательный рассказ о ребенке, дети угадывают, кто потерялся.

Дети выполняют роль ведущего.

Д\и “Мастерица”.

Цель: Развивать творчество, фантазию, умение раскрашивать наряды кукол.

Дети разукрашивают готовые трафареты одежды.

Дети рисуют одежду и вырезают ее.

Дети сортируют одежду по сезонному значению.

Анализ опыта работы показывает, что наиболее эффективное планирование своей деятельности, которое должно отвечать интересам и потребностям ребенка, – это проектный метод работы.

В основе проектного метода лежит взаимосвязь между отдельными разделами программы, развитие познавательных, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей. При этом выбор содержания проекта осуществляют сами дети, а планирование разных видов деятельности и ее организацию в центрах активности обеспечивает воспитатель.

Переход на проектный метод означает включение в занятие проблемных ситуаций детского экспериментирования, комплексные занятия. Например:

Тема проекта: “Посуда”

Цель: Закрепить и углубить знания детей о посуде, материале из которого она изготовлена. Уточнить, какие признаки отличают один материал от другого: внешний вид, прочность, окрашиваемость, способ обработки, использование. Упражнять в классификации посуды (чайная, столовая). Подчеркнуть, что на изготовление посуды затрачивается труд людей. Познакомить со способами изготовления разной посуды, профессией гончара. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Центр искусства. “Развитие детей в изобразительной деятельности”

Лепка: “Чайная пара”, “Слепим посуду для трех медведей”, “Ваза для мамы”.

Аппликация: “Украсим чашку”, “Подарок для бабушки Федоры”, “Преобразуем геометрические фигуры в посуду”.

Рисование: по стихам И.Токмаковой “Каша”, “Роспись тарелочки”, “Сказочная посуда”, д/игра “В антикварной лавке”, “Дорисуй посуду”.

Центр книги. “Речевое развитие ребенка. Развитие представлений о человеке в истории и культуре”.

Рассматривание посуды (столовая, чайная).

Чтение стихотворения Е.Благининой “Обедать”.

Чтение сказки “Жихарка” (столовые приборы).

Рассматривание сюжетных картинок “Дети обедают”.

Чтение: “Федорино горе” К.И.Чуковского.

Рассказ о работе гончара и фарфоровом заводе.

Логическая задача “В чем Мишка может сварить яйцо”.

Дидактическое упражнение “Закончи предложение” (в сахарнице хранят …; я положил хлеб в …).

Логическая задача: “Деревянная ложка – чем она лучше и хуже обычной, металлической”.

Дидактические игры “Куда что положить”, “Что кукле нужно к обеду”, “Как можно использовать эту посуду”.

Вечер загадок о посуде. Составить рассказ “Что я видел в гончарной мастерской”. Придумать название чайному сервизу, написать слова по теме: “Вывески для магазинов”.

Центр математики. “Развитие элементарных математических представлений”.

Сосчитать посуду в магазине, написать ценники, закрепить геометрическую форму посуды, измерить, сколько стаканов воды войдет в кувшин, кастрюлю, кружку. Рассортировать посуду по величине. Дидактическая игра “Расставь посуду в шкаф” (по величине). Дидактическая игра “Чудесный мешочек” (по форме). Логическая задача “Как преобразовать один предмет в другой”.

Центр песка и воды. Центр науки. “Развитие элементарных естественнонаучных представлений”.

Лепка посуды из песка, глины. Украшение посуды. Мытье кукольной посуды. Дидактическая игра “Научим куклу мыть посуду”

Центр игры. “Развитие игровой деятельности”.

Использовать все атрибуты и посуду, изготовленную детьми. Сюжетно-ролевая игра “Гости”, “Магазин посуды”, “Дом”, “Столовая”, “В гостях у трех медведей”.

Центр драматизации. “Развитие ребенка в театрализованной деятельности”.

Фланелеграф “В гостях у солнышка”. Кукольный театр “Колобок”, “Три медведя”. Пальчиковый театр “Теремок”.

Центр музыки. “Развитие ребенка в музыкальной деятельности”

Развлечение “Как у бабушки Федоры”.

Постановка “Муха-Цокотуха”.

Центр строительства. “Развитие конструктивной деятельности”.

Вазы из бумаги, пластиковых бутылок.

Изготовление мебели для посуды: из строительного материала, спичечных коробков, картона, пластика, бумаги.

Центр движения. “Физическое развитие и здоровье”.

Спортивное развлечение “Федорино горе”.

Подвижная игра в мяч (Воспитатель бросает мяч и говорит второй слог “ница”, ребенок ловит мяч и добавляет слово: сахарница, хлебница …).

В результате проведенной мной работы по теме: “Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка” у детей запас знаний и характер представлений повысился. Дети стали лучше ориентироваться в мире предметов, выделять опасные и безопасные для них предметы, полезные и интересные, осваивать способы действия с ними.

У детей повысилось содержание социального опыта, что повлияло на развитие памяти, речи, ручной умелости.

Расширились представления о предметах, их свойствах, качествах, функциях.

Фамилия, имя ребенка

Предметный мир ребенка

Предметы, которыми ребенок постоянно пользуется

одежда обувь головные уборы игрушки посуда мебель постельные принадлежности спортинвентарь школьные принадлежности

Предметы, которыми ребенок не пользуется

сухопутный транспорт водный транспорт воздушный транспорт электроприборы проф. инструмент

Предметы, которые ребенок способен изменить, преобразовать, приспособить для своих нужд

пластилин глина песок тесто снег нитки ткань бумага дерево бросовый материал природный материал

Список литературы:

Богданов В. В. История обыкновенных вещей
Виноградова Н. Дети, взрослые и мир вокруг них
Декларация прав ребенка
Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем
Дыбина О. В. , Артамонова Предметный мир как источник познания
Дьяченко О. Чего на свете не бывает
Журнал “Дошкольное воспитание”
Зеньковский В. Психология детства
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью
Козлова С.А.  Мой мир
Методические рекомендации
Петровский В. А. Построение развивающейся среды в ДОУ
Подъянов Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста